Занятие по художественному творчеству со старшими дошкольниками по теме "День Победы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Занятия по лепке в подготовительной группе. Тема: «Монумент памяти».

Цели:

  1. Воспитывать патриотические чувства – любовь к Родине и гордость за Отечество.
  2. Воспитывать уважительное отношение к прошлому.
  3. Закреплять умение детей изображать несколько предметов, объединенных общим содержанием, логически связанных между собой.
  4. Отрабатывать и закреплять разнообразные приемы лепки (из целого куска и по частям).
  5. Развивать творчество.

Материалы:

  • пластилин (глина), стеки, доски для лепки, салфетки;
  • аудиозапись песни Я. Френкеля и Р. Гамзатова «Журавли»;
  • иллюстрации памятников.

Ход занятия

(Дети находятся на ковре.)

- Много лет назад так же мирно жили люди. Пахали землю, сеяли хлеб, дети играли и учились, взрослые работали. В одно прекрасное июньское утро на мирные города нашей страны стали падать бомбы – пришла война, которая принесла много горя. Весь народ встал на защиту Родины.

На предыдущих занятиях мы с вами многое узнали о подвигах русского народа, о том, как русские люди защищали нашу Родину, свою землю во время Великой Отечественной Войны. Какими были воины-защитники?

Дидактическая игра «Поймай – назови».

Дети встают в круг, воспитатель с мячом в руках стоит в центре круга. Ребёнок, которому воспитатель бросит мяч, должен поймать его, назвать слово, характеризующее воинов, и вернуть мяч воспитателю и т.д.

  • Слова – определения: мужественные, храбрые, смелые, бесстрашные, отважные, непобедимые, героические, доблестные и т.д.

(Дети садятся.)

- Дорогой ценой досталась нам эта победа: погибло много людей, но память о них не умрет никогда. Пришло мирное время, но шрамы той войны остались в каждом городе, в каждом селе. Народ помнит о тех, кто погиб, защищая свою страну. Созданы мемориальные комплексы, памятники с красными звездами хранят имена погибших героев, места боев отмечены обелисками. Но на многих могилах не увидишь табличек с именами, лишь количество захороненных.

- Сегодня мы с вами будем лепить памятники воинам, погибшим в Великой Отечественной Войне. Подумайте, какой памятник вы хотите лепить: памятник лётчикам или танкистам, памятник артиллеристам или морякам, а может быть это будет памятник неизвестному солдату или братская могила.

Подумайте, какими способами можно вылепить человека, самолёт, танк: из целого куска или из отдельных частей, и приступайте к работе. (Дети обсуждают с воспитателем приёмы лепки.)

В процессе лепки воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми; напоминает, что фигуры должны быть изображены в движении и поясняет, какими приёмами можно этого добиться. Обращает внимание на пропорции частей тела человека, военной техники, предлагает самостоятельно найти способы лепки дополнительных частей.

В конце занятия воспитатель предлагает детям оформить из отдельных памятников общую композицию «Монумент памяти».

Занятие по рисованию в подготовительной группе. Тема: «Все на борьбу с врагом!».

Цель:

  1. Воспитывать уважение к защитникам нашей Родины, ветеранам Великой Отечественной Войны.
  2. Учить воспринимать рисунки, анализировать их.
  3. Побуждать детей самостоятельно изображать в рисунке свои впечатления, используя полученные ранее знания и умения.
  4. Закреплять приемы рисования красками всей кистью и её кончиком.
  5. Вызывать положительное эмоциональное отношение к своим рисункам и рисункам сверстников.

Материал:

  • альбомные листы, краски, кисти;
  • иллюстрации агитационных плакатов времён Великой Отечественной Войны.

Ход занятия

Каждый год наша страна отмечает праздник – День Победы. Много героических поступков было совершено во время войны. Героизм проявляли не только взрослые, но и дети 10-14 лет. Они, как и взрослые, делали для победы всё, что могли.

