Особенности сотрудничества логопеда и родителей, имеющих детей с ОНР в условиях ДОУ компенсирующего вида

Разделы: Логопедия


Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается общее недоразвитие речи. Максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь в условиях многоаспектного, комплексного подхода к его преодолению. В системе такой комплексной работы коррекционно-развивающее обучение и воспитание должны осуществляться в тесном сотрудничестве с семьей.

По мнению А.С.Макаренко “Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание”.

Большинство родителей, имеющих детей с ОНР, не осознают тяжести этого речевого нарушения, отмечая, как правило, только дефектное произношение некоторых (не всех) звуков, редко кого из них волнует недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, несовершенство связной речи.

Нарушение звуконаполняемости и слоговой структуры слов родители, как правило, относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана.

Многие родители, устроив ребёнка в коррекционное дошкольное учреждение или логопедическую группу, считают, что основную роль они выполнили, теперь остаётся только ждать, когда педагоги научат малыша быстро одеваться, правильно умываться, красиво рисовать, чисто говорить и внятно излагать свои мысли. К сожалению, слишком часто они не задумываются над тем, что воспитание ребёнка продолжается, обучением нужно заниматься и дома. Логопед должен постараться разрушить иллюзию, весьма распространенную среди родителей, о возможности магического, “волшебного” разрешения всех проблем развития и воспитания ребенка только в результате посещения им коррекционных занятий. Необходимо сформировать адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркнуть, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

Ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.

На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других - твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов. Для осуществления эффективного взаимодействия с семьёй важна родительская мотивация к сотрудничеству со специалистами. В связи с чем, выделяют следующие группы по данному критерию.

1. Родители с высоким уровнем мотивации.

Характеризуются следующими качественными показателями:

- адекватно воспринимают состояние ребенка, готовы к полноценному сотрудничеству с дошкольным учреждением в процессе коррекционной работы, понимают его важность и необходимость.

- проявляют инициативу в плане сотрудничества с дошкольным учреждением, прислушиваются к советам и рекомендациям и применяют их в общении с детьми.

2. Родители со средним уровнем мотивации.

Также адекватно воспринимают состояние ребенка, не отрицают необходимости сотрудничества с дошкольным учреждением, но при минимальной затрате усилий с их стороны, соглашаются со всеми доводами педагогов, но мотивируют свою пассивность недостатком времени.

3. Родители с низким уровнем мотивации.

Для этой группы характерны следующие качественные показатели:

- отсутствие адекватной оценки родителями состояния речи ребенка, пассивная внутренняя позиция родителей в сотрудничестве с дошкольным учреждением проявляется в непонимании необходимости коррекционной работы, критические замечания и предложения не принимаются.

В последние годы население страны резко разделилось на несколько уровней по доходам. Если раньше имелись более и менее обеспеченные семьи, и это не имело принципиального значения при работе с детьми в ДОУ, то сейчас ситуация в корне изменилась. Кроме того, что открылось много частных и полукоммерческих детских садов. Другим стало отношение родителей к образованию своих детей. Можно выделить следующие взгляды на эту проблему:

- родные (чаще – бабушки) хотят дать ребенку все, чего не могли когда-то получить сами. Материальный достаток, как они считают, позволяет теперь сделать это. В результате, не обращая внимания на объективные речевые, а часто и психологические проблемы ребенка, его с самого раннего возраста отдают в различные прогимназии, про лицеи и т.д., где он зачастую получает ненужный багаж знаний, а насущные задачи своевременно не решаются. Таким образом, к моменту поступления в школу речевые проблемы усугубляются, и уже в 1-м классе ребенок становится отстающим учеником со всеми вытекающими последствиями;

- родители, имеющие высокий достаток и считающие, что за деньги можно купить все, устраняются от работы с ребенком. Их подход к специалистам таков: “ Я заплачу любые деньги, только не вмешивайте меня в это, мне некогда”. Опытные логопеды считают этот вариант одним из самых сложных. Технически работа может быть выполнена блестяще, но при отсутствии поддержки родных ребенок не закрепляет результат, не имеет заинтересованности, его окружает крайне неблагоприятный психологический фон;

- родители, которые не только заинтересованы в своевременной помощи своим детям, но подходят к этой работе. Как говорят специалисты, с такими родителями сотрудничать одно удовольствие. Эти мамы, и все чаще папы, интересуются методической и популярной педагогической и психологической литературой, много читают, но при этом очень взвешенно подходят к применению каких-либо приемов в отношении своего ребенка. Они нередко приходят к логопеду и психологу ДОУ, советуются, вносят свои предложения. К выполнению домашних заданий такие родители подходят очень творчески, и, конечно, результат работы в таких семьях намного лучше, чем в других. Здесь только одна опасность, от которой должен уберечь молодых родителей специалист, - чрезмерное увлечение новомодными непроверенными педагогическими технологиями;

