Интегрированные уроки как средство повышения познавательной активности учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


В современных условиях образование должно учитывать усиление интеграции в развитии науки, техники, производства, политики. Общество через систему образования выдвигает и реализует новые требования к человеку и качеству образования. В настоящее время требуется проявление не только высокой активности человека, но и его умений, способностей, нестандартного поведения. Современное общество нуждается в неординарной творческой личности - человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом задачи, находить способы их решения, быть готовым к индивидуальному и коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. “Формирование мировоззрения, знаний об окружающем мире является целью образования, которая достигается в процессе обучения. Отсутствие целостного мировоззрения не позволяет учащимся адекватно соотносить явления и понятия, выражается в том, что их мышление приобретает мозаичный характер” [4]. Для решения этих проблем необходима интеграция учебных предметов. Интеграция - высшая форма выражения единства целей, принципов и содержания процесса обучения и воспитания, результатом функционирования которых является формирование у обучаемых качественно новой целостной системы знаний и умений. По другим источникам, интеграция - процесс сближения и связи наук, состояние соединения отдельных частей в одно целое. Иногда интеграцию рассматривают как психолого-коррекционный принцип, суть которого состоит в развитии и содержательном наполнении эмоционально-чувственной и интеллектуальной сфер ребенка. Интеграция – это средство интенсификации урока. При интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется возможность применения получаемых сведений одновременно в различных областях – теоретической, практической и прикладной. Интегративная система предполагает объединение родственных тем всех школьных предметов, изучение которых взаимно переплетается на каждом этапе урока.

Интегрированный подход способствует созданию у школьников целостного представления об окружающем мире, т.е. формированию научного мировоззрения.

Принципы интегрированного обучения:

  • Интеграция (синтез) знаний. Целостное, систематизированное восприятие изучаемых вопросов способствует развитию широты мышления. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции, развивает целенаправленность и активность мышления. Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира. Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы.
  • Углублённость изучения. Интеграция увеличивает информативную емкость урока. Проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления. Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов.
  • Практическая значимость проблемы (актуальность). Реализация рассматриваемой проблемы практической ситуации усиливает практическую направленность обучения, что развивает критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой.
  • Альтернативность решения. Новые подходы к данной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают нестандартность, оригинальность мышления. Сравнение возможных решений развивает активность, критичность мышления. Целенаправленность, рациональность, экономия мышления развивается за счёт стремления осуществлять разумный выбор действий, отыскивать наиболее краткий путь достижения цели.
  • Доказательность решения. Доказательность решения проблемы развивает доказательность мышления. Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность школьника, заставляет искать новые способы познания учебного материала, формирует исследовательский тип личности

В основе интегрированного обучения лежит система интегрированных уроков. Интегрированный урок — специально организованный, путем объединения знаний из разных предметов, урок, направленный на рассмотрение и решение какой-либо проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность. Особенностями интегрированного урока являются широкое использование межпредметных связей и объединенная цель, которая позволяет: более глубоко проникнуть в суть изучаемой темы; повысить интерес учащихся к предметам; целостно воспринимать изучаемые по данной теме вопросы; экономить учебное время, рационально его использовать.

Преимущества интегрированных уроков:

  • способствуют повышению мотивации учения, активизации познавательной деятельности учащихся, помогают воспринимать учебный материал и окружающий мир, как единое целое;
  • побуждают учащихся к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
  • позволяют использовать различные виды работы, способствуют развитию интереса; дают возможность переключения на разнообразные виды деятельности, что снижает утомляемость, перенапряжение учащихся, развивают у школьников воображение, внимание, речь, память, мышление;
  • высвобождают учебные часы, которые можно использовать для развивающей деятельности учащихся и дополнительных уроков практической направленности;
  • дают возможность для самореализации, самовыражения учителя, способствуют раскрытию творческих способностей.

Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости. Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств.

Литература

1. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. М.: Дрофа, 2008

2. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика. – 2006.

3.Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. М.: Просвещение, 1986

4. Морозова. Е.Г. Системный подход в развитии мировоззрения учащихся/ Химия в школе – 2007, №3, с. 15