Программа элективного курса в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов "Определение совместимости бытовых чистящих средств"

Разделы: Химия


Пояснительная записка

Курс “Определение совместимости бытовых чистящих средств” предназначен для учащихся 9-х классов и имеет практическую направленность, знакомит с основами исследовательской деятельности. Курс рассчитан на 12 часов и ориентирован на расширение кругозора учащихся, на развитие любознательности. Этот курс не дублирует базовый курс химии, он ориентирует школьников на осознанный выбор профиля обучения и поможет сделать собственный выбор по пути дальнейшего профессионального образования. В программу включен как теоретический материал, так и практические занятия. Практические работы проводятся учащимися в группах по 2-3 человека, используются чистящие средства бытовой химии, принесенные ребятами из дома.

Цель курса: способствовать самоопределению ученика для определения профиля обучения в старших классах.

Задачи курса:

  • развитие познавательных интересов школьников;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе самостоятельной работы;
  • возможность для самореализации в учебной деятельности;
  • воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работе;
  • развитие умений учащихся выполнять химический эксперимент в соответствии с требованиями техники безопасности;

Формы обучения: урок-лекция, урок – практическое занятие.

Ожидаемые результаты:

  • получение новых представлений о бытовой химии, их совместимости при домашнем применении;
  • расширение опыта исследовательской деятельности;
  • развитие познавательного интереса;
  • осознанный выбор профиля дальнейшего обучения.

Форма отчетности: презентация творческих проектов

Тематический план

название темы

количество часов

форма занятий

теория

практика

1

Введение.  Общая характеристика чистящих средств.

1

  лекция

2

Растворы, качественная и количественная характеристика

1

  лекция, практикум по решению расчетных задач

3

Приготовление раствора с определенной концентрацией.  

1

беседа, практическая работа№1

4

Вредные вещества, входящие в состав средств бытовой химии и их влияние на здоровье человека

1

  лекция

5

Изучение состава чистящих средств по промышленным этикеткам  

1

беседа, практическая работа№2

6

Изучение несовместимости средств по составу

1

  лекция, демонстрационный эксперимент

7

Определение среды растворов чистящих веществ  

1

беседа, практическая работа№3

8

Определение наличия хлора в чистящих веществах  

1

беседа, практическая работа№4

9

Определение наличия карбонат-иона в чистящих веществах  

1

беседа, практическая работа№5

10

Определение наличия ионов аммония в чистящих веществах  

1

беседа, практическая работа№6

11

Безопасная бытовая химия

1

  лекция

12

Презентация творческих проектов.

1

   
  Итого

6

6

 

Содержание программы

Занятие 1. Введение.  Общая характеристика чистящих средств.

Состав чистящих средств: ПАВ (поверхностно-активные вещества), абразивные и безабразивные вещества; анионо– и катионоактивные вещества, ферменты. Агрегатное состояние чистящих средств: порошкообразные, жидкие, в виде гелей и пастообразные. Вредные вещества, входящие в состав чистящих средств. Натуральные моющие средства, способы их приготовления

Занятие 2. Растворы, качественная и количественная характеристика.

Способы выражения концентрации растворов: молярность, массовая доля, нормальность. Газовые растворы. Решение задач на вычислении различной концентрации растворов. Вычисление концентрации раствора при смешивании двух растворов одного и того же вещества.

Занятие 3. Приготовление раствора с определенной концентрацией.

Массовая доля, молярная концентрация; единицы измерения. Приготовление раствора определенного состава. Практическая работа№1.

Занятие 4. Вредные вещества, входящие в состав средств бытовой химии и их влияние на здоровье человека.

Главными источниками случайных отравлений служат дезинфицирующие средства, чистящие средства. Многие ядовитые химические вещества, часто встречающиеся в быту, могут стать причиной отравления. Симптомы отравления. Лечение отравления.

Занятие 5. Изучение состава чистящих средств по промышленным этикеткам.

Характеристика чистящих средств, которые продаются в нашем городе: состав, меры предосторожности, особенности использования. Практическая работа №2.

Занятие 6. Изучение несовместимости средств по составу.

Согласно анализу химической литературы, в основе большинства процессов лежат химические реакции. Некоторые препараты при совместном использовании теряют свою чистящую способность или образуют новые вещества с новыми свойствами.

Занятие 7. Определение среды растворов чистящих веществ.

Среда раствора, водородный показатель, изменение окраски индикатора раствора в зависимости от его среды. Индикаторы: фенолфталеин, метиловый оранжевый, лакмус, универсальная индикаторная бумага.

Практическая работа №3.

Занятие 8. Определение наличия хлора в чистящих веществах.

Наличие хлорсодержащих ионов в веществах. Влияние хлорсодержащих веществ на организм человека. Качественная реакция на ионы хлора. Практическая работа №4.

Занятие 9. Определение наличия карбонат-ионов в чистящих веществах.

Чистящие свойства карбонат-ионов. Обнаружение карбонат-ионов, качественная реакция на карбонат-ионы. Практическая работа №5.

Занятие 10. Определение наличия ионов аммония в чистящих веществах.

Наличие ионов аммония в чистящем средстве. Качественная реакция на ион аммония. Влияние аммиака на организм человека.

Занятие 11. Безопасная бытовая химия.

Совершенно безопасных соединений вообще не существует. При правильном использовании все препараты бытовой химии безопасны. Работа с химическими веществами не перенесет никакого вреда, если строго придерживаться определённых правил, которые диктуют техника безопасности и здравый смысл.

Занятие 12. Презентация творческих проектов.

Литература для учителя

  1. Астафуров В.И. Основы химического анализа: Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 9-10 кл. – 2 изд., испр. – М.: Просвещение, 2007.
  2. Горбунова Т.С. Химия вокруг нас. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2000
  3. Леенсон И.А.Занимательная химия. Часть 1. – М.: Дрофа, 2002
  4. Леенсон И.А.Занимательная химия, часть 2. – М.: Дрофа, 2002
  5. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Домашняя химия. Химия в быту и на каждый день. – М.: РЭТ, 2001.
  6. Ушакова Н.Н., Николаева Е.Р., Моросанова С.А. Пособие по аналитической химии. Качественный анализ. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.

Литература для учащегося

  1. Астафуров В.И. Основы химического анализа: Учеб. пособие по факультативному курсу для учащихся 9-10 кл. – 2 изд., испр.– М.: Просвещение, 2007.
  2. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии. – М.:Просвещение,2003
  3. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Ленинград, изд-во “Химия”, 2001
  4. Исаев Д.С. Практические работы исследовательского характера по неорганической химии: Учебное пособие для учащихся 9-х классов. – Тверь, 2001.
  5. Савина Л.С. Детская энциклопедия “Я познаю мир. Химия” – Москва, АСТ, 2003
  6. Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. – Москва, “Химия”, 2001.
  7. Юдин А.М. Химия в нашем доме: Справ. изд.– 2 изд. – М.: Химия, 2000.
  8. Юдин А.М., Сучков В.Н., Коростелин Ю.А. Химия для вас, – 3 изд., стереотипн. – М.: Химия, 2005.
  9. Я познаю мир: Дет.энциклопедия: Химия. /Авт.-сост. Л.А.Савина. – М.: ООО “Изд-во АСТ-ЛТД”, 2001.