- родители, составляющие основную массу, которые недостаточно серьезно относятся к проблемам своих детей, считая, что это издержки возраста и потом все пройдет. Они приводят массу оправданий речевым недостаткам своих детей, припоминая всех родственников, которые в детстве тоже плохо говорили. После неоднократных напоминаний, такие родители иногда будут выполнять рекомендации и задания логопеда, ходить на консультации к специалисту. Объяснения у них обычные (нехватка времени, зарабатывание денег, проблемы со здоровьем), но когда им подсказывают, как можно хотя бы 10 минут в день посвятить своему ребенку, они и тут находят причины для ничего неделания;

- родители совсем не обращают внимания на своих детей, что происходит в так называемых неблагополучных семьях. Здесь задача специалистов оказать ребенку максимально возможную помощь без поддержки родителей.

Есть еще немало семей, выбивающихся из общего ряда (религиозные, беженцы, неполные), и к каждой необходим очень взвешенный и дифференцированный подход.

По заключению медико-педагогической комиссии и результатам обследования речи ребёнка, родителям разъясняются сущность логопедического заключения и основные  направления работы с ребенком.

Каждого из родителей необходимо нацелить на систематическую, длительную работу с ребенком. Напомнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни. На первом родительском собрании логопед знакомит родителей с основными целями и задачами логопедической работы, рассказывает о системе логопедических занятий.

Необходимо проводить с родителями просветительскую работу.

Она может проводиться в различных формах:  выступления на родительских собраниях,  индивидуальные консультации, семинары, занятия-практикумы, открытые занятия, праздники, конкурсы и проекты, организация совместной работы взрослых и детей по выполнению домашних логопедических заданий, анкетирование, информационная поддержка.

Для более эффективной работы родителям требуется информационная поддержка. Это осуществляется с помощью: специальных “логопедических уголков”,  информационных стендов,  тематических выставок книг. Там выставляется: справочный  материал, статьи специалистов из разных журналов, книг и газет, рекомендации по развитию речи, рекомендации по развитию артикуляционной и мелкой моторики. Очень важно сообщить родителям, как правильно заниматься с детьми. С этой целью мы знакомим родителей с правилами проведения занятий.

  • Все занятия строятся по правилам игры, чтобы не натолкнуться на упорное нежелание ребёнка заниматься.
  • Длительность занятий не должна превышать 15-20 минут. Начинать нужно с 3-5 минут.
  • Занятия должны проводиться 2-3 раза в день. Лучшее время для занятий – после завтрака и после дневного сна.
  • Не заставляйте ребёнка заниматься, если он плохо себя чувствует.
  • Отведите специальное место для проведения занятий, где ничто не сможет помешать.
  • Активно используйте на занятиях наглядный материал.
  • Не употребляйте слово “неправильно”, поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.
  • Разговаривайте с малышом чётко, повернувшись к нему лицом, пусть он видит и запоминает движения ваших губ.
  • Разрабатывая содержание процесса сотрудничества логопеда и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР мы выделяли три этапа:

Первый – формирование ориентировочной психолого-педагогической основы совместной деятельности логопеда и семьи;

Второй - последовательное включение семьи в процесс коррекционной работы по преодолению ОНР у детей;

Третий - развитие умений родителей осознанно проводить коррекционно-воспитательную работу с ребенком под руководством логопеда. Обучение родителей проводится нами с использованием метода активного педагогического консультирования на основе сотрудничества с семьями детей ОНР.

Более подробно мы хотели бы остановиться на этапе последовательного включения семьи в процесс коррекционной работы по преодолению речевой патологии у детей.

Наиболее эффективными оказались следующие формы:

- совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;

- анализ причин незначительного продвижения в речевом развитии ребенка, совместная выработка рекомендаций по коррекции общего недоразвития речи.

- индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми (артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, психогимнастика, обучение элементам логомассажа и самомассажа, знакомство с речевым материалом для автоматизации поставленных звуков и соблюдением режима контроля за поставленными звуками, знакомство с играми и упражнениями для совершенствования и развития лексико-грамматического строя и связной речи и др.)

Обобщив выше сказанное можно сделать вывод: ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в образовательных учреждениях, но и в семье. Ведь речь ребенка развивается под влиянием взрослых и в значительной мере определяется его собственной речевой практикой, что в свою очередь, зависит от нормального социального окружения ребенка с первых дней жизни.