Тема урока: "Органы чувств". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Предмет: окружающий мир

Класс: 1 класс

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: урок-исследование

Технологическая карта изучения темы "Органы чувств"

Цели

  • формировать понятие “органы чувств”;
  • положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира;
  • показать роль и специфику разных органов чувств;
  • способствовать развитию интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;
  • учить планировать совместную деятельность в группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе;
  • формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Ресурсы дополнительные

  • два портрета девочки (1 без лица и 1 улыбающейся этой же девочки);
  • заранее оформленная выставка детских рисунков на тему “Портрет моего товарища”;
  • карточки с изображениями и названиями органов чувств;
  • для опытов: геометрические фигуры в конвертах, игрушки, детские книги и журналы, стаканчики с жидкостью разного вкуса для каждого ученика, 4 стаканчика с крышечками с разными ароматами (по выбору учителя);
  • 4 карточки с надписью “лаборант” для руководителя каждой группы

Формы работы

  • фронтальная, групповая
Этапы урока Ход урока
I. Актуализация знаний

 

 

 

 

В классе оформлена выставка детских рисунков “Портрет моего товарища”.

- Вы нарисовали такие замечательные портреты! Я тоже захотела создать портрет моей знакомой девочки. Вот он.

(На доске – портрет девочки, у которой не прорисовано лицо)

- Что-то не так? (У девочки нет лица.)

- Что это значит? (У неё нет глаз, носа, рта, ушей.)

(На доске учитель вывешивает рисунки с изображением глаз, носа, ушей, рта, кисти руки)

- Что общего у этих частей?

- Можем ли мы их назвать одним словом?

II Формулирование темы и целей урока - Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?

- Как и почему их так называют, нам и предстоит узнать сегодня на уроке.

III. Открытие нового знания - Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование.

- Кто такие исследователи? (Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.)

- Мы тоже можем назвать себя исследователями.

- Предметом нашего исследования будет человек, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово). Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, его органы.

- Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – четыре группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

Повторим правила работы в группе.

- Итак, приступим.

1. Исследование органа зрения.

- Закройте глаза. Что у меня в руках? (Учитель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос.)

- Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос? (Глаза были закрыты, и мы ничего не видели.)

Вывод. Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы.

Работа в группах.

- Каждая группа получит своё задание:

1 и 2 группе понадобятся конверты, 3 группе – коробка, 4 группе – папка.

Задание: 1 и 2 группы выполните группировку, 3 и 4 группы определите назначение и дайте название предметам.

- Проверяем работу групп. Вспомним правила обсуждения.

Правила обсуждения ответов.

- Будьте внимательны. Представитель группы отвечает, а вы слушаете и...(слышите), смотрите и...(видите), думаете и...(оцениваете).

- Сделаем вывод, что мы можем увидеть с помощью глаз? (Цвет, размер, форму, назначение, картинки, читать.)

- После проведённого исследования дадим научное определение.

Глаза – это часть организма, то есть орган. Может быть, вы догадались орган чего? (Орган зрения.)

(На доске рядом с изображением глаз прикрепляется запись ОРГАН ЗРЕНИЯ)

- Зрение надо беречь. Какие правила охраны зрения вы знаете?

(Свет при работе должен падать слева, нельзя читать лёжа, не наклоняться низко при письме, смотреть телевизор, сидя перед экраном на расстоянии 2-3 метра)

Физминутка для глаз

2. Исследование органа слуха.

- Приступаем к следующему исследованию. Закрываем ушки.

(Учитель тихо поизносит какую-либо фразу.)

-Что я сказала? Какой вывод можно сделать? (Уши нужны, чтобы слышать.)

-Поиграем в игру “Веришь - не веришь”: я скажу на ухо лаборантам фразу. Вернувшись на место, они скажут её вам, и вы в группе должны решить, правда это или нет.

(Фразы: 1 группа – у человека 6 ушей, 2 группа – у слона самые большие уши, 3 группа – у человека в ухе спрятан маленький барабан, 4 группа – у кузнечика уши на коленках.)

- Повторите фразу. Слушаем ваше мнение.

- Уши помогают людям ориентироваться в разнообразном мире звуков. Дайте научное определение.

