Как приобщить ребенка к чтению?

Разделы: Литература, Организация школьной библиотеки, Работа с родителями, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


В настоящее время интерес школьников к чтению резко снизился. По прогнозам специалистов, в последнее время в России количество читателей до 30 лет сократилось 2 раза. Среди учащихся высокий рейтинг по чтению только примерно у 11%.

В семье про чтение совсем забыли. Почти у трети семей нет личных библиотек. Видно, что ребенок с малых лет не приучается к чтению. Все это показывает снижение уровня чтения. ЮНЕСКО 2003–2012 годы объявила “Международным десятилетием грамотности”. По результатам международных исследований только одни уроки чтения, литературы не помогают повышению интереса к чтению. Если ребенок до 12 лет в свободное время не любит читать, то потом поздно будет его приучить к чтению.

Уровень чтения развивается: в семье, школе, библиотеке. Они должны влиять на ребенка взаимосвязанно и дополнять друг друга. По моим наблюдениям, как опытный учитель и завуч, кто много не читает, пишет неграмотно, отстает по учебе, нет кругозора, появляются пробелы по учебе. Известный поэт Самуил Маршак подчеркнул, что имеются талант писателя и талант читателя. Талант читателя мы должны развивать, раскрывать и поощрять. Поэтому работа библиотеки должна притягивать детей к себе, к книгам.

Книга является основным незаменимым средством самообразования. Велико воспитательное воздействие книги на подрастающее поколение. В первую очередь в семье дети должны с малых лет приучаться к книгам, к чтению. Если мама и папа не читают, то это тоже влияет на ребенка негативно. У нас в поселке немало читающих семей, имеющих большую личную библиотеку, как семья Березкиных, Дегтяревых, Корякиной А.П., Тарковой А.Ю., Тарабукиных Н.С. и Н.И., Винокуровой Е.М. и др.

Школьные библиотеки стремятся помочь своему читателю в приобретении необходимых знаний и навыков, однако цель приобщить каждого ребенка может быть достигнута только совместными усилиями школы и библиотеки. Как показала практика, работа от случая к случаю не приносит заметной пользы, она должна проводиться систематически и целенаправленно.

Чтение – это обретение радости, какую ты испытываешь сам и доставляешь другому. Как завуч, ряд лет наблюдала на уроках и экзаменах, когда учитель останавливал ученика фразой: “Не пересказывай, а анализируй”. Порой не понятно, почему нельзя пересказывать книгу, радуясь тому, что ты ее читал, на пересказе, я думаю, рождается массовый читатель и оратор. С таким восторгом и упоением рассказывающего ученика не надо перебивать, а слушать. Читающий ученик – это ученик мыслящий и он хорошо учится по всем предметам.

В течении 2–х месяцев работы в библиотеке я наблюдаю за читателями. Хорошо посещают учащиеся со 2 по 5 классы, с 6 класса – меньше. Учащиеся 4 класса (учитель – Корякина А.П.) часто берут произведения писателей, которые она предлагает на уроках внеклассного чтения и все. Этот их интерес надо развивать и помочь не терять в старших классах. Но детей нельзя приучать из – под палки, а постепенно шаг за шагом. Школьник через отдельную страницу должен “пробовать” книгу, чтобы решить, нужна она ему или нет.

Надо приучить ребенка: по-онегински читать, по-рахметовски выбирать книгу, боготворить ее, как Ниловна, которая прежде чем завести разговор о книге, зачем – то чисто вымыла руки, по-корчагинцы общаться с нею, научить как работать с книгой. Лишь тогда будет желание читать ее, а спустя какое–то время и перечитать.

Школьник свое свободное время проводит за компьютером, телевизором, видео. Поэтому у большинства ухудшился уровень чтения, грамотности, умение говорить и выступать. Ребенок должен читать на родном языке. Возникла угроза русифицирования населения с развитием технического прогресса. На уроках якутской литературы в программе мало произведений якутских авторов. За 7 лет с 5 по 11 классы ребенок изучает 227 произведений, в том числе 155 стихотворений. На уроках по якутской литературе есть ряд проблем:

  • Мало классических произведений.
  • Краткость изучаемых произведений до минимума.
  • Учебники в некоторых классах морально устарели.
  • В библиотеках мало оригиналов произведений.
  • Низкая культура чтения.
  • Нет должного контроля со стороны родителей и классного руководителя.