Многие города нашей страны захватили фашисты. Трудно и тяжело было людям жить в одних городах и сёлах с вражескими солдатами и офицерами. В городах и сёлах оставались в то время лишь старики, женщины и дети, которые не могли держать оружия. Но они тоже старались бороться с врагами: развешивали листовки и агитационные плакаты.

(Рассматривание плакатов.)

Физкультурная минутка.

Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стеру посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
(Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
(Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
(Дети садятся.)

Итак, ребята, сегодня вы выступите в роли художников, которые рисуют агитационные плакаты. Вы видели плакаты, которые рисовали художники во время войны. Каждый художник борьбу с врагом и призыв к борьбе изображал по-своему. А сейчас вы сами – кто как представляет для себя борьбу с врагом, исходя из уже увиденного, и услышанного о войне – будете рисовать агитационный плакат.

Дети приступают к рисованию. Воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми; напоминает, где лучше рисовать всей кистью, а где её кончиком. Обращает внимание на пропорциональное расположение рисунка. Задаёт детям вопросы: «Нравится ли тебе твоя работа? Что тебе в ней нравится больше всего? Удалось ли тебе всё, что ты хотел передать? Что не получилось? Как можно было нарисовать по-другому? Как ты думаешь, плакат, который ты нарисовал, понравится кому-то ещё?» и т.п.

В конце занятия дети самостоятельно организуют выставку: «Все на борьбу с врагом!»

Аппликация в подготовительной группе. Объёмная открытка «Голубь».

Цель:

  1. Вызвать у детей желание изготовить поздравительную открытку для ветеранов Великой Отечественной Войны.
  2. Учить самостоятельно использовать свои умения в работе с трафаретом, полученные на предыдущих занятиях.
  3. Закреплять умение складывать бумагу пополам, ровно разрезать по сгибу.
  4. Развивать внимание и аккуратность.

Материал:

  • плотный светлый лист бумаги (для самой открытки);
  • цветная плотная бумага для голубя (голубого цвета);
  • бумага оранжевого и черного цвета (лента);
  • клей (ПВА), ножницы, простой карандаш;
  • трафарет голубя, линейка (может и не понадобиться).

Ход занятия

Много на свете есть важных слов: МАМА, РОДИНА, СЧАСТЬЕ. А ещё есть важное слово – МИР. Мир – это Земля, мир – это Солнце, небо, звёзды. Мир – это люди. Мир – это дети. Мир – это спокойная радостная жизнь. Нет войны, нет горя, нет слёз. Мир – главное слово на свете. Мир нужен всем.

Всё дальше в прошлое уходят годы страшной войны. Но подвиг людей, вставших на защиту Отечества, будет вечно жить в памяти народа. Мало осталось ветеранов той страшной войны. Но все они встречаются у центрального парка каждый год 9 Мая и празднуют победу над фашизмом.

Я думаю, ветеранам будет приятно получить в подарок от вас, ко Дню Победы, открытку с изображением птицы, которая символизирует мир. Кто знает, что это за птица? (Ответы детей.) Голубь – символ мира на планете.

Но сначала давайте вспомним во что одевались, чем защищались наши солдаты на войне.

Дидактическая игра «Подумай – назови».

Дети встают в круг, воспитатель с мячом в руках стоит в центре круга. Ребёнок, которому воспитатель бросит мяч, должен поймать его, назвать предмет или оружие, которое помогало нашим солдатам бороться с врагами, и вернуть мяч воспитателю и т.д.

  • Котелок, шинель, пушка, танк, самолёт, каска, корабль, автомат, миномёт, ракета, гимнастёрка и т.п.

А теперь приступаем к работе.

Вырезаем детали голубя из голубой бумаги по шаблону (Приложение 1). Сгибаем заготовку по пунктирным линиям и разрезать по сплошным.

Рисунок 1

Второй лист картона складываем пополам, намечаем места для склеивания и приклеиваем «крылья голубя».

Ленту делаем из бумаги двух цветов. Наклеиваем полосы черного цвета на оранжевый прямоугольник. Срезаем уголок.

