Деревенская история по рассказу Ю.Коваля "Стожок"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель: Расширить представления детей о зимовке диких животных.

Задачи:

  • Формирование активного слухового и зрительного контроля.
  • Развитие эмоциональной отзывчивости детей на увиденное и услышанное.
  • Активизация и обогащение словаря по теме “Животные наших лесов”
  • Формирование грамматических представлений, обобщений на основе текста произведения.
  • Работа над интонационной выразительностью речи.
  • Развитие мелкой моторики, координации речи с движением.

Методические приемы:

Рассматривание иллюстраций, беседа, составление мнемотаблицы, лексико-грамматические игры по тексту, чтение рассказа, сюрпризные моменты.

Оборудование:

Адаптированный текст, картина с изображением животных в зимнем лесу, мнемотаблица, мяч, мультимедиа проектор, ноутбук.

Предварительная работа:

  • Чтение рассказа Ю. Коваля “Стожок”.
  • Чтение сказок, рассказов про диких животных наших лесов.
  • Изучение лексической темы “Животные наших лесов”.
  • Работа с графическими схемами.

Словарная работа: Стожок, сено, сметал, распрягать, глянул, выставилась, воз.

Ход занятия

1. Игра “Наблюдатели”. Организационный момент. (Слайд №2)

Развитие зрительного внимания, пальчиковой моторики.

Логопед. Ребята я вас приглашаю понаблюдать в “бинокль” за зимним лесом. Кого вы увидите и кто будет самым наблюдательным.

Мы в бинокль поглядим,
Всех животных разглядим.

2. Игра с мячом “Кого я увидел в лесу”. (Слайд №3)

Логопед. А сейчас ребята встанем в круг и будем передавать друг другу мяч, называя, кого мы увидели в лесу. (Я увидел в лесу волка. А ты кого? И т.д.)

3. Игра “Вспомни сказку”. (Слайд №4)

Развитие долговременной памяти.

Логопед. Ребята, а кого вы не увидели в лесу? (Медведя, барсука, ежа.)

Правильно. Зимой все они где? (Зимой они спят). Молодцы. Какие сказки вы знаете про медведя? (“Три медведя”, “Маша и медведь”, “Мужик и медведь”, “Теремок” и т.д.)

Сегодня я хочу вам предложить вспомнить интересную историю, которую поведал Ю.Коваль в рассказе “Стожок”.

4. Игра “Мы - слушатели”. Чтение адаптированного рассказа Ю. Коваля “Стожок”. (Слайд №5)

Развитие слухового внимания и памяти.

Логопед. “Жил дядя Зуй у реки. Летом дядя Зуй накосил в лесу травы и сметал стожок сена: поставил стог на сани. А когда наступила зима, привёз дядя Зуй сено из лесу. Стал лошадь распрягать.

Ты что привёз? Кричит ему соседка.

- Сено, что же еще?- отвечает Зуй.

- А на возу у тебя кто?

Глянул дядя Зуй на стог, так и сел на снег. Страшная морда выставилась с воза - медведь.

Медведь зашевелился, наклонил стог на бок и вывалился в снег. Схватил в зубы снегу и в лес

побежал”.

5. Игра “Мы и скажем и покажем”. (Слайд №6)

Развитие интонационной выразительности. Координация речи с движением.

Логопед. Ребята, что соседка дяди Зуя спросила, увидев на возу медведя? (А на возу у тебя кто?) Правильно. Она была, наверное, напугана. Как бы возу она спросила тихо, со страхом, покажите. (Ответы). Громко, радостно. (Ответы). Тихо, грустно. (Ответы). Тихо с удивлением. (Ответы). Громко с интересом. (Ответы).

6. Игра “Чья, чей, чьи, чьё?” (Слайд №7)

Образование притяжательных прилагательных.

Логопед. Ребята, а какая часть туловища появилась первым из стожка? (Морда). Правильно, а чья морда? (Медвежья морда.) Молодцы. Назовите правильно и другие части тела.

(Медвежья лапа. Медвежий нос. Медвежий хвост. Медвежьи уши. Медвежьи глаза. Медвежье туловище.)

7. Игра “Исправь ошибки”. (Слайд №8)

Употребление предлогов.

Логопед. Про этот случай дядя Зуй рассказывал всем своим знакомым и друзьям, но когда рассказывал, допускал много ошибок. Помогите исправить его ошибки.

1. Жил дядя Зуй на реке. (Жил дядя Зуй у реки.)

2. Летом дядя Зуй накосил на лесу травы. (Летом дядя Зуй накосил в лесу травы.)

3. Поставил стог в сани. (Поставил стог на сани.)

4. Привез дядя Зуй сено от лесу. (Привез дядя Зуй сено из лесу.)

5. А в возу у тебя кто? (А на возу у тебя кто?)

6. Глянул дядя Зуй в стог, так и сел в снег. (Глянул дядя Зуй на стог, так и сел на снег.)

7. Страшная морда выставилась из воза - медведь. (Страшная морда выставилась с воза - медведь.)

8. Медведь зашевелился, наклонил стог в бок и вывалился в снег. (Медведь зашевелился, наклонил стог на бок и вывалился в снег.)

9. Схватил на зубы снегу и на лес побежал. (Схватил в зубы снегу и в лес побежал.)

8. Игра “Кто крадётся под окном?” Итог. (Слайд №9)

Развитие зрительного внимания, памяти.

Логопед. Посмотрите ребята, чьи тени мелькают за “окном”? (Мышки, волка, белки, лисы, зайца и лося). Правильно. Какие это животные? (Дикие). Умницы.

Дома расскажите родителям историю, которая приключилась с дядей Зуем, каких животных вы увидели за окном, а каких нет. Почему?