Насилие и закон

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (107 кБ)


Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом.
Ф.М.Достоевский.

Закон не проявляется до тех пор, пока не нарушается.
Мнение граждан

Цель: Донести до подростков понятие о насилие, о возможностях его предотвращения, о законах, защищающих жертву.

Оформление: Цитаты по теме, презентация к занятию.

Раздаточные материалы к занятию: анкеты для воспитанников, карточки с ситуациями, наводящие вопросы к ситуациям.

Предварительные домашние задания для групп: статьи 116, 119, 130, 129, 111, 112, 115 Уголовного кодекса РФ.

Структура занятия:

1. “Формы насилия”

2. “Закон против насилия”

3. Анонимное анкетирование.

4. Работа в группе “Обсуждаем ситуации”.

5. Рефлексия.

Ход занятия

“Формы насилия”

Воспитатель. Сегодня мы будем говорить о деликатной теме, для кого-то, может быть она неприятная, для кого-то новая. Но мы должны об этом говорить, потому что с врагом легче бороться, когда его знаешь. Мы живем с вами в очень сложное и жестокое время. Преступления среди подростков увеличиваются с каждым днем, формируются антиобщественные группировки, совершающие преступления, растет число наркоманов. Мы с вами, простые граждане, уже не можем спокойно ходить по улицам вечером. Ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос: “Что такое насилие?”.

(Воспитанники предлагают свои варианты.)

Насилие – это желание власти над другим человеком.

Воспитатель. Есть разные формы насилия, каждая из которых характеризуется по-своему. Посмотрите на схему и приведите примеры для каждой формы насилия.

Формы насилия

Физическое, Психическое, Сексуальное, Эмоциональное, Экономическое, Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость)

  • Физическое насилие - это когда бьют, толкают, таскают за волосы, раздают пинки и подзатыльники.
  • Психическое насилие - это оказание давления, унижения, угроза, порча принадлежащих вещей.
  • Эмоциональное насилие – это грубые окрики, оскорбления, унижения чувства достоинства, постоянная критика.
  • Экономическое насилие – это когда не дают денег, контролируют, сколько и куда потратил, лишают собственных денег, во всем ограничивают.
  • Сексуальное насилие – это изнасилование, принуждение к сексуальным отношениям, пошлые домогательства, вульгарные выражения.
  • Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие заботы, ограничения в еде, лишение одежды, лишение медицинского ухода, лишение жилья.

“Закон против насилия”

Воспитатель. Не думайте, что насилие можно причинять, не боясь быть наказанным. Нет, наш закон нас охраняет. Существует ответственность за проявление насилия по отношению к другому человеку. В Уголовном кодексе есть законы, на основании которых могут возбудить уголовное дело по заявлению обидчика. Возможны разные формы насилия: побои, угроза, убийства, причинение тяжкого вреда, оскорбление, унижающее честь и достоинство человека, клевета (распространение заведомо ложного фактора), причинение вреда здоровью.

Давайте теперь прослушаем статьи из Уголовного кодекса РФ, которые нам подготовили отдельные группы (статьи 116, 119, 130, 129, 111, 112, 115 Уголовного кодекса РФ). Об этих статьях УК РФ должен знать каждый из вас.

Анонимное анкетирование.

Воспитатель. Мы выяснили, какие формы насилия существуют, а теперь я предлагаю заполнить, анонимную анкету.

Воспитанникам раздаются анкеты для заполнения (Приложение 1).

Воспитатель. Ребята, большое спасибо за ответы. Давайте продолжим нашу беседу.

Работа в группе “Обсуждаем ситуации”

Существует два вида насилия: словесное (вербальное) и физическое (невербальное).

Скажите, какая из всех перечисленных нами форм насилия на вас оказывает самое большое влияние и почему?

(Воспитанники рассуждают.)

Воспитатель. Никто не имеет право совершать насилие над другим человеком. Откуда же тогда оно возникает?

Воспитатель. Сейчас мы разделимся с вами на три группы. Каждая группа получит ситуации, обсудит их и ответит. А потом мы вместе постараемся все проанализировать (Приложение 2).

Вопросы к ситуациям:

1. Кто является жертвой насилия, а кто – свидетелем?

2. Какие виды насилия произошли?

3. Какие виды и этапы насилия были реализованы?

4. Каким может быть исход ситуации?

5. Какой исход для девочки?

6. Что делать в данной ситуации?

