Работа с текстом на уроках литературного чтения

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: литературное чтение, работа с текстом, технология Н.Н. Светловской


Умение анализировать художественное произведение – это комплексное умение, представляющее собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого:

  1. Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.
  2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.
  3. Умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.
  4. Умение целостно воспринимать образ-персонаж в эпосе, образ-переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.
  5. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.
  6. Умение осваивать художественную идею произведения.

Целенаправленное осмысление учащимися своеобразия художественного произведения можно организовать с помощью этапов работы над текстом, разработанных Н.Н. Светловской. Она выделяла три этапа: работа с произведением до чтения, во время чтения и после чтения.

  1. Сначала проводится подготовка к восприятию текста. Она носит характер предварительной ориентировки. Учащиеся читают ключевые слова и словосочетания, название произведения, фамилию автора, записанные на доске, рассматривают иллюстрации и делают предложения о содержании текста.
  2. Работа в процессе чтения направлена на осмысление текста на уровне содержания. Текст читается по предложениям, абзацам, частям. По ходу чтения задаются уточняющие вопросы для первоначального выступления и понимания прочитанного.
  3. На третьей ступени работы с текстом необходимо достижение понимания на уровне смысла. Здесь формируются умения понимать, запоминать и воспроизводить прочитанное. С помощью этих умений осуществляется глубокое, полноценное восприятие произведения. Учащиеся выполняют и творческие задания – иллюстрирование, словесное рисование, придумывают продолжения, составление диафильма, инсценирование.

Рассмотрим алгоритм работы с текстом на примере произведения Н.Н. Носова "Заплатка" (презентация – см. Приложение 1).

1. Работа с текстом до чтения.

– Кто автор произведения? (Николай Носов) Слайд 1

– Что мы о нем знаем? (детский писатель, автор юмористических рассказов о детях)

– С какими произведениями автора уже знакомы? (Живая шляпа, Фантазеры, Мишкина каша, Огурцы, Незнайка…) Слайд 2

– Предположите, о ком будет произведение, каков его жанр. (о детях, наших ровесниках, юмористический рассказ) Слайд 3

– Прочитайте заглавие. (Заплатка)

– Что означает это слово? (кусок ткани, нашиваемый на дырявое место для починки)

– Предположите, что может произойти с героем. (герой что-то порвет и нужна будет заплатка).

Рассмотрите иллюстрации. Кто будет героем произведения? Что порвется? Как это случится? (мальчик порвет штаны, когда полезет через забор) Слайды 4-6

Давайте проверим, насколько верны наши предположения о герое и событиях произведения.

2. Работа с текстом во время чтения.

Комментированное чтение по частям с последующим озаглавливанием каждой части; словарная работа, постановка проблемных вопросов.

Словарная работа – защитный цвет, лоскуток материи, чернильный карандаш

Вопросы на понимание, прогнозирование событий рассказа:

– Почему штаны солдатские? Почему ребята завидовали Бобке? Какими качествами обладает хозяин штанов?

1 часть – Замечательные штаны

– Что могло произойти со штанами? При каких обстоятельствах?

– Что почувствовал мальчик, когда порвал штаны? Почему?

2 часть – Дырка

– Что сделает Бобка? (попросит зашить штаны)

– Почему мама рассердилась? Почему не зашила штаны? (сумел порвать – сумей зашить)

3 часть – Разговор с мамой.

– Как поступит Бобка? (пойдет так, наденет другие штаны, зашьет сам)

– Как отреагируют ребята на появление Бобки в рваных штанах? Как отреагирует Бобка? Какие чувства он будет испытывать? Как решит поступить? (ребята будут дразнить, мальчик оправдываться, станет стыдно, пойдет зашивать)

4 часть – Какой же ты солдат?

– Почему не получилось красиво пришить? (сильно спешил)

– Как Бобка оценит свою работу? Что будет делать дальше? (не понравится, решит переделать)

5 часть – Первая попытка

– Почему решил перешить? (я должен быть как настоящий солдат)

– Зачем взял чернильный карандаш? (аккуратность)

– Какие слова выбрал автор, чтобы показать, что мальчик старался? (возился, сопел, кряхтел)

– Каков будет результат его труда?

6 часть – Аккуратная работа

– Что скажут ребята, увидев Бобку? (спросят, кто зашивал, похвалят)

– Как ребята догадались, что мальчик сам пришивал заплатку? (чернильный карандаш)

– Будет ли Бобка говорить, что сам зашил? Почему? (нет, т.к. солдаты не хвастаются)

– Как автор показал, что Бобка всем хотел показать свою работу? (вертелся во все стороны)

– Почему Бобка решил научиться пришивать пуговицы? (настоящий солдат должен уметь и заплатку поставить, и пуговицу пришить)

7 часть – «Новые» штаны

Давайте еще раз назовем, на какие части мы разделили рассказ. Слайд 7

3. Работа с текстом после чтения.

А) развитие эмоциональной сферы учащихся

– Понравился ли вам рассказ?

– Что хотел нам сказать автор?

– Личные ассоциативные впечатления (Было ли у вас такое? Что вы делали?

– Если бы вы оказались на месте Бобки, как бы вы поступили?

Б) историческая основа произведения

– Почему мама не зашила на машинке? (рассказ написан в 1941 году…)

В) раскрытие главной мысли произведения

– Какие пословицы подходят к произведению, раскрывают его смысл: Слайд 8

  • Терпение и труд все перетрут
  • Семь раз отмерь – один раз отрежь
  • Торопливый дважды одно дело делает
  • Сделано наспех-сделано наспех
  • У плохого мастера и пила плоха
  • Труд украшает человека
  • Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть

Г) выполнение творческих заданий (домашнее задание) Слайд 9

– Краткий пересказ от лица главного героя.

– Создание иллюстраций к наиболее запомнившемуся фрагменту текста.

– Сочинение еще одной истории про Бобку.