Дополнительная образовательная программа по декоративно-прикладному искусству

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Курс обучения рассчитан на 1 год. Возрастная группа детей, для которой предназначена программа – учащиеся 1-4-х классов.

Основные формы занятий: теоретическая, практическая. Полученные теоретические знания закрепляются большим количеством разнообразных практических упражнений и выполнением творческих проектов.

Направленность программы

По типологической классификации, программа относится к экспериментальной – первый год находится в процессе апробации. По уровню дополнительного образования программа относится к профессиональным, т. к. предполагает получение учащимися профессиональных навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни.

  • По направлению деятельности – общекультурная,
  • По функциональному назначению – прикладная,
  • По форме организации – кружковая,
  • По времени реализации – годичная

Обоснование содержания

Новизна программы состоит в том, что на занятиях кружка учащиеся будут изучать как элементы художественный росписи, использование их в дизайне интерьеров, так и умение работать в рамках определённой композиции с разнообразными по фактуре, качеству материалами, технике выполнения; развивать уважение к народным традициям, эстетический вкус.

Актуальность программы обусловлена тем, что в учебном процессе всё большее распространение получают практико-ориентированные задания, развивающие креативные способности учащихся, умение применять полученные знания на практике. Особенно продуктивным является метод проекта, в реализации которого учащиеся создают готовый продукт, который может быть использован на уроках и во внеурочной деятельности.

Система эстетического воздействия на личность осуществляется через искусство, которое должно проникать во все сферы детской жизни и активно участвовать в формировании мировоззрения подрастающего поколения, его представлений о жизни, нравственности. интеллекте, эстетических свойствах личности.

Большой объём учебного материала, заложенного в программе, предполагает получение глубоких систематических знаний по технологии создания изделий декоративно-прикладного искусства и организации самостоятельной работы учащихся над проектом-изделию по выбору. Особое внимание в программе уделяется экологическому воспитанию в комплексе с эстетическим воспитанием, приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что без сомнения современное состояние педагогической практики школы говорит нам о трудностях во всей жизни общества: экономической, общественно-политической, духовной. Это сказывается на результатах школьного и дополнительного образования. Высокая духовность, глубокие интересы, эстетические потребности в преобразовании мира, создании его прекрасных сторон заменяют примитивные потребности секундного наслаждения, поверхностные интересы. Потребность в самоутверждении реализуется через дорогое облачение. И именно декоративно-прикладное искусство даёт возможность ребёнку систематически развивать органы чувств и творческие способности, расширять возможности наслаждаться красотой и создавать её. Обучающийся вводится в мир прекрасного, ему показывается, что можно заимствовать у природы и внести в быт, сделав интерьер квартиры, одежду неповторимыми. В процессе ознакомления с элементами художественных росписей (мастеров Полохов-Майдана, Городца, Хохломы) воспитать в учащихся творческое отношение к труду, уважение к народным традициям, эстетический вкус.

Цель: знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства (мастеров Полохов-Майдана, Городца, Хохломы)
  • Научить выполнять элементы традиционных художественных росписей, использовать их в дизайне интерьеров, работать в рамках определённой композиции с разнообразными по фактуре, качеству материалами, технике выполнения и создания композиции цветов, полуобъёмных изображений в рамках.

Развивающие:

  • Развивать познавательные способности учащихся в области народного творчества.
  • Художественно-творческие способности
  • Прививать навыки экономичности, безопасности, культуры труда, точности, аккуратности, быстрого и качественного выполнения.

Воспитательные:

  • Воспитывать творческое отношение к труду, уважение к народным традициям, эстетический вкус.
  • Потребность расширять кругозор в изучаемой области.

Методы и приёмы

  • Активные: работа с книгой, с интернет-ресурсами, литературой, компьютером
  • Пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация
  • Объяснительно-иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Эвристический

Возраст детей

Занятия кружка рассчитаны на учащихся 1-4-х классов. Занятия проводятся в форме: тематических бесед, общих занятий в группах, индивидуальной работы с каждым обучающимся, самостоятельной работы, выставок.

Сроки реализации программы

Курс обучения рассчитан на 1 год.

Формы занятий

  • по количеству детей – коллективная
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия учителя и обучающихся – рассказ, объяснение, беседа, практикум, конкурс
  • по дидактической цели – водное занятие, занятия по углублению знаний, практическое занятие, комбинированные формы занятий.

Режим работы

Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю.

Принципы

  • Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей
  • Самоопределение обучающихся в выборе содержания деятельности в рамках занятий
  • Наглядность работы, демонстрация процесса обучения

Ожидаемые результаты

Дети, способные переводить свои знания в практически и социально необходимый продукт, получают моральное удовлетворение от необходимости своей работы. В будущем они смогут планировать свою работу при использовании ИКТ, планировать работу при выполнении творческой работы, находить неординарные пути решения. С данным материалом они могут участвовать в конкурсах декоративно-прикладного творчества, использовать его в дизайне интерьера.