Каждый человек хочет, чтобы его дом, улицу, город, страну война обошла стороной. Чтобы его дом, улицу, город, страну освещало яркое солнце, чтобы дети смеялись и радовались жизни, чтобы в его доме, на улице, в городе, стране не было слёз, страха, смерти, страданий, горя.

Я надеюсь, что когда вы вырастете, будете добрыми людьми и никогда не дадите в обиду нашу Родину.

Занятие по лепке в старшей группе. Тема: «Славный помощник».

Цель:

  1. Воспитывать патриотические чувства – любовь к Родине и гордость за Отечество.
  2. Воспитывать уважительное отношение к прошлому.
  3. Отрабатывать и закреплять разнообразные приёмы лепки, полученные на предыдущих занятиях.
  4. Развивать творчество детей.

Материалы:

  • пластилин (глина), стеки, доски для лепки, салфетки;
  • изображения военной техники и оружия.

Ход занятия

Существуем много разных мирных профессий: музыканты, строители, учителя, врачи, водители и др. но есть самая почётная и важная профессия. О представителях этой профессии говорят такие слова: сильные, храбрые, выносливые, мужественные, честные, бесстрашные.

- Догадались о ком я говорю? (О военных.)

- Что является главным в этой профессии? (Защита Родины от врагов.)

- Как называет народ этих людей? (Защитники Отечества.)

Но чтобы выиграть сражение с врагом, нашим военным не достаточно быть храбрым, смелым, сильным и иметь большое желание принести мир своему народу.

- Что ещё помогает воину в сражении? (Ответы детей.)

Об одном из таких помощников отгадайте загадку:

Ползет черепаха, стальная рубаха,
Враг в овраг, а она, где враг.
Не знает ни горя, ни страха.
Что это за черепаха? (Танк.)

Среди самых знаменитых боевых машин времён Великой Отечественной войны были танки Т-34. Именно эти танки прошли всю войну, участвовали в самых крупных сражениях: под Москвой, в Сталинграде, на Курской дуге, штурмовали Берлин. Благодаря мощной броне и дизельному двигателю Т-34 форсировал реки, прорывал оборону противника. Для врагов он был грозной, неприступной машиной, а для наших воинов верным другом.

Физкультурная минутка.

Руки ставим мы в разлёт:
(Руки в стороны.)
Появился самолёт.
(Полетели как самолёты.)
Мах крылом туда-сюда,
(Наклоны вправо-влево.)
Делай «раз» и делай «два».
(Повороты вправо-влево.)
Раз и два, раз и два!
(Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны держите,
(Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите.
(Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два!
(Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз,
(Опустили руки.)
И на место все садись!
(Сели на места.)

Сегодня вы будете лепить танк, которой помогал и помогает воинам в сражении во все времена. Лепить вы будете сами, без показа. Подумайте, что и какими способами вы будете лепить, и приступайте к работе.

В процессе лепки спрашиваю у отдельных детей какими способами они будут лепить ту или иную деталь танка.

В конце занятия предлагаю детям , сидящим рядом за столом, обменяться работами и рассказать о работе товарища.

Рисование в старшей группе. Тема: «Защитники земли русской».

Цель:

  1. Воспитывать патриотические чувства – любовь к Родине и гордость за русский народ.
  2. Учить изображать характерные особенности костюма русских богатырей и самостоятельно подбирать цвета для раскраски костюма.
  3. Закреплять умение аккуратно закрашивать рисунок.
  4. Развивать внимание и воображение.

Материал: альбомные листы, краски, кисти, цветные карандаши, фломастеры.

Ход занятия

- Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия.)

Величава и красива наша Родина. Богата она лесами, реками, животными разными и растениями. С давних пор всё это привлекало наших врагов: они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. И каждый раз вставали на защиту своей Родины русские люди – богатыри, защитники земли русской. Много песен и былин складывал народ об их силе и подвигах.

