Тема урока: "Некоторые жанры публицистического стиля. Интервью как жанр публицистического стиля"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Познакомить с некоторыми жанрами публицистического стиля; акцентировать внимание на интервью.
  • Закрепить знания о публицистическом стиле речи.
  • Совершенствовать умение анализировать текст, определять стиль, тип речи, тему, основную мысль, доказывать свое мнение.

Оборудование: учебник Г. Ф. Хлебинской “Русский язык. 10 класс”.

Ход урока

I. Повторение темы.

– Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с особенностями публицистического стиля речи. Давай ещё раз вспомним. В этом нам поможет ученица, которая подготовила презентацию.

II. Проверка домашнего задания.

– Дома вы работали с текстом упражнения № 34. Докажите, что текст относится к публицистическому стилю речи.

Сначала обратим внимание на автора текста. Послушаем небольшое сообщение о Викторе Сергеевиче Розове. (Ученица рассказывает о драматурге).

Название текста — “Насыщение книгой”. Какие ассоциации возникают? О чём пойдет речь в тексте?

Выразительно прочитайте текст и докажите, что этот текст относится к публицистическому стилю речи.

(Ученица читает текст)

Ответы учащихся:

1. Речевая ситуация, лежащая в основе создания текста. Коммуникативное намерение автора.

Текст представляет собой отрывок из книги Розова “Насыщение книгой”. Коммуникативное намерение автора — привлечь внимание общественности к необходимости изучения литературы в школе.

2. Тема, идея (основная мысль) текста. Сфера общения, в которой может быть применим данный текст.

Тема — роль книги в интеллектуальном, духовном и нравственном развитии личности. Идея — призыв к необходимости изучения литературы в школе.

Сфера общения — массовая коммуникация.

3. Функция речи — информативно-воздействующая.

4. Специфические (отличительные) черты стиля, используемые в тексте.

Информативность, лаконичность, сочетание логичности с образностью, открытая оценочность, эмоциональность, письменная форма речи.

5. Жанр, в котором написан текст.

Статья была опубликована в журнале “Библиотековедение” за 1999 год.

6. Способ изложения — эмоциональный, с привлечением изобразительно — выразительных средств.

7. Языковые особенности, отражающие стилевую принадлежность текста.

Лексические: лексика, обозначающая понятия из областей, представляющих общечеловеческие интересы (источник познания мира, духовное развитие личности), изобразительно - выразительные средства лексики (чёрные буковки, муравьи, бегающие по странице; книга воспитывает, “вскармливает” человека.

Морфологические: отглагольные существительные (выражение, состояние, развитие); использование в качестве сказуемых глаголов в форме повелительного наклонения (любите).

Синтаксические: простые и преобладающие сложные предложения. Предложения с причастным оборотом (6 пр.) и деепричастным оборотом (9 пр.) Односоставные предложения в составе сложных (безличные 9, 12, 14).

Предложения, осложненные рядами однородных членов (9 пр.)

Инверсия (13 пр.). Вставные конструкции (1, 3, 5 пр.).

8. Основной тип речи — рассуждение.

9. Вывод: стиль речи — публицистический.

III. Изучение нового материала.

Задание: определите, какие жанры, представленные на слайде, относятся к публицистическому стилю? (презентация)

– Сегодня мы познакомимся с жанром публицистического стиля - интервью.

Дома вам предстоит написать интервью, а этот урок вам поможет выполнить правильно домашнее задание.

Слово “интервью” иностранного происхождения. Как вы понимаете его значение? (ответы учеников)

Интервью - предназначенная для распространения в печати, по радио и телевидению беседа в форме вопросов и ответов с каким- либо лицом по актуальным вопросам.

  • Кто обязательно должен участвовать в интервью? (ответы учеников)
  • Подберем к слову "интервью" однокоренные слова.
  • Кто может быть собеседником журналиста?

(политический деятель, художник, актер, спортсмен и др.)

И этот список можно продолжить.

Но роль корреспондента не сводится к записыванию ответов собеседника. Успех интервью зависит и от подготовки журналиста к беседе и от умения расположить собеседника к беседе, и, что важно, от умения руководить беседой.

Как должен подготовиться к интервью корреспондент?

Журналист должен предварительно познакомиться с будущим собеседником и, если это необходимо, - с событием, о котором пойдет речь, обязательно продумать вопросы и четко их сформулировать в соответствии с темой и задачей интервью. Вопросы бывают открытые и закрытые.

Итак, подготовительная работа проведена. Но интервью имеет определенную композицию.

План (запись в тетради).

  1. Вступление. Корреспондент представляет собеседника.
  2. Основная часть. Беседа.
  3. Заключение. Благодарность, пожелания.

Задание: посмотрите интервью и выполните задание:

  1. Назовите тему и задачу интервью.
  2. Проследите за композицией интервью.
  3. Запишите примеры открытых и закрытых вопросов.
  4. Какие вопросы оказались интересными?

Просмотр интервью. Ответы учеников.

Что бы вы посоветовали начинающему интервьюеру?

У вас на столах лежат памятки с пропущенными словами. Вставьте слова и зачитайте, что у вас получилось?

Что такое эксклюзивное интервью?

Работа в парах.

Задание: Составьте мини - интервью.

IV. Рефлексия урока.

– Чем интересен этот жанр публицистики?

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание: взять интервью у известного вам человека, оформить его в письменном виде.

Презентация к уроку.