Урок истории по теме "Время соборов". 6-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (26 МБ)


Цели:

  1. формировать общее представление о расцвете средневековой архитектуры XI-XIII веков;
  2. показать, что влияние церкви во многом определяло характер средневекового искусства в Европе;
  3. развивать умение соотносить знания с исторической эпохой, видеть общее и наоборот, устанавливать причинно-следственные связи между событиями.

Оборудование:

  1. Gроектор и презентация.
  2. Приложение 1. Кроссворд для каждой группы.
  3. Приложение 2. Раздаточный материал: элементы готического и романского стиля.
  4. Приложение 3. Раздаточный материал с рисунками храмов в готическом и романском стиле
  5. Приложение 4. Тест: Романский и готический стиль
  6. Схемы романского и готического соборов
  7. Карточки с названиями стилей, элементами готического и романского стиля.

Ход урока

Слайд 1

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

Слайд 2 (Кроссворд)

Вопросы к кроссворду:

  1. Религиозная философия, стремящаяся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений.
  2. Ученый XIII в., монах. Самая знаменитая его книга – “Сумма богословия”, в которой он создал картину всей христианской Вселенной. Его называли “ангельский доктор”.
  3. Известный философ-схоласт XII в.. Преподавал в Парижской соборной школе. Утверждал, что разобраться в вопросах веры можно только при помощи разума – “Нужно понимать, чтобы верить”.
  4. Английский монах, преподавал в университетах Оксфорда и Парижа. Утверждал, что только с помощью опыта и наблюдений можно проверить, верны ли наши знания.
  5. Провансальские поэты – певцы.

Прочитайте ответы на вопросы кроссворда.

Слайд 3 (кроссворд с ответами)

  • Какое ключевое слово получилось? (собор)

Слайд 4 (Тема урока)

3. Объяснение нового материала

Тема  урока: "Время соборов". Сегодня мы узнаем с вами об архитектурных особенностях XI – XV вв.

Тетрадь: запись числа и темы.

Слайд 5

Церковь в период Средневековья пользовалась огромным влиянием. Оно отражалось не только на политике государств, но и в искусстве, в частности в архитектуре. С XI века в Западной Европе началось большое строительство. Церковь расширяла число и величину храмов, перестраивала старые сооружения.

Строители раннего средневековья многое восприняли от строгой архитектуры древних римлян. И поэтому стиль, господствовавший в архитектуре XI и даже XII веков называют романским ( от латинского “Рома”-Рим) . Это первый общеевропейский стиль.

Слайд 6.(Карта)

Мы отправляемся с вами в путешествие по Западной Европе. А вот и первая наша остановка - Германия.

Слайд 7, 8 (видеофрагмент о церкви монастыря Мария Лаах, ученица рассказывает о церкви)

Сообщение ученика: Мы с вами оказались рядом с церковью монастыря Мария Лаах. Название монастыря происходит от лат. слова “лакус” - озеро. Это озеро располагается в горах над Рейном. Основано аббатство в 1093 г. графом Генрихом II. Граф хотел разместить в монастыре свою усыпальницу. В 1156 г. церковь была освещена, хотя ее еще продолжали строить.

Церковь считается классическим зданием немецкой романики. Храм представлял собой удлиненное массивное здание с почти гладкими стенами.

Церковь состоит из трех нефов: центральный неф сильно поднят над боковыми. Продольное помещение пересекалось поперечным залом: он отделял алтарную часть от основной части зала, где собирались верующие. Таким образом, в плане церковь имеет вид креста, в центре высится не купол, а башня, завершающаяся пирамидой.

По бокам, чуть впереди еще две башни. Восточная часть завершалась полукруглой апсидой. В западном конце церкви находятся еще три башни: по бокам две круглые, а посередине многоярусная башня. Западный хор далеко выступал вперед. Всюду повторяются очертания полукруглой арки – во входах в храм, в оконных проемах и при оформлении его фасадов.

А теперь зайдем в храм и рассмотрим интерьер. Внутри храма – своды, промежутки между колоннами венчались полукруглыми арками. Внутренняя часть храма разделена на три нефа рядами колонн. Свет поступает в центральный неф сверху, из окон. Чтобы стены не утратили надежность, окна в них делали маленькими, узкими похожими на бойницы. Поэтому внутри храма царил полумрак.