- Каких русских богатырей вы знаете? (Ответы детей.)

Сегодня вы будете рисовать богатыря. Давайте вспомним, как называлась и как выглядела одежда богатырей.

Главной в одежде богатыря была кольчуга. (Показ картинки.) Она имела вид рубахи, сплетённой из множества железных колец. Поверх кольчуги воин надевал доспехи из металлических пластин, которые находили одна на другую, как чешуя у рыбы. На руках закреплялись «наручи», а на ногах – «поножи». Железный шлем, похожий на конус, делали из нескольких частей: наносник предохранял от ударов по лицу, кольчужная барлица крепилась к шлему с боков и сзади, закрывая шею.

Физкультурная минутка.

Чтобы сильным стать и ловким,
(Сгибание-разгибание рук к плечам – в стороны.)
Приступаем к тренировке.
(Шагаем на месте.)
Носом вдох, а выдох ртом.
(Руки на поясе, вдох-выдох.)
Дышим глубже,
(Руки вверх – вдох, руки вниз – выдох.)
А потом шаг на месте, не спеша.
(Шагаем на месте.)
Как погода хороша!
(Прыжки на месте.)
Не боимся мы пороши,
(Шагаем на месте.)
Ловим снег – хлопок в ладоши.
(Хлопаем в ладоши.)
Руки встороны. По швам,
(Руки в стороны.)
Хватит снега нам и вам.
(Хлопаем в ладоши.)
Мы теперь метатели,
(Изображаем метание левой рукой.)
Бьём по неприятилю.
(Изображаем метание правой рукой.)
Размахнись рукой – бросок!
(Изображаем метание левой (правой) рукой.)
Прямо в цель летит снежок.
(Хлопаем в ладоши.)

Дети приступают к рисованию. В ходе занятия воспитатель обращает внимание на пропорциональное расположение частей тела на рисунке. Спрашивает, что их богатырь будет делать, во что будет одет. Побуждает рисовать разные доспехи, поощряет выдумку, инициативу.

В конце занятия, когда все работы готовы, берём большой лист бумаги и вместе с детьми размещаем на него работы. Так получится целое войско защитников земли русской.

Конструирование из бумаги в старшей группе. Тема: «Голубь мира».

Материал:

  • 2 обычных листа белой бумаги (формата А4);
  • карандаш, ножницы, две мохнатых проволоки (синюю и белую).

Ход занятия

Известно с давних нам времен,
Что эта птица – почтальон. (Голубь.)

- Ребята, что вы знаете об этих птицах? (Ответы детей.)

В давние-давние времена, когда Русь от врагов защищали богатыри, почту и телефон людям заменяли птицы – это голуби. Эти птицы были верными помощниками и в Великую Отечественную Войну: они иногда доставляли донесения в штаб и партизанские отряды. Давайте сегодня с вами сделаем таких почтовых голубей и отправим с ними поздравления для ветеранов.

Физкультурная минутка.

Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.
(Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много.
(Дети встают и машут «крыльями».)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.

Отдохнули, а теперь приступаем к работе.

Рисунок 2

1. Один лист складываем гармошкой, на втором – рисуем профиль голубя. Главное, чтобы ваш голубь был похож на птицу – у него должна быть голова с клювом, туловище и хвост.

2. Теперь нужно вырезать голубя по контуру, посредине сделать небольшую прорезь (длиной примерно 5 см) и с обеих сторон нарисовать карандашом кружочки-глаза.

Сложенный гармошкой лист сгибаем пополам, а потом разгибаем обратно. После этого вставляем лист в прорезь – так, чтобы место сгиба оказалось посередине. Осталось слегка расправить крылья, и вот он, голубок!

3. Теперь сделаем петельку из мохнатых проволок. Для этого проденем в прорезь синюю проволоку и примотаем к обоим её концам белую.

Вот и готовы ваши почтальоны. Вечером нарисуете поздравительные открытки ветеранам с Днём Победы. И эти открытки мы отправим не обычной почтой, а «голубиной».