Интегрированный урок "музыка + технология" по теме "Лоскутная техника в народных традициях и обрядах". 4‒8-й класс

Разделы: Технология, Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Место проведения: кабинет музыки

Цель. Раскрытие творческого потенциала учащихся через познание народного творчества, изучение обычаев, обрядов и традиций, исполнение народных песен и знакомство с разнообразием декоративно-прикладного творчества.

Задачи. 

  • Знакомство с народными обрядами и традициями на посиделках и крещении
  • Совершенствование исполнительской техники народной песни, знакомство с народным многоголосием, развитие художественного вкуса, мелкой моторики рук, воображения и фантазии
  • Изготовление макета лоскутного одеяла, использование лоскутной техники в быту и в украшении интерьера
  • Разучивание и проведение фольклорной игры “Я весёлая ткачиха”
  • Расширение познания окружающей действительности; формирование культуры личности ребенка; воспитание трудолюбия, аккуратности и точности выполнения задания; бережное отношение к традициям своего народа.

Методы: литературно-музыкальная композиция, рассказ, просмотр презентации, практическая деятельность, игра.

Средства: компьютер с проектором, материалы и инструменты для прядения, вязания и вышивания, работы учащихся, фортепиано (баян), народные костюмы, классная комната в народном оформлении.

Предварительная подготовка

  • Разучивание слов и основной мелодии хороводной песни Владимирской обл. “Как у нашего соседа”
  • Подготовка инсценировки
  • Создание презентации к уроку
  • Подготовка раздаточного материала для практической работы
  • Подбор материала для сообщений: вязание крючком, история полотенца, история лоскутной техники
  • Работы учащихся
  • Оформление кабинета

Планируемый результат: исполнение песни, выполнение макета лоскутного одеяла, проведение игры

ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Музыкальное приветствие - распевка.

Ребята, сегодня мы собрались на не совсем обычный урок цель его познакомить вас с обычаями и обрядами в нашей русской культуре, и мы начинаем....

СЦЕНАРИЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ТЕХНОЛОГИИ И МУЗЫКИ

(Действие происходит в кабинете, оформленном в народном стиле. Участники представления сидят на лавках в народных костюмах , занимаются рукоделием). Входит царь с писарем.

Инсценированное представление

Царь. Что-то скучно стало мне и во дворце-то душно. Мне по царской стороне прогуляться нужно

Писарь. Прогуляйтесь, посмотрите всё ли в царстве ладно? Невесту сыну приглядите, ему жениться надо

Царь идёт и спрашивает: “Как живёт народ мой здесь? Все ль здоровы, все ли сыты?

Народ. Одеты, обуты, здоровы как - будто...

Царь.

Что вкушает мой народ, диву придаёшься!
Урожай что - ли был плох? Иль пожар пронёсся?

Народ.

Урожай не обирали
Мы и так все сыты
Не модно сейчас в России
Сеять хлеб да жито...

Царь. Ну а как же кисели, рыбники да каши?

Народ. Пусть едят это враги, то еда не наша...

Царь.

Как не ваша? Сколь веков в стороне-то русской
Без блинов и пирогов в доме было пусто...

Народ.

Лучше чипсов нет еды, просто, быстро, вкусно
Не сравнятся пироги с рыбой и капустой

Царь.

Ясен мне такой расклад! Ну-ка, кучер, трогай!
Да гони скорей назад короткой ты дорогой!

(Уходят)

Дети: Царь-батюшка, вернитесь. Не обижайтесь, мы пошутили!

Все вместе: Дорожим мы стариною – стала нам она родною!

(Царь возвращается и садится на лавку)

Звучит песня “Русская изба” (из телефильма “Вот моя деревня” (1972) Музыка Е. Птичкина, Слова М. Пляцковского).

Входят девочки-участники фольклорного ансамбля.

ВСТУПЛЕНИЕ

Хозяин: Добрый день гости званые!

Хозяйка: Гости званые и желанные!

Вместе: Милости просим!

Хозяин: Приглашаем мы всех Вас сегодня в “русскую избу”

Хозяйка: Вы узнаете, чем занимались долгими зимними вечерами ваши сверстники лет 100 назад.

Хозяин: В ту пору и стар и млад, умели хорошо трудиться и хорошо отдыхать.

Хозяйка: Давайте вместе вспомним пословицу: “Сделал дело - ...гуляй смело!”

Хозяин: Вечерами женщины, девушки и девочки, собирались у кого-нибудь в избе, пряли, вязали, вышивали, друг друга обучали и при этом пели русские народные песни. С песней работа спорится.

Хозяйка: Давайте заглянем в одну такую избу...

(вокруг стола с инструментами садятся дети)

Хозяин: Здесь и красные девицы

Хозяйка: Добры молодцы кругом

Вместе: Все уселись за столом.

Хозяин: Занимаются вязаньем очень древним мастерством.

Вопрос классу: Каким видом рукоделия занимались на посиделках? - слайд (Ответы: прядением, вышивкой, вязанием, шитьём)

Давайте исполним русскую народную песню, которую издавна исполняли на посиделках “Как у нашего соседа весела была беседа”.