Снаружи и внутри романский храм суров и массивен. Верующие в этом храме чувствовали собственную незначительность. Храм украшали фрески и рельефы. Большинство прихожан были неграмотными, а здесь они могли увидеть иллюстрации к Библии. Не случайно средневековые храмы часто называют “Библией в камне”.

Другие достопримечательности внутреннего убранства церкви - главный алтарь под балдахином и усыпальница основателя церкви. На постройку церкви ушло более 120 лет.

Слайд 9

  • Что нам напоминает церковь монастыря Мария - Лаах? (крепость)

А теперь используя ключевые слова, объясните почему церковь монастыря Мария Лаах напоминает крепость? (толстые стены, маленькие окна, они высоко над землей, по углам- мощные башни, окна похожи на бойницы и т.д.)

Ключевые слова на доске: стены, окна, башни, колонны, арки, детали украшения храма.

Запись на доске: Романский стиль - XI – XII вв.

  1. Мощные башни
  2. Толстые стены
  3. Небольшое количество скульптур
  4. Маленькие окна
  5. Много полукруглых арок
  6. Мощные колонны

Запись в тетрадь.

Да, действительно, многие церкви и монастыри нередко служили убежищем для населения округи.

  • Что являлось украшением храма, построенного в романском стиле? (фрески и рельефы)

Слайд 10

  • Что такое фрески? (живопись на сырой штукатурке)

Запись в тетрадь.

  • Какие сюжеты изображались на них? (сюжеты из Библии)
  • Как называли средневековый храм? (Библия в камне)
  • Почему? (Большинство прихожан были неграмотными, а здесь они могли увидеть иллюстрации к Библии)

Слайд 11

Мы продолжаем путешествовать по Германии и отправляемся в город Кельн. Именно здесь в одном городе находятся 12 романских церквей. Рассмотрим некоторые из них.

  • Докажите, что это храм построен в романском стиле.

Слайд 12, 13 (иллюстрации: Церковь Св. Марии на Капитолии, Церковь Св. Апостолов)

Но время идет и все изменяется.

Слайд 14 (Внешний собора в готическом стиле)

К середине 12 в. романский стиль постепенно уступает место новому - готическому. Название этого художественного стиля происходит от итальянских слов “маниера готика” — “готская манера” (от названия германского племени готов), именно в эпоху Возрождения ученые-гуманисты дали этому стилю такое название. Так они хотели подчеркнуть, что он не имеет ничего общего с классической культурой. Готика появилась на свет, когда закончились войны между феодалами.

Сайд 15 (Миниатюра “Борьба городов с сеньорами”)

Многие города освободились от власти сеньора. Теперь не надо было строить собор в виде замка-крепости.

Сайд 16 (Внешний собора в готическом стиле)

В каждом городе рядом с рыночной площадью высилась главная городская церковь – собор. Нередко он мог вместить всех горожан, но теперь не для того чтобы укрыться от оврагов. В соборе проводили церковную службу, устраивали собрания, слушали лекции профессоров.

  • Ребята, вспомните, что такое город? (центр ремесла и торговли)

А так как города – это большие торговые и ремесленные центры – существовали в каждом государстве, то и готический стиль очень быстро стал повсеместным там, где была распространена католическая вера.

Мы с вами находимся в Кельне, одном из старых городов Германии, основан в 38 г. до н. э. Во времена средневековья этот город еще больше вырос.

Сайд 17 (иллюстрация “Улица средневекового города”)

Представьте себе, что мы оказались с вами в средневековом Кельне, мы идем с вами по узким улочкам города. А направляемся мы с вами к главной площади Кельна.

Сайд 18 (иллюстрация “Жонглеры”, звучит средневековая музыка “Пастурелла”)

По пути нам встречаются жонглеры. Сегодня праздничный день – в городе ярмарка.

Сайд 19 (иллюстрация “Рыночная площадь”)

Бойко идет торговля. Много купцов из других городов приехали сюда. Но нас интересует совсем другое. Украшением всего города был собор, построенный в готическом стиле.

Сайд 20 (иллюстрация “Строительство собора в готическом стиле”)

Этот собор – дитя города. Весь город принимал посильное участие в его строительстве.

