Открытый урок русского языка по теме "Главные и второстепенные члены предложения". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


… Человек без родины сирота, потому что душа глубоко корнями уходит в родную почву, и, если вырвать ее, высохнут корни, будет перекати-поле…
Борис Шергин.

Цель: Обобщить и систематизировать сведения по теме: «Главные и второстепенные члены предложения», продолжать формирование умений выделять главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и определять способы их выражения, различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений, различать простые, составные глагольные сказуемые, составные глагольные и составные именные сказуемые; продолжать формирование умений определять роль второстепенных членов в предложении, различать согласованные и несогласованные определения, распознавать приложения среди других членов предложения, использовать приложение как средство выразительной речи, правильно ставить знаки препинания при приложении, различать виды обстоятельств по значению; привить любовь к малой родине, интерес к изучению ее славных страниц.

Оформление урока. Выставка книг астраханских писателей: Н. Травушкина, А. Маркова, А. Шадрина.

План урока.

  1. Организация класса.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Работа по теме: «Систематизация знаний, умений и навыков учащихся».

I. Опрос.

Ребятам предлагается собрать лотос, правильно продолжив строчку и закончив формулировку.

  1. Подлежащее – главный член…
    Подлежащее может быть выражено…
  2. Сказуемое – главный член…
    Оно может быть выражено…
  3. Сказуемое может быть простым и составным…
    Различаем три типа сказуемых…
  4. Определение – второстепенный член…
  5. Приложение – определение, выраженное…
  6. Дополнение – второстепенный член…
  7. Обстоятельство – второстепенный член…
    Обстоятельства делятся на следующие основные виды…

(На партах лежат лепестки лотоса с заданиями. Кто правильно отвечает, тот прикрепляет лепесточек на место).

II. Синтаксический разбор предложения.

Сказочно красивый лотос является украшением Волжской дельты.

III. Объяснительный диктант.

Задание: Объяснить постановку тире между подлежащим и сказуемым. Назвать приложение. Установить согласованные и несогласованные определения, назвать дополнение.

Я люблю землю своих предков. Моя малая Родина – это Астрахань. Она стоит на берегу великой судоходной и рыбной реки. Эту удивительную реку величают Волгой – матушкой.

IV. Ребятам предлагается порыбачить. На доске прикреплены рыбки на магнитах.

Задание: В предложениях, написанных на обратной стороне рыбок, найти обстоятельство и определить вид.

  1. Мы отправились в лес.
  2. На улицах, несмотря на ранний час, было уже людно.
  3. Ребята поспешили на речку порыбачить.
  4. Девочки быстро приготовили уху.
  5. При тихой погоде мы готовим на костре.
  6. От радости мы запели песни.
  7. На природе мы были целый день.
  8. Лотос, как сказка, радовал нас.

Вывод.

V. Задание: распространить предложения согласованными и несогласованными определениями.

Ребята получают карточки с заданиями.

  1. Возносит город … … свои святые купола.
  2. … улицы выглядят празднично.
    Улицы … выглядят празднично.
  3. Желание … … места овладело мною.
  4. … город расположен на берегу …
  5. Я знаю Астрахань …
    Я знаю город …
  6. Астраханцы каждый год отмечают день …
    … жители готовятся к празднику.
  7. Мы каждый год посещаем … музей.
    Встреча … состоится в субботу.

Вывод.

VI. Проверочная работа в форме теста.

1. Задание: выписать предложение с составным именным сказуемым.

  • a) Ночной город прекрасен.
  • б) Астрахань ночью горит разноцветными огнями.
  • в) Звезды продолжают сверкать над ночным городом.

2. Задание: выписать предложение с составным именным сказуемым.

  • а) Астрахань с каждым годом обновляется.
  • б) Астрахань продолжает обновляться.
  • в) Астрахань стала краше.

3. Задание: выписать предложение с составным глагольным сказуемым.

  • а) Во все концы нашей страны астраханцы поставляют овощи, осетровых рыб, консервы, шерсть.
  • б) Астраханцы продолжают трудиться на благо Родины.
  • в) Астраханцы отличаются трудолюбием.

4. Задание: выписать предложение с составным именным сказуемым.

  • а) Лотос из легенды пришел и в наше село.
  • б) Мы не перестаем удивляться этим чудесным цветком.
  • в) Лотос – это гордость нашего села.

5. Задание: выписать предложение с простым глагольным сказуемым.

  • а) Мы любим отдыхать всем классом в нашем лесу.
  • б) У нас там есть свой любимый уголок.
  • в) В нашем уголке уютно.

6. Задание: выписать предложение с составным глагольным сказуемым.

  • а) К нам в Тумак приезжают полюбоваться лотосом.
  • б) В наше село едут со всех сторон.
  • в) Наш Тумак известен знаменитым лотосом.

7. Задание: выписать предложение с простым глагольным сказуемым.

  • а) Мы любим свою школу.
  • б) Она нам очень дорога.
  • в) Мы продолжаем озеленять школьный двор.

8. Задание: выписать предложение с составным именным сказуемым.

  • а) Осенью в нашей школе проходит традиционная ярмарка «Дары осени».
  • б) Мы с удовольствием начинаем готовиться к ней.
  • в) Все участники ярмарки становятся продавцами и покупателями.

VII. Вывод.

Обобщение.

VIII.Комментирование оценок.

IX. Домашнее задание:

выписать из стихотворений астраханских писателей предложения с приложениями.