(Исполнение песни под аккомпанемент учителя)

(показ слайдов )

Учитель музыки. Вы посмотрели, какие изделия девочки выполняют на уроках технологии, пора и нам показать, как мы умеем учиться, только для этого ответьте на мои вопросы

Вопрос классу:

  • Почему данную песню мы исполняли на “О”? (Ответ: Во Владимирской и рядом расположенных с нею областях это местный диалект, особенность речи)
  • Как исполняют хороводные песни? (Ответ: Плавно, певуче, с помощью кантилены)
  • Какие жанры народных песен вы знаете? (Ответ: Плясовые, хороводные, лирические, трудовые, частушки, колыбельные, календарные)

1 девочка: - Ниточки льняные, ниточки шерстяные, нитки хлопковые, нитки шелковые!

2 девочка: - У меня нитка не рвется, прямо ситец смеется!

3 девочка: - Меня бабушка научила тонкие нитки прясть!

4 девочка: - У кого ниточка тоненькая, да ровненькая?

(Девочки по очереди: - У меня.....У меня....и у меня!)

4 девочка: - У того и жизнь хорошая замужем будет!

2 девочка: - А у кого в узелках?

4 девочка: - Той муж щербатый достанется! (смеются)

1 девочка: - Если на Покров ветрено, будет большой спрос на невест! А если выпадет снег - будет много свадеб!

(Входит девочка с куклой, завернутой в лоскутное одеяло и поёт “Колыбельную”)

“Колыбельная” (духовный стих в обработке Рыбаковой СА)

Прослушивание вокального исполнения

Баю-баю, баю-бай, баю-баю, баю-бай.
Баю-баюшки-баю, тебе песенку пою.
Спи-ка, Ваня, Бог с тобой, вьется Ангел над тобой.
Вьется Ангел над тобой, над твоей над головой.
Над твоей над головой, да над милой дорогой.
Крылышком помахивает, тебя спать укладывает.
Богородица пришла – сон Ванюше принесла,
А ты, Ангел с небеси! Дрему поскорей неси!

(Девочки, “укачав” младенца, передают его из рук в руки):

- Спи-ка ты до вечера, тебе делать нечего!

- Бог тебя дал, а Христос даровал!

- Пресвятая похвала в окошечко подала, Иванушкой назвала!

Учитель технологии. Какое красивое исполнение песни, а обратили внимание на лоскутное одеяло? Лоскутная техника является одним из любимых видов рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных и пёстрых кусочков ткани (лоскутов) с определённым рисунком. Сборка из лоскутков, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира.

1 девочка. Вы, девоньки, работу не забывайте - полотенце не обычное вышиваете, а обыденное, его в один день делают, “по обету” к празднику или в подарок на крестины младенцу.

2 девочка. Я вам расскажу немного об истории полотенца.

(Показ слайда)

(делает сообщение)

Учитель технологии дополняет рассказ девочки, обращая внимание на убранство комнаты и представленные образцы полотенец.

3 девочка. Доклад об истории лоскутной техники.

(доклад)

Давайте посмотрим презентацию по лоскутной технике.

(просмотр слайдов)

А хотите ли вы попробовать свои силы и выполнить макет своего лоскутного одеяла для нашего ребёнка?

(просмотр слайда)

Детям раздаётся задание, где они должны склеить маленький элемент лоскутной техники. Все элементы склеиваются на заранее приготовленном листе ватмана.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Проводится инструктаж по работе с ножницами, клеем.

Учащиеся 8 класса показывают свой макет лоскутного одеяла, но уже из лоскутов ткани. Они помогают ребятам склеить свою схему рисунка.

Учащиеся 4 касса сравнивают, высказывают своё мнение.

РЕФЛЕКСИЯ

Вопросы.

  • Чем занимались девушки на посиделках?
  • С каким жанром народной песни вы сегодня познакомились?
  • Какая форма исполнения характерна для русской народной песни?
  • Понравилось ли вам на наших посиделках?
  • Какой этап урока вам особенно запомнился?

А теперь, поднимите смайлики, которые обозначают степень вашего отношения к нашему сегодняшнему уроку: первый обозначает, что урок оставил вас равнодушными; второй обозначает, что урок понравился; а третий, что урок очень понравился. (Дети показывают степень своего отношения к уроку)

Подводим итог урока

А теперь мы предлагаем вам разучить одну старую народную игру Владимирской области “Я весёлая ткачиха”.

Дети встают, взявшись за руки, образуя две линейки стоящие напротив друг друга. Два игрока должны пробежать между рядами в разных направления навстречу друг другу, пока остальные говорят слова “Я весёлая ткачиха, хорошо умею ткать. Пинг-понг, клин-клён, хорошо умею ткать”. В это время дети сближаются, имитируя работу ткацкого станка. Игроки имитируют работу челнока. Тот, кого дети успеют зажать импровизированным ткацким станком, выбывает из игры и она начинается снова. Игроки меняются. Темп исполнения постепенно ускоряется. Игровой припев может не только проговариваться, но и петься по ходу игры. Игра со звонком заканчивается