Сайд 21 (фотография Кельнского собора)

Ученик:

В нем витражи горят, как пламя,
Ряды колонн – как будто темный лес,
Одеты стены в кружево из камня,
Венчают кровлю шпили до небес.
Пойдет сейчас наш разговор
Про сердце города – готический собор.

Сайд 22 (видеофрагмент о Кельнском соборе, ученик рассказывает о церкви)

Сообщение ученика: В те времена епископ и бюргеры Германии спорили о том, какой из городов к северу от Альп богаче и крупнее. И Кельнский собор должен был стать самой большой церковью германского мира. Первый камень этого собора заложен в 1248 г.

Новому собору предстояло стать пристанищем для мощей трех библейских волхвов. Они были привезены из Милана. Строительство собора началось со строительства капелл в его восточной части. Первый архитектор собора известен как мастер Йоханес. Он взял за основу план французского собора в Амьене, но внес существенные дополнения.

Возводился собор более чем 600 лет. В 1560 г. работы были прекращены. Три века не было строительства, т.к. строители столкнулись с серьезной проблемой: никто не знал, по какому именно плану следует достраивать собор. Наконец, в 1824 г. был найден чертеж. И лишь в 1880 г. строительство собора было завершено. Благодаря таланту архитектора Эрнста Цвирнера готический дух собора был полностью сохранен - за столетия возведения собора строители не отступили от первоначального плана.

Весь фасад собора словно соткан из каменного кружева. Собор украшает огромное количество декоративных деталей – ажурные фронтоны, башенки, завитки.

Устремление собора ввысь подчеркнуто высокими стрельчатыми арками, окнами и порталами.

На западном фасаде собора расположены две башни, увенчанные остроконечными шпилями. Высота башен - 157 м, а длина собора – 144 м.

Внутри собор имеет легкий высокий стрельчатый свод. Он опирается на пучки узких и высоких колонн. Своды были украшены некогда золотыми звездами.

Пол в соборе выложен мозаикой. Иногда, кажется, что стены готического собора сплошь состоят из огромных цветных окон – витражей. На этих витражах художники изображали сцены из Библии. В одной капелле находится древнейшее Распятие.

В соборе до сих пор что-то исправляют. Он не будет завершен никогда, и это хорошо. Как издавна говорят в Кельне, когда собор будет готов окончательно, рухнет мир. А пока люди приходят в храм с надеждой на спасение.

Сайд 23 (фотография Кельнского собора)

Но родина готического стиля – Франция. Отправляемся в эту страну.

Сайд 24 (карта Европы)

Реймс город в Шампани.

Сайд 25 (видеофрагмент о Реймском соборе, ученик рассказывает о церкви)

Сообщение ученика: В 1210 г. сгорел старый собор, но уже в следующем году был заложен новый. Ему было суждено стать одним из величайших и прекраснейших соборов в христианском мире. Строительство началось с восточной части – с капелл. С самого начала строители ввели элемент, который открыл новую эпоху в архитектурном декоре. Окна состоят из стрельчатых арок с шестилистным клевером. Подобные окна можно увидеть со всех сторон здания.

Главный фасад имеет три яруса и две мощные башни по краям.

Западный фасад собора снизу доверху покрыт каменной резьбой.

Прежде всего, поражает его высота, устремленность вверх. Над центральным входом имеется декоративный фронтон, а выше огромное вырезанное окно из камня в виде цветка. Окно заполнено витражом. Это окно - готическая роза.

Внутри мы везде видим вертикали: тонкие пучки изящных колонн. Они поддерживают стрельчатые арки различной величины. Здесь почти нет гладких поверхностей. Снаружи стены состоят из рядов колонн и окон. Окна заполнены витражами, но не все они сохранились.

Центральный неф возвышается почти на 40 м. Такая конструкция слишком хрупка, чтобы поддерживать своды, поэтому большую часть несущих конструкций пришлось вынести наружу – контрфорсы и наружные арки – аркбутаны. Они также украшены колоннами. Снаружи собор украшают 2500 скульптур.

В 1235 г. справа от главного портала собора появилась известная на весь мир статуя архангела Гавриила. Впервые в средневековой скульптуре статуя выражает эмоции. Рядом позже появилась скульптурная группа - Встреча Марии и Елизаветы. Одежды мелкими и мягкими складками облегают фигуры. Позы изысканы и красивы, лица просветленные, улыбчивые и исполненные особой мягкости.