7. К кому обратиться за помощью?

8. Можно было предотвратить насилие?

9. Как девочке избежать насилия?

(Воспитанники работают по группам, потом совместно анализируют ситуации и находят пути выхода из нее.)

Рефлексия

Воспитатель. Но часто, когда над подростком совершается насилие, он побоится об этом сказать даже родителям. Что делать в таком случае?

Воспитатель. Вы должны воспользоваться помощью человека, которому доверяете. Давайте вместе выясним, кто это может быть?

Кому МЫ доверяем?

(Доверяем милиции, психологу, учителям, друзьям, родственникам; работникам специальных центров, комиссии по делам несовершеннолетних).

Воспитатель. Плохо, что нам приходится говорить на эту тему. Было бы гораздо лучше, если бы ее вообще не существовало.

Давайте сделаем рефлексию по итогам занятия.

Возможные выводы к занятию:

  • Насилие в любой форме неприемлемо.
  • Люди должны уважительно относиться друг к другу.
  • Если к вам проявляют насилие, надо защититься и вам помогут.
  • Предостерегайте других от насилия.

Приложение 1

Анкета

  1. Ваш пол: мужской / женский
  2. Возраст___________
  3. Состав вашей семьи______________
  4. Допускал ли кто-нибудь по отношению к вам насилие?
  5. Выбери ответ (подчеркни): Да; Нет;
  6. Какого рода насилие вы испытали по отношению к себе?
  7. Выбери ответ: Физическое, эмоциональное, психическое, экономическое, сексуальное.
  8. Испытывали ли вы насилие по отношению к себе в школе от сверстников?
  9. Выбери ответ: Да; Нет;
  10. Испытывали ли вы по отношению к себе насилие дома?
  11. Выбери ответ: Да; Нет;
  12. Пытались ли вы защитить себя?
  13. Выбери ответ: Да; Нет;
  14. Кому вы смогли бы рассказать о случившемся насилии над вами?
  15. Выбери ответ: Друзьям; Родителям; Учителю; Брату или сестре; Психологу; Медицинскому работнику; Никому;

Приложение 2

1 ситуация.

Ученики 6-го класса вышли на урок физкультуры. Только Нина, осталась одна в классе, у нее была справка. Чтобы зря не проводить время, она решила рисовать и достала из сумки альбом. Карандаша и ластика у нее не оказалось. Нина решила взять из сумки лучшей подруги Иры карандаш и ластик. Она начала рисовать. После урока физкультуры прибежала Ира. Увидев, что у Нины ее карандаш и ластик, она сильно рассердилась, быстро отобрала свой карандаш и ластик, разорвала на куски рисунок Нины, бросила на пол и с гневом закричала, что она воровка, что у нее нет денег даже на покупку карандаша. Ира заявила, что она больше с ней не будет дружить и скажет всем девочкам, чтобы не дружили с “воровкой”. А мальчишкам класса скажет, чтобы они обзывали ее “воровкой”. Нина не ожидала от лучшей подруги такой поступок. Она закрыла лицо руками и тихо заплакала от обиды.

2 ситуация.

В восьмой класс пришел новый ученик, и весь класс заинтересовался им. Прошло 2 недели. Новенький, его звали Гошей, шел после уроков домой. По дороге его остановили мальчишки и потребовали деньги. Гоша ответил, что у него нет денег. Мальчишки, услышав ответ, ударили его в затылок, повалили на снег и оторвали ремешок от школьного рюкзака. Они угрожали ему что, если завтра он не отдаст деньги, то побьют его и придумают ему прозвище.

3 ситуация.

Оля сегодня получила пятерку по математике. Она с приподнятым настроением побежала домой, чтобы обрадовать отца и мать. Дома, как всегда, ее ждали пьяные родители. На нее никто не обратил внимания. Когда Оля подошла к столу, чтобы пообедать, оказалось, что от обеда ничего не осталось, и ждала ее только очередная тяжелая работа в хлеву. Отец, по привычке, накричал на нее и приказал, чтобы она выгоняла коров на водопой. От обиды Оля заплакала и сказала: “Почему сами сидите, выпиваете, а меня заставляете работать”. На что отец еще больше рассердился, стал дергать девочку за волосы, ругаться бранными словами. А мать, вместо того, чтобы заступиться за дочку, стала запугивать тем, что ей больше не будут покупать одежду и давать карманные деньги.