Надо обучать школьников по первоисточникам. Для этого выпускать произведения большим тиражом. Проводить побольше конкурсов, литературных викторин, читательских конференций, семейных конкурсов, круглых столов по проблемам чтения.

Учащиеся начальных классов должны выйти грамотно читающими, увлеченными чтением. Для этого учителя начальных классов должны прививать любовь к книгам с малых лет, научить обмениваться своим мнением о прочитанном, культуре чтения. К переходу в среднее звено ребенок, выполняющий норму чтения, дальше успешно учится. В средних и старших классах много устных предметов, если ребенок не умеет читать, то трудно дается учеба. Надо уделять внимание росту темпа чтения, выразительности, чтению с пониманием. Для привития интереса к чтению маленькому ребенку можно дать почитать иллюстрированные книги, с короткими текстами, с сказками.

В семье устраивать совместные громкие читки, обсуждать прочитанное. Развитию чтения способствует чтение про себя, здесь темп обычно быстрый. Быстрому чтению помогают еще зрительные диктанты. Когда ребенок приносит одолженные книги, библиотекарь вкратце просит пересказывать, о чем эта книга. В следующий раз он приходит, прочитав книгу, а непросто приносит книгу. Это тоже один из воспитательных приемов.

Своим творческим подходом к работе, своим проектом планирую постепенно приучать учеников к систематическому, ежедневному чтению, формировать высокий уровень восприятия художественной литературы, позволяющий включать в круг своего чтения разнообразные и сложные книги, к умению и желанию воспользоваться всеми возможностями, предоставляемыми в библиотеке, знакомиться с библиографией. С чего же начать? С проведения первых по плану занятий встречи с книгой, библиотекой. Дети больше всего любят игру, соревнование, практические занятия, любят увлекательный рассказ библиотекаря, с демонстрацией богато иллюстрированной книги. Важно помочь детям увидеть непосредственную связь между их успехами по литературе, истории, по другим наукам и хорошим знанием библиотеки, ее справочно – библиографического материала, умением систематически, вдумчиво много читать.

Некоторые учителя-словесники добиваются у ребят ведения дневников чтения. Это прививает интерес к чтению, ребенок раскрывает душу, иллюстрирует один из эпизодов книг. Без постоянной повседневной тренировки, постоянного соприкосновения с библиотекой мы не сумеем выработать у читателей привычки ежедневно обращаться к книге. Мы должны не только поддерживать у детей интерес к чтению, но развивать творчество читателя. Поэтому я решила вести кружок “ Юные журналисты”. Потому что, стихотворная речь развивается намного быстрее, чем прозаическая. В сердцах рождаются первые детски – наивные, но идущие прямо из души, поэтические строки. Эти свои стишки, рассказы вынесем на всеобщее обозрение, напечатаем в газетах, маленьких брошюрках.

Одним из приемов чтения в семье является привлечение ребенка к чтению через газеты. Например, “Кэскил”, “ Юность Севера”, “Индигир уоттара”. Дети решают кроссворды, отгадывают загадки и отправляют ответы в редакцию, потом ждут результаты, читают статьи, рассказы. С этого началось, например, у моих детей, любовь к чтению, книгам. С удовольствием читали о своем родном поселке, улусе, радовались, когда читали о знакомых. Со временем круг чтения расширяется, пытаемся собрать библиотеку книг издательства “Бичик”.

Исходя из сказанного, можно сделать следующий вывод:

  • Самым первым спутником чтения в семье может быть газета.
  • Воспитательная роль газет велика, они учат детей трудиться, правильно проводить свое свободное время.
  • Наблюдается интерес к каждодневным событиям, новостям улуса, республики.