Уши – это орган чего? (Орган слуха.)

(На доске рядом с изображением ушей прикрепляется запись ОРГАН СЛУХА)

Физминутка

3. Исследование органа обоняния.

- Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт с использованием стаканчиков с крышечкой. Лаборанты, возьмите по стаканчику.

(Стаканчики стоят на отдельном столике.)

- Определите, что внутри, не снимая крышечки. (Невозможно: глаза не видят, уши не слышат.)

- Нужен новый опыт. При проведении его надо соблюдать правила техники безопасности, ведь мы не знаем, что внутри. (Учитель показывает, как правильно открыть стаканчик.)

Опыт №1.

Оборудование: 4 стакана, плотно закрытые крышкой. Внутри стаканов по 1 ватному диску, пропитанному ароматами: 1) духов, 2) лимона, 3) чеснока, 4) лука.

Проведение опыта: каждый ученик в своей группе берёт стакан с предварительно снятой крышкой и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находится внутри по запаху.

- Так что же внутри? Какой орган помог почувствовать запах? (Нос.)

Вывод. В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи. Умение человека различать запахи получило название обоняние. Дайте научное определение.

(На доске рядом с изображением носа прикрепляется запись ОРГАН ОБОНЯНИЯ)

Физминутка

3. Исследование органа вкуса.

-Для продолжения работы нам нужны стаканчики. Лаборанты, возьмите их.

(Стаканчики стоят на отдельном столике.)

- Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали? (Затруднение в ответе.)

- Нужно провести ещё один опыт.

Опыт №2

Оборудование: по 1 стаканчику на каждого ученика с бесцветной прозрачной жидкостью без запаха и по бумажной салфетке для гигиенических нужд. Жидкость может быть как одного вкуса для всех, например, лимонад, так и разных вкусов по количеству групп. Например, 1) сладкая, 2) кислая, 3) солёная, 4) минеральная вода без газа или обычная фильтрованная вода.

Проведение опыта: ученики пытаются определить, что в стакане по цвету, запаху, но это невозможно. В результате обсуждения делается вывод о необходимости попробовать на вкус. Дети пробуют жидкость, называют, что было в стакане, и приходят к выводу о роли органа вкуса.

- Попробуйте. Что ощущаете? Какой орган помог определить вкус? (Язык.)

- Дайте научное определение этому органу. (Орган вкуса.)

(На доске рядом с изображением рта прикрепляется запись ОРГАН ВКУСА)

Физминутка

Общий вывод.

- Вот и подходит к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить на вопрос, кто же они, наши верные помощники?

(Используя таблицу, дети называют органы чувств по порядку.)

- Теперь дадим им общее название. (Опора на таблицу.) Это органы (глаза, уши, нос, язык). А это чувства (зрение, слух, обоняние, вкус). Какое название отсюда следует? (Органы чувств.)

(На доске над парами рисунков прикрепляется надпись ОРГАНЫ ЧУВСТВ)

IV. Первичное закрепление - Проверим, верный ли вывод мы сделали. Возьмите лист с заданием. Что это? (Кроссворд)

- Заполните кроссворд. Какая запись получилась в выделенной строке? (Органы чувств)

- Значит, мы были правы? (Да.)

- Прочитайте и отгадайте загадки.

1. Всегда во рту, а не проглотить. (Язык.)

2. Брат с братом через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза.)

3. Меж двух светил в середине я один. (Нос.)

4. У зверушки на макушке, а у нас ниже глаз. (Уши.)

V. Итог урока - Когда мы придём в столовую, какие органы чувств нам помогут определить, что мы будем кушать?

(Орган зрения – увидеть блюдо, орган обоняния – почувствовать запах, орган вкуса – узнать вкус.)

- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? (Органы чувств.)

- Назовите их. (Хоровой ответ.)

- Ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока?

- А теперь, если мы правильно выполнили все задания, то девочка нам улыбнётся.

(Открывается ещё один такой же портрет девочки, но с улыбающимся лицом)

VI. Рефлексия - Предлагаю вам оценить свою работу на уроке и ответить на вопрос.

- За что ты можешь себя похвалить?

- Мы – молодцы. Всем спасибо. Наш урок окончен.