В ходе занятий кружка “Шкатулочка” учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

Знать:

  • роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
  • стили в аранжировке цветов, композицию, ритм в аранжировке цветов;
  • стили художественной росписи, основные приёмы и материалы применяемые для художественной росписи;
  • основные приёмы и материалы, необходимые для приготовления солёного теста, способы изготовления изделий из солёного теста;
  • правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами.

Уметь:

  • планировать, организовывать рабочее место, выполнять последовательно операции, контролировать результат своей деятельности;
  • изготовлять плоскостные и объёмные изделия, декоративные композиции из различных материалов по образцам, рисункам, эскизам;
  • уметь обрабатывать бумагу, картон, природные, пластичные материалы;
  • декоративно оформлять и отделывать изделия, создавать изделия и декоративные композиции по своему замыслу;
  • работать, постепенно переходя от лёгких к более сложным задачам;
  • доводить начатую работу до конца;
  • уметь работать со словарями, справочной литературой, художественной и научной литературой;
  • уметь находить необходимые сведения в Интернете.

Содержание программы

Инструктаж по ТБ – 1 занятие

Вводная часть – 1 занятие.

Введение. Понятие “Декоративно – прикладное искусство”.

Аранжировка цветов. Флористика– 10 занятий.

1. Введение.

1. 1. Знакомство с инструментами и материалами.
1. 2. Правила техники безопасности при работе с ножницами.
1. 3. Подготовка рабочего места и материалов.

2. Понятие “Аранжировка цветов”.

2. 1. Материалы и оборудование для аранжировок, способы крепления, аксессуары.
2. 2. Растительный материал. Срезка и восстановление свежести. Стили в аранжировке.
2. 3. Представление о стилях. Композиции в “массивном” стиле.
2. 4. Создание композиции в “линейном” стиле.
2. 5. Композиции в “смешанном” стиле.

3. Сухие растения в интерьере.

3. 1. Консервация растений в домашних условиях. Их хранение.

4. Подкрашивание растений.

4. 1. Пищевыми красителями.
4. 2. Клеевым способом.

5. Композиция из сухих растений.

5. 1. На коре (вяза, берёзы) или в горшке.
5. 2. В корзине.

6. Композиции по особому случаю: к Новому году и Рождеству.

7. Плоскостные флористические работы. Решение композиции в рамке.

7. 1. Коллаж “Осенние листья”.
7. 2. Выполнение новогодней открытки.

Художественная роспись – 28 занятий.

1. Введение.

1. 1. Знакомство с материалами и приспособлениями.
1. 2. Правильная посадка.
1. 3. Краткие сведения из истории художественной росписи.

2. Роспись мастеров Полохов-Майдана.

2. 1. Элементы художественной росписи. Выполнение эскизов для росписи.
2. 2. Композиция в стиле мастеров Полохов-Майдана.
2. 4. Проект. Роспись кухонной утвари (лопатки, разделочной доски).
1. Обработка поверхности.
2. Роспись.
3. Лакировка.

3. Роспись изделий в стиле Хохломы.

3. 1. Элементы художественной росписи.
3. 2. Узор “травка”.
3. 3. Травный орнамент.
3. 4. Узоры “травка”, “листочки”.
3. 5. Композиция в стиле Хохломы.
3. 6. Проект. Роспись изделия в стиле Хохломы.
1. Изготовление тарелки в технике “папье-маше”.
2. Обработка поверхности кухонной утвари (лопатки, разделочной доски).
3. Роспись тарелки, кухонной утвари.

Роспись по ткани – 5 занятий.

1. Роспись швейных изделий восковыми карандашами.

1. 1. Проект. Роспись декоративного панно.
1. 2. Разработка эскиза.

Работа с текстильными материалами – 10 занятий.

1. Подготовка материалов и инструментов к работе; приёмы работы, правила безопасности при работе с ножницами и иглой, правила отрезания нитки от катушки, вдевание нитки в иголку.

1. 1. Коллаж из ниток.
1. 2. Лоскутная техника.

Лепка из солёного теста – 8 занятий.

1. Вводное занятие.

1. 1. Краткие сведения из истории. Материал и инструменты.

2. Изготовление флористической композиции “Околица”.

2. 1. Лепка домиков для флористической композиции “Околица”.
2. 2. Роспись домика. Лакировка.
2. 3. Оформление композиции.

3. Изготовление рамки для фото “Водный мир”, “Цветочные фантазии”.

4. Изготовление рамки для фото “Листопад”.

5. Изготовление цветов.

6. Изготовление композиции в рамке “Букет”.

7. Изготовление флористической композиции “В гостях у сказки”.

8. Изготовление сувениров с использованием технологии солёного теста.

Изготовление декоративной вазы – 3 занятий.

  1. Разметка рисунка.
  2. Роспись основных элементов.
  3. Роспись, мелкие элементы композиции.

Экскурсии – 2 занятия

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимы:

  • Компьютер и интерактивная доска.
  • Художественная, справочная и научная литература по изучаемым темам.