Настоятельно советуем родителям подписаться на газеты, детские журналы, вместе читать с детьми. Плохо, что нет книжных магазинов, киосков. Чем больше читает ребенок, тем лучше развивается речь, мышление. Когда он читает, не обращает внимание на телевизор, компьютер, видео, вовремя готовится к урокам. Книги очень дорогие, поэтому надо научить детей ходить в библиотеку, некоторым семьям не по карману покупать книги, и нет их в продаже. В последнее время роль библиотек повысилась, особенно в сельских местностях.

Книга – рукотворное чудо света, это то, что сопровождает род людской чуть ли не с колыбели. Что, как и зачем читать? Читать можно вслух и про “себя”, медленно и быстро. Быстрота чтения зависит не только от грамотности читателя, и от того, какая это книга. Есть легкие для чтения книги, есть такие, которые требуют постепенного освоения. Методика быстрого чтения относится к справочной литературе, периодике. Есть любимые книги, ставшие друзьями на всю жизнь, мы их перечитываем снова и снова, есть любимые жанры, например, в детстве - сказки. С возрастом круг чтения меняется. Настоящий читатель любит книгу не как вещь, а как живое существо, умеет использовать в жизни то, о чем прочел. Нужно помочь отбирать книгу, узнав круг интересов ребенка. Хорошо и удобно, что есть читальный зал на 15 мест в нашей школьной библиотеке. Часто заходят учителя, ученики, у кого есть окно в расписании. Здесь можно полистать свежие газеты и журналы, новые книги, готовиться к урокам. Наблюдается рост интереса и среди педагогов, и среди учащихся.

В толковом словаре В.И.Даля есть определение: “Читатель, читательница, читающий книгу для себя”. Как это ни ужасно звучит, но некоторые люди читают, чтобы “убить время”. Прочел и забыл. Жизнь без книги – это не настоящая жизнь. И будем с книгой дружить, всегда будем лучшими друзьями! “Дети – это живой поток, лента нашей будущей жизни, семя будущего. Какие семена посеем, к тому и придем в будущем”, - с этими словами заканчиваю свою работу.

Прилагаю из опыта работы:

Сценарий конкурса “Мама, папа и я - читающая семья”

Участники: Семьи начальных классов.

Цель: Пробудить интерес к чтению у детей и родителей.

Задачи:

  • Способствовать сплочению семьи
  • Пропагандировать чтение русских народных сказок.
  • Выявить читающих семей.

Состав жюри:

  • Лобанова О.В. – председатель
  • Таркова Т.Н. – член
  • Осипова А.И. – член

Ход конкурса

Вступительное слово библиотекаря Лобановой М.Д.

Добрый день, дорогие родители, учителя и учащиеся! Сегодня мы собрались на конкурс “Мама, папа и я – читающая семья”. Мы с вами отправимся сегодня в мир сказок. Проверим, насколько вы знаете русские народные сказки, их героев, сказочных персонажей, слова и выражения из сказок. Царство сказок – это необъятное государство, это страна чудес и волшебства. И кто хоть раз побывал в ней, очень полюбил ее. Сказки – это первые книжки. Они очень добрые, поучительные. Итак, наш конкурс посвящается нашим любимым героям сказок.

Выступление соц. педагога школы Слепцовой А.С.

1 этап: Визитная карточка. ( представляют свою семью).

2 этап: Разминка. (Каждая команда получает на листочках по 3 вопроса и отвечает. За правильный ответ 1 очко)

  1. Что служило колыбелью для Дюймовочки? (скорлупа грецкого ореха)
  2. Что растопило ледяное сердце Кая? (горячие слезы Герды)
  3. Где жил Чебурашка? (в телефонной будке)
  4. Как звали крысу старухи Шапокляк? (Лариска)
  5. Как звали корову кота Матроскина? (Мурка0
  6. Кто тянул репку перед Жучкой? (Внучка)
  7. Девочка с голубыми волосами.(Мальвина)
  8. Имя девочки, спасшей Кая. (Герда)
  9. Кто разбил золотое яичко? (мышка)
  10. Кто оказывал ветеринарные услуги зверям? (Айболит)
  11. Обещал всех вымыть. (Мойдодыр)
  12. Что помогло королеве узнать настоящую принцессу? (горошина)

3 этап: Конкурс “Аукцион книг” (Кто больше знает произведения, в названиях которых встречаются числительные), даются листочки, время 2 минуты.

