Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Разделы: Русский язык


Урок  с использованием «Технологии критического мышления», стратегия «З – Х  – У» (Знаю – Хочу узнать – Узнал).

Тема урока: Основные приёмы сжатия текста.

Цели урока:

Образовательные:

  • актуализировать известные сведения по теме;
  • знакомство c основными приёмами сжатия текста; 
  • подготовка учащихся к итоговой аттестации по предмету.

Развивающие:

  • развивать умение логично излагать свои мысли, используя литературный язык;
  • развивать умения аргументировать, доказывать;
  • развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
  • развивать умения применять полученные знания.

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку.

Стадия вызова:

  1. Работа в тетрадях. Подготовка таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал». Самостоятельное заполнение графы «Знаю».
  2. Работа на доске. Совместное заполнение граф «Знаю» и «Хочу узнать».

Стадия осмысления: 

  1. Чтение текста с пометами (см. Приложение №1).
  2. Работа в тетрадях. Самостоятельное заполнение графы «Узнал».
  3. Корректировка записей в графе «Узнал».

Стадия рефлексии:

  1. Общая работа класса – ответы на вопросы из графы «Хочу узнать» с опорой на текст.
  2. Подведение итогов: какие вопросы остались без ответа, что ещё хотелось бы узнать о сжатии текста?

Домашнее задание: Составить кластер «Основные приёмы сжатия текста»; подобрать дополнительный материал по теме урока (ответы на оставшиеся вопросы).

Ход урока

1. Вызов.

Цель: активизировать знания учащихся по теме.

Приём: постановка проблемного вопроса.

Формы работы: индивидуальная – парная – фронтальная.

В начале урока учащимся предлагается написать то, что они знают или думают, что знают, о тексте и о приёмах сжатия текста. После записи обсуждают в парах.

После этого заполняется 1 столбец таблицы («Знаю»). Далее каждый индивидуально заполняет 2 столбец («Хочу узнать») (см.  Приложение №2). Несколько человек озвучивают записанное.

2. Осмысление.

Цель: найти ответы на поставленные вопросы и увидеть новое.

Приём: направленное чтение текста (см. Приложение №1): поиск ответов на вопросы.

Форма работы: индивидуальная.

Во время чтения учащиеся находят ответы на вопросы, отмечают что-то новое, важное для них. В тексте разрешается делать любые пометки. Учащиеся должны быть внимательны и сосредоточенны.

3. Рефлексия.

Цель: систематизировать знания, полученные после прочтения текста, попрактиковаться в сжатии текста.

Приём: заполнение таблицы, работа с текстами.

Форма работы: индивидуальная – парная – фронтальная.

Учащиеся работают с 3 столбцом («Узнал»): записывают ответы на вопросы и новую информацию. Обсуждается записанное в парах, в группе. Потом по желанию несколько человек (от каждой группы) читают записанное. Ребята обсуждают высказывания, добавляют, ставят  вопросы к следующему уроку.

Далее учащимся предлагается  потренироваться. Они получают  карточки с заданием для парной или индивидуальной работы (см. Приложение №3) для отработки и закрепления полученных на уроке знаний.

4. Домашнее задание.

Составить кластер «Основные приёмы сжатия текста»; подобрать дополнительный материал по теме урока (ответы на оставшиеся вопросы). У учащихся есть опыт составления кластера. Можно предложить составить синквейн на тему «Основные способы компрессии текста» (см. Приложение №4).

Используемая литература:

  1. Методика подготовки школьников к ГИА 9 по русскому языку. Сборник методических статей лаборатории русского языка и литературы МИОО. Под редакцией Н.А.Нефёдовой. МИОО, 2010.
  2. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика. Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Педагогический университет «Первое сентября», 2011.
  3. Изложения и сочинения с заданиями и ответами. Г.М.Шипицына, «Просвещение», 1997.
  4. Сборник контрольно-тренировочных и тестовых заданий. Русский язык, 9 класс. М.Н.Махонина, Н.М.Девятова, «Интеллект– Центр», 2010.
  5. Рекомендации коллег Валишвили Е.Д., Малининой О.Д., Ульяновой Н.И.