Сценарий праздника "Семейные праздники"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Детский досуг – это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ведь именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни. И поэтому, детский досуг, как общественное достояние, требует особо пристального внимания.

Краеведческие досуги – это вечера, встречи с интересными людьми, олимпиады, викторины, краеведческие игры,праздники по изучению истории родного края. В учреждениях дополнительного образования и в общеобразовательных учреждениях Альметьевского муниципального района педагоги работают по программам “Музееведение”, “Мир творчества”. Все они соединены ведущей идеей: создание разных возможностей для разностороннего развития ребенка. Идейным основанием является ориентация на развитие интеллектуальных, духовных потребностей воспитанника. Проведение подобного рода мероприятий помогает развитию исторического самосознания детей.

Цель и задачи мероприятия:

– Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;
– Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;
– Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.

Участники: учащиеся 5 класса.

Материалы и оборудование: Сундук, старинные семейные вещи, фонограмма песни “Родительский дом”, грамоты, сувениры для награждения учащихся.

Оформление кабинета:

Выставка “Кто мы? Откуда мы?”– генеалогические деревья семей учащихся,
фотовыставка “Загляни в семейный альбом”, плакат “Семейные традиции и праздники”.

Предварительная подготовка:

Анкетирование родителей, составление генеалогических деревьев учащихся, сочинения учащихся на тему: “ Моя семья”, “Династии”, “Кем я могу гордиться в моей семье”, “Наши имена”

Ход проведения

Педагог: Здравствуйте дорогие ребята, добрый день уважаемые родители!

Сегодня мы поговорим о семейных традициях и праздниках. Мы с вами очень долго и много готовились к нашему празднику и хорошо поработали. Кем только нам не довелось побывать в течение этого времени! Мы составляли свои родословные – выступали в роли историков, были антикварами, археологами, когда разыскивали старинные вещи, журналистам, репортерами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках. Мы узнали много интересного и нового.

Думаю, что вам сегодня есть, чем поделиться друг с другом, о чем рассказать нашим гостям.

Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймет и утешит. Конечно же, ваши мамы, бабушки, папы, родные и близкие вам люди – семья.

Когда мы с вами беседовали, вы говорили, что семья является для человека самым важным в жизни. А как вы думаете, ребята, все семьи одинаковые? Ответы детей: Они все разные и отличаются друг от друга обычаями, привычками, традициями.

Педагог: Да, верно, традициями. Они предаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растет, задумывается: “Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?”

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Эта традиция возвращается в семьи. Вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имен, как у А.С.Пушкина. У кого– то на дереве 16–20 листочков. А самое роскошное дерево получилось у Насти. Настя, мы все были удивлены твоим результатом, и нам бы хотелось услышать о том, как ты работала.

Настя: Мое генеалогическое дерево включает 114 имен. Над его составлением я работала долго, мне, конечно же, помогала мама. Мы с ней опрашивали по телефону своих многочисленных родственников, даже из других городов. Мне было очень интересно, тут и родственники заинтересовались составлением моего дерева.

Педагог: Я дам вам совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. И пусть это будет вашей хорошей традицией. Пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми. О своих родных вы писали в своих сочинениях, а теперь я думаю, вы поделитесь с нами вашими мыслями.

Миша: Моего дедушку зовут Михаил Петрович. Он в колхозе пас коров с 14 лет. Потом он служил в армии. Закончив после армии техникум, он пошел работать на Краснокамский комбинат. Там он проработал более 30 лет. Сейчас ему 69 лет, но он продолжает трудиться, и по сей день. За добросовестный труд он имеет награды. Он добрый, ласковый. Я очень люблю своего дедушку и горжусь им.

Юлия: Мой папа мне рассказывал о своей маме. До войны она жила на Украине. Во время войны она была на фронте и стирала белье раненым. Там она встретила моего дедушку, и они переехали в Новоникольск. У них было свое хозяйство. Бабушка очень добрая, трудолюбивая, ласковая, заботливая. Ее зовут Александра Петровна. Мы часто ее навещаем, помогаем ей. Ей сейчас 78 лет, она одна, и ей трудно справляться с домашними делами.

Педагог: спасибо ребята! Ну а теперь я хотела поговорить о следующей традиции. Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей…В нашем городе тоже есть знаменитые династии, например, нефтяников, строителей, врачей учителей. Но династии могут быть не только профессиональные, но и спортивные, как, например, в семье Валеры. Зачитай нам Валера строки твоего сочинения: “ Мой дедушка занимался лыжами, у него был 1 разряд. Он принимал участие во всех городских соревнованиях. Мама играет в теннис до сих пор. Сестра Лариса занималась легкой атлетикой. Я со второго класса занимаюсь в баскетбольной секции в ДЮСШ. Мне очень нравится этот вид спорта. Я уже принимал участие в городских и областных соревнованиях по баскетболу. Вот такая у нас спортивная династия”.

Педагог: Спасибо! Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам – церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребенок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь кого– то из членов семьи. Поднимите руки, кого назвали в честь родственников. Егор: В чью честь тебя назвали Егором?

Егор: В честь дедушки.

Педагог: Это в честь маминого папы?

Егор: Да.

Педагог: Многие писали о том, что навещают бабушек, дедушек. Заботится о престарелых родителях – это тоже одна из замечательных традиций в наших семьях. Ребята, вот здесь у нас фотовыставка “Загляните в семейный альбом”. Как вы думаете, почему она здесь? С какой традицией она связана?

Ответы детей.

Педагог: с 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. “Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом” – поется в одной из песен. Здесь на нашей выставке представлены фотографии из ваших семейных альбомов

Педагог: Ребята, а что дом делает домом, непохожим на другие дома, что вас окружает в квартире?

Ответы детей: Предметы, вещи.

Педагог: Человек живет, пользуется какими– либо вещами, которые ему дороги, связаны с какими-либо событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее хранить. У каждого в гараже, в чуланчике, на чердаке у бабушки, на даче – хранится много старинных вещей. Вот мы с вами провели разведку, поиск старинных предметов, принесли их сюда, чтобы всем показать и сложили их все в бабушкин сундук. Вот он, такой большой, расписной. Какие же тайны хранит бабушкин сундук?

Проводится конкурс на самую древнюю вещь.

Педагог достает предмет, кто узнал свою вещь, должен кратко о ней рассказать, кому она принадлежала, для чего служила.

Фотографии (Толя): эти фотографии хранятся в нашей семье. На одной – семья дедушки. Он на ней маленький. Снимок делан в 1923 году. Через несколько лет семья распалась. Все мужчины были арестованы и брошены в тюрