Нестандартный урок как средство формирования и развития положительной мотивации к изучению иностранного языка у учащихся начальной школы

Разделы: Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Но первая и естественная потребность изучающих иностранный язык – коммуникативность. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.

Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

– формирование у учащихся интереса и уважения к культуре страны изучаемого языка;
– воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;
– развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

Представляем вашему вниманию разработку нетрадиционного урока – путешествия для второклассников, который уместно проводить по окончанию изучения учащимися английского алфавита. Нестандартный урок включает самые разнообразные, эмоционально-яркие, нетрадиционные методы и приемы обучения, которые не просто повышают мотивацию обучения детей, но и служат развитию тех или иных УУД: умения декламировать стихотворения, развивая произносительные навыки, инсценировать ту или иную ситуацию, как литературную, так и жизненную, петь на иностранном языке, умения реагировать и давать свою оценку в разговоре, сообщать информацию о событиях и фактах, соблюдать речевой этикет, широко знакомиться с традициями, обычаями и культурным наследием англо-говорящих стран. При этом вся деятельность учащихся на уроке подчинена главной коммуникативной цели преподавания английского языка.

Для второклассников, которые только начали свой путь к изучению английского языка подобные уроки не просто отличная мотивация, но и  простор для творчества. А для педагога нетрадиционный урок – способ установления психологического контакта, взаимопонимания с учащимися.

На урок-праздник приглашаются обе подгруппы в ролях домашних и диких животных. Но появление пирата (ученика средней школы) праздник превращает в увлекательное путешествие «В поисках алфавита». Элемент неожиданности заставляет с интересом следовать маршруту карты, сопереживать артистам, взятых в плен индейцами и радоваться найденному сокровищу – английскому алфавиту!

На урок могут быть приглашены родители учащихся, классные руководители, а также администрация школы. Практика показывает, что все участники урока-праздника получают удовольствие.

Тема урока: Looking for the ABC (В поисках алфавита)

Цели урока:

  • Образовательная – обобщение и систематизация изученного материала
  • Развивающая – развитие творческих способностей учащихся, развитие психических функций, связанных с речемыслительной деятельностью (внимание, память)
  • Воспитательная – воспитание навыков коллективного взаимодействия

Задачи:

  • формировать умение слушать и понимать англоязычную речь
  • развивать умения обобщения
  • формировать умение выбирать адекватные средства для решения поставленной задачи

Оснащение: мультимедийный проектор, компьютер, экран, слайды по теме, сундук, плакат с алфавитом, костюм для пирата, грамоты, призы, воздушные шары для украшения кабинета

Содержание

Время

Название этапа

Речевые действия учителя

Речевые действия учащихся

Замечания

00.00

I. Введение в ситуацию

Teacher 1 – Hello, boys and girls!!!
Teacher 2 – Hello, dear guests! Today we’ll have the ABC party!
The Pirate – Йо-хо-хо! Ничего у вас не получится!
Teacher 1 – Who are you?
The Pirate  – I’m the pirate. My name is Jack. I’ll have the English alphabet!  I hid it on the Lost Island.
Teacher 2 – Give us the map to find the ABC!
The Pirate  – OK. Следуйте маршруту на карте, и вы найдете алфавит! See you later! Bye-bye! (пират уходит)
  СЛАЙД 1

(на праздник врывается пират, роль которого играет учащийся средней/старшей школы)

 

 

Праздник заканчивается хороводом с песней “The more we are together”.

00.02

II. Представление участников

Teacher 1 – Dear children, let’s find the ABC! Мы отправимся на Потерянный остров на кораблях под названиями «THE WILD ANIMALS» and «THE DOMESTIC ANIMALS». Чтобы получить билет на корабль, нужно рассказать о себе.
Teacher 2 – So, let’s listen to «THE WILD ANIMALS».
Let’s listen to «THE DOMESTIC ANIMALS»
Teacher 1 – You all have your tickets. Let’s go!
Учащиеся представляются по очереди по образцу:  I’m the dog. My name is Jack. I’m brown. I can jump and run. I live on the farm.) СЛАЙД 2