Многочисленные скульптуры были не просто декором, а частью общего замысла. Коронование Девы Марии Христом подсказывает нам о крещении и коронации французских королей. Именно в этом соборе происходила коронация всех французских королей. Даже во время Столетней войны, благодаря Жанне д, Арк, король Карл VII смог стать законным королем.

Собор освещен лишь спустя 100 лет.

Сайд 26 (фотографии собора в Реймсе)

Во Франции было построено много соборов в готическом стиле. Сейчас мы оправляемся в столицу Франции.

Сайд 27 (фотографии собора в Париже)

  • Назовите столицу Франции. (Париж)

В этом городе находится прекраснейший собор Нотр-Дам де Пари или Собор Парижской Богоматери.

А теперь используя ключевые слова, объясните, почему этот собор относится к готическому стилю?

Ключевые слова на доске: стены, окна, башни, колонны, арки, детали украшения храма.

Запись на доске: Готический стиль - XII - XV вв.

  1. Легкие стены
  2. Много скульптурных украшений
  3. Огромные окна с витражами (окно-роза)
  4. Башни, башенки, шпили
  5. Пучки тонких изящных колонн
  6. Стрельчатые арки

Запись в тетрадь.

Сайд 28 (фотографии мозаики и витржа)

  • Что такое витраж? (композиции из цветного стекла в оправе)
  • Что еще являлось украшением собора? (мозаика)
  • Что такое мозаика? (узор, выполненный из цветных камней)

Запись в тетрадь словарных слов.

И по сей день готические соборы остаются украшением и гордостью многих европейских городов.

Сайд 29 (фотографии Виктора Гюго и Максимилиана Волошина)

Многие поэты и писатели воспели красоту этих соборов. Например, Виктор Гюго написал знаменитый роман “Собор Парижской богоматери”, Максимилиан Волошин – русский поэт не остался равнодушным к красоте готического собора. В своем стихотворении “Письмо” он пишет:

Сайд 30 (фотографии особенностей собора в готическом стиле)

Учитель читает стихотворение М. Волошина “Письмо”, 1904 г.:

Леса готической скульптуры!
Как жутко все и близко в ней.
Колонны, строгие фигуры
Сибилл, пророков, королей...
Мир фантастических растений,
Окаменелых привидений,
Драконов, магов и химер.
Здесь все есть символ, знак, пример.
Какую повесть зла и мук вы
Здесь разберете на стенах?
Как в этих сложных письменах
Понять значенье каждой буквы?
Их взгляд, как взгляд змеи, тягуч...
Закрыта дверь. Потерян ключ.

4. Закрепление.

  • О каких стилях архитектуры мы сегодня говорили?
  • Когда появился романский стиль и почему он так называется?
  • Когда появился готический стиль и почему он так называется?

Работа в парах:

Задание 1.

  • Распределите архитектурные элементы на готический и романский стиль.

Задание 2.

  • Распределите соборы по архитектурным стилям.

Задание 3.

  • Тест. Определите черты романского и готического стиля.

5. Домашнее задание: параграф 28 п. 4, 5, 6 пересказ, р.т.

Литература.

  1. О. В. Давыдова. Тематическое и поурочное планирование по истории Средних веков: 6 класс: к учебнику В.А. Ведюшкина. – М.: “Экзамен”, 2006 г.
  2. О. В. Арасланова. Поурочные разработки по истории Средних веков. 6 класс. – М.: ВАКО, 2004 г.
  3. О. В. Давыдова. Тесты по истории Средних веков: 6 класс: к учебнику В.А. Ведюшкина. – М.: “Экзамен”, 2006 г.
  4. М. В. Короткова. Дидактические материалы по истории Средних веков: 6 класс: к учебнику В.А. Ведюшкина. – М.: “Экзамен”, 2004 г.
  5. Энциклопедия для детей. Том 1. Всемирная история. – Аванта+, 1996 г.

Иллюстрации.

  1. http://ru.wikipedia.org

Видеоматериал.

  1. Отрывки фильмов из документального сериала “Камень на камне”, режиссер: Рейнальд Раабе
  2. 05-я серия. "Церковь бенедиктинского аббатства Марии-Лаах"
  3. 08-я серия. "Реймский собор"
  4. 09-я серия. "Кёльнский собор"