4 этап: Конкурс капитанов - детей (отвечают на вопросы):

  • 1 кл. – Кто живет в избушке на курьих ножках? (Баба – Яга)
  • 2 кл. – Из чего фея сделала Золушке карету? (из тыквы)
  • 3 кл. – Где спрятался седьмой козленок? (за печкой)
  • 4 кл. – Назови самых маленьких по росту героев сказок. (Дюймовочка, Мальчик с пальчик, гномы)

5 этап: Конкурс “ Книги моего детства” (рассказывают о своей любимой книге из детства, краткое содержание)

6 этап: Конкурс “Поиск” (Даются листочки с набором ключевых слов. Угадайте сказку):

  1. Три сестры, купец, чудовище, цветок. (Аксаков. Аленький цветочек)
  2. Братья, мельница, осел, людоед. (Ш. Перро. Кот в сапогах)
  3. Грязнуля, крокодил, Тотоша, мочалка (К. Чуковский. Мойдодыр)
  4. Жаба, эльф, ласточка, крот (Андерсен. Дюймовочка)
  5. Осколок зеркала, ворон, карета, маленькая разбойница, олень. (Андерсен. Снежная королева)
  6. Падчерица, фея, карета, бал (Ш. Перро. Золушка)
  7. Бочка, море, остров, Царевна. (Пушкин. Сказка о царе Салтане)
  8. Солдат, ведьма, дерево, собаки. (Андерсен. Огниво)

Игра со зрителями “Дополни имя”:

  • Кощей-, Елена-, Иван- , Василиса-, Спящая-   Мальчик-, Финист-, Змей-,
  • Крошечка-, Конек-, Баба-, Чук- , Герда-, Илья -, Снежная-, Гадкий-, Старуха-,
  • Царевна-, Крокодил-, Сивка-, Жар-, Винни-, Старик-, Малыш и-.

7 этап: К нам поступили телеграммы: (вы должны сказать, кто отправитель и кому она адресована):

  1. Спасибо за вашу услуги по нетрадиционной помощи к сдаче экзаменов (Старику Хоттабычу от Вольки)
  2. Спасибо, птичка, за чудесное спасение (Ласточке от Дюймовочки)
  3. Спасибо за спасение меня от разбойников. (маленькой разбойнице от Герды)
  4. Прошу не будить, хочется поспать (принцу от спящей красавицы)

8 этап: Конкурс “Черный ящик” для мам. (По описанию предмета отгадать, что находится в черном ящике):

  1. С помощью предмета, находящегося внутри ящика, смастерить разные вещи, можно убить страшного злодея. (Игла)
  2. Какой предмет заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька. (Яйцо)
  3. Здесь находится игрушка, которой дали очень смешное имя, потому что он узнал со стола. (Чебурашка)
  4. Здесь находится вещь, которую съел крокодил. (Мочалка)

9 этап: Конкурс для пап “Чей это портрет?” (по описанию узнать героя)

  1. Покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул, скок-скок прямо к двери, через порог и на улицу. (Буратино)
  2. Вошел длинный, мокрый человек с маленьким лицом, таким сморщенным, как грибок сморчок. (Дуремар)
  3. Человек, такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса при одном взгляде на него: выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил. (Карабас-Барабас)
  4. Появилась большая страшная змеиная голова из тины. (Черепаха Тортила)

Ведущий: Вот и закончился наш “Сказочный денек”. Сегодня мы вспомнили любимые сказки, поучились доброте у сказочных героев. Закончите слова: Сказка – ложь, да в ней намек: (добрым молодцам – урок). Вспомним сказочные выражения, волшебные слова, начало и конец сказок. Спасибо за активное участие, сейчас слово дается нашему уважаемому жюри, награждение.