00.08

III. Поиск алфавита Teacher 2 – Now, let’s look at the map! Мы отправимся на поиски алфавита по маршруту на карте и побываем в индейской деревне, королевстве глаголов, математическом городе, магазине школьных принадлежностей и стране Семья.   СЛАЙД 3

СЛАЙД 4

00.09

Песня Teacher 1 – Артисты передвижного театра выступали с гастролями на Потерянном острове, и их взяли в плен местные индейцы.    СЛАЙД 5
Учащиеся исполняют песню «Ten Little Indians” и танец индейцев
00.11 Остановка «Потерянный остров» Давайте спасем артистов и узнаем у индейцев, куда идти дальше. Учащиеся составляют предложения по образцу Her / His name is … СЛАЙД 6
00.14 Остановка «Королевство глаголов» Teacher 2 – Well done! А теперь поспешим в Королевство глаголов! Учащиеся составляют предложения по образцу The fox can skip СЛАЙД 7
СЛАЙД 8
00.17 Физминутка Teacher 1 – Покажите что вы умеете делать! Please, skip! Please, swim! (и др.)   Учащиеся выполняют действия по просьбе учителя
00.19 Остановка «Математический город» Teacher 2 – Следующее место на карте Математический город. Let’s count! Учащиеся решают примеры. Например, 2 and 3 is 5. СЛАЙД 9
СЛАЙД 10
00.22 Остановка «Магазин школьных принадлежностей» Teacher 1 – На пути у нас магазин школьных принадлежностей. Давайте сделаем покупки. Учащиеся составляют предложения по образцу I have got a rubber (a pen, a pencil…) СЛАЙД 11
СЛАЙД 12
00.25 Физминутка Teacher 2 – Let’s have a rest.   СЛАЙД 13
Учащиеся поют песню Clap your hands и танцуют
00.27 Остановка «Деревня Семья» Teacher 1 – Итак, мы в деревне Семья. Помогите жителям деревни рассказать о себе. Учащиеся составляют предложения по образцу My name is Tricky. I have got a mother and a father СЛАЙД 14
СЛАЙД 15
00.30 IV. Алфавитный марафон

1) Выступление учащихся со стихотворениями про буквы английского алфавита)

The Pirate – Oh, you are here! Ну, что же…Алфавит находится в сундуке. Хотите его получить – назовите все буквы английского алфавита! Учащиеся рассказывают небольшие стихотворения-рифмовки про буквы алфавита. Например:
(A)
Apples here.
Apples there.
Apples, apples
Everywhere.

(B)
Bounce, bounce
It’s my ball.
It doesn’t want
To stop at all.

Появляется пират
СЛАЙД 16
СЛАЙД 17
00.36 2) Песня про английский алфавит Teacher 1 – Hooray!!! The ABC is here! We are happy! Let’s sing a song!   Пират достает из сундука плакат с алфавитом и возвращает его учителю. Все дружно поют песню про алфавит.
00.38 3) Возвращение из путешествия Teacher 2 – Ну а сейчас пора возвращаться назад. А пока мы будем плыть на кораблях, посмотрим мультфильм.   Учащиеся смотрят мультфильм об алфавите.
00.41 IV. Подведение итогов конкурса рисунков Teacher 1 – А сейчас пора подвести итоги конкурса “The best English-speaking animal”. (вручение дипломов и подарков)   Учащимся вручаются дипломы и подарки.
00.43 V. Подведение итогов праздника Teacher 2 – Ребята, на празднике, вам удалось не только найти сундук с алфавитом, и показать чему вы научились на уроках английского языка, но и продемонстрировали как вы умеете работать в команде и быть дружными. Надеемся, что у вас хорошее настроение. Show us your cards with colours.

Teacher 1 – А теперь вручим медали. Ребята, как вы думаете, кто на уроке был самым внимательным (активным, артистичным и др.)?
Now let’s sing “The more we are together”.

Teacher 1 –The party is over! Good-bye!

  СЛАЙД 18
Учащиеся показывают цветные карточки, отражающие их настроение
(зеленый –гармоничное, комфортное состояние, желтый – спокойное и ровное, красный – тревожное)

Самоанализ урока

УМК: “Enjoy English” Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.

