Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов. Дополнение

Разделы: Русский язык


Цель урока: уметь находить и определять второстепенные члены в предложении, задавать к ним вопросы, обозначать графически, отработать постановку знаков препинания при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом, и при сравнительном обороте, формировать речевые навыки учащихся, развивать чувство прекрасного, любви к родной природе, повторить орфографии.

Орг. момент.

Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя: 

Курс русского языка в 8 классе предполагает изучение синтаксиса. Мы уже изучили словосочетания, главные члены предложения. Сегодня будем изучать второстепенные члены предложения.

Наша цель - повторить и обобщить всё то, что мы изучили по теме “Второстепенные члены предложения”: умение находить и определять их, ставить к ним вопросы, графически обозначать, правильно писать и ставить знаки препинания.

Тематическая направленность нашего урока - осенняя природа, т. е. весь наш дидактический материал объединяет эта тема. Вспомним у А.С. Пушкина:

Дни поздней осени бранят обыкновенно, 
Но мне она мила, читатель дорогой, 
Красою тихою, блистающей смиренно... 
Унылая пора! Очей очарованье! 
Приятна мне твоя прощальная краса – 
Люблю я пышное природы увяданье, 
В багрец и золото одетые леса... 
(“Осень”)

Уж небо осенью дышало, 
Уж реже солнышко блистало, 
Короче становился день, 
Лесов таинственная сень 
С печальным шумом обнажалась, 
Ложился на поля туман, 
Гусей крикливых караван 
Тянулся к югу: приближалась 
Довольно скучная пора, 
Стоял ноябрь у двора. 
(“Евгений Онегин”)

Не всегда нас радует осенняя погода, но как сказал наш современник:

У природы нет плохой погоды, 
Каждая погода - благодать, 
Дождь ли, снег - любое время года 
Надо благодарно принимать. 

(стихи режиссера, драматурга и сценариста Эльдара Рязанова для кинофильма “Служебный роман”)

Учитель: А теперь словарный диктант. Я читаю стихотворение, вы выписываете все возможные словосочетания, обозначаете главное слово и изученные орфограммы.

Мелькает желтый лист на зелени дерев, 
Работы кончил серп на нивах золотых, 
И покраснел уже вдали ковёр лугов, 
И зрелые плоды висят в садах тенистых. 
(Н.П. Греков).

(Учащиеся записывают словосочетания: желтый лист, на зелени дерев, работы кончил, на нивах золотых, покраснел вдали, покраснел уже, ковер лугов, зрелые плоды, висят в садах тенистых)

Учитель: А сейчас мы от теории опять перейдем к практическому занятию. А задание будет таким: произвести полный синтаксический разбор предложения.

Учащийся работает у доски:

Учитель: Следующее задание. Замените согласованные определения несогласованными, и наоборот, несогласованные – согласованными (задание ГИА):

Безмолвие леса (лесное безмолвие), листья берёзы (берёзовые листья), горные вершины (вершины гор), дубовые заросли (заросли дуба), осеннее золото (золото осени). Объясните, что изменилось в словосочетании? (при такой замене синтаксическая связь согласование меняется на управление и наоборот).

Учитель:  Задание: графически обозначить второстепенные члены предложения. Прочитайте, пожалуйста, тексты.

1 группа:

Над плотным стареющим тыном 
Всю ночь – от зари до зари 
Багряные гроздья рябины 
Качаются, как снегири. 
(Б. Костров)

2 группа:

Октябрь шагал, 
Дожди частили, 
и мне представилось с земли, 
Что, улетая из России, 
Роняют слезы журавли. 
(А. Богданович)

3 группа:

Суровой осени печален поздний вид, 
Но посреди ночного небосвода 
Она горит, твоя звезда, природа. 
И вместе с ней душа моя горит. 
(Н. Заболоцкий)

- Скажите, какой темой объединены эти стихи? 

- Какова их главная мысль? 

(Тема осени, главная мысль - великолепие, красочность осени и грусть, сопровождающая её.)

Учитель: Я думаю, что интересно каждому из нас побыть конструктором, смоделировать что-то новое и получить результат своих поисков. Итак, конструируем предложения.

Запишите 1-е предложение: 

1. Осенью птицы улетают на юг

Из этого предложения возьмите наречие, являющееся в предложении обстоятельством времени, употребив его как существительное в именительном падеже единственного числа (“Осень”). 

2. Осенний морозец разрумянил щеки. 

Возьмите сказуемое, употребив его без приставки в настоящем времени (“румянит”). 

3. Кисти винограда свисают до земли. 

Возьмите слово, обозначающее подлежащее, употребите его в качестве дополнения (“кисти”). 

4. Рябины украшают наши леса. 

Возьмите существительное в роли подлежащего, сделайте его дополнением, употребив его в родительном падеже (“рябины”).

- Какое предложение у нас получилось? (Осень румянит кисти рябины.)

Подчеркните второстепенные члены предложения.

Учитель: Я думаю, что вам также интересно будет узнать, каким членом предложения может быть неопределённая форма глагола. Выясним это.

Учитель: А сейчас у нас самостоятельная работа с текстом. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы, расставьте знаки препинания. Из первого предложения выпишите все словосочетания, указав в них главные слова.

В ра..крытое окно бе..звучно вл..тел и опустился на мои бумаги кленовый лист? Он был похож.., на л..донъ с широко ра..ставле..ыми пальцами. Словно чья(то) рука пот..нуласъ к столу и закрыла написа..ые строчки. ...Я закрыл свою тетрадь заложив на недописа..ой странице первый осенний лист и вышел в сад. В саду было (по)осенн...му тихо и пусто как в заколоче..ом доме.

III. Итоги урока

Итак, что мы сегодня повторили на уроке о второстепенных членах предложения?

VI. Выставление оценок.

V. Домашнее задание. Повторить тему, подготовиться к диктанту. 

Вопросы для повторения: с. 84 учебника. Написать сочинение-миниатюру на тему “Осень”.

Презентация.