Тема: Looking for the ABC (В поисках алфавита)

Урок проведен 25 декабря 2012 года во втором классе. Это был открытый нестандартный урок в форме праздника. Для проведения урока были объединены две подгруппы английского языка.

Цели урока были сформулированы следующим образом:

  • образовательная – обобщение и систематизация изученного материала,

  • развивающая – развитие творческих способностей учащихся, развитие психических функций, связанных с речемыслительной деятельностью (внимание, память),

  • воспитательная – воспитание навыков коллективного взаимодействия.

На реализацию коммуникативной цели были направлены задачи:

– формировать умение слушать и понимать англоязычную речь,
– развивать умения обобщения,
– формировать умение выбирать адекватные средства для решения поставленной задачи.

Уроку предшествовала большая подготовка. На уроках и во внеурочное время с учащимися разучивались стихи и песни. Был объявлен конкурс “The best English-speaking animal”. Дети выбрали себе роль домашнего или дикого животного. На родительском собрании было предложено подготовить костюмы и маски для учащихся.

При подготовке к уроку учитывались программные требования, рекомендации авторов УМК, психологические особенности учащихся 2-го класса. Выбор формы проведения урока был продиктован желанием развивать мотивацию к изучению ИЯ, творческие и коммуникативные способности учащихся.

На урок были приглашены родители с целью знакомства с некоторыми аспектами организации урока, требованиями к уровню подготовки учащихся.

Структура урока не была традиционной. Появление в начале урока пирата послужило мобилизующим началом и заинтересовало учащихся. Во время урока второклассники выполняли различные задания, передвигаясь по заданному маршруту. Учащиеся были активны и легко включались в игру.

Урок носил систематизирующий характер, нового материала не было. Но элементы новизны заключались в формулировках заданий. Коммуникативная деятельность на уроке была представлена говорением и аудированием. Отсутствие чтения и письма обусловлено начальной ступенью обучения. Использовались разнообразные приемы, активизирующие речемыслительную деятельность учащихся:

– чтобы получить билет на корабль, расскажите о себе;
– покажите, что вы умеете делать;
– скажите, что вы купили в магазине школьных принадлежностей.

Коммуникативный характер установок позволял создавать на уроке ситуации, приближенные к реальным ситуациям общения. Урок проходил живо и эмоционально. Смена видов деятельности, красочное оформление и музыкальные паузы не позволили никому скучать. Благоприятная психологическая атмосфера способствовала тому, что учащиеся чувствовали себя раскованно, были готовы к общению на иностранном языке и показали хороший уровень усвоения материала. Костюмы и маски побуждали детей реализовывать свои творческие и артистические способности.

Наградой за работу на уроке был английский алфавит, найденный в пиратском сундуке. Теперь мы готовы продолжать изучать английский язык!

В конце урока были подведены итоги конкурса, вручены дипломы и подарки.

Рефлексия проходила в несколько этапов. Сначала, учащимся было предложено выбрать карточку такого цвета, который будет обозначать их настроение, при этом зеленый цвет будет обозначать их гармоничное, комфортное состояние, желтый – спокойное и ровное, красный – тревожное. Свои карточки учащиеся поместили в специально подготовленные кармашки. Интересно второклассникам было определять, кто на уроке был самым активным, самым внимательным и т.д., вручая заранее подготовленные медали друг другу.
На наш взгляд, урок получился насыщенным и интересным. Поставленные задачи реализованы в полном объеме.

Однако, стоит обратить внимание на некоторые моменты. Несколько затянут был этап представления команд. Дети представлялись по отработанному на уроке образцу. Не стоило употреблять все изученные структуры.

К недостаткам урока можно отнести отсутствие парной формы работы. Родители оказались на уроке пассивными слушателями и зрителями. В следующий раз стоит продумать их возможное участие в таком уроке.

Нестандартный урок требует очень большой подготовки. Волнение, переживание за учеников. Наш урок удался.

Мы изучаем английский язык по УМК “Enjoy English”. Хочется надеяться, что все участники праздника поняли, что английский можно и нужно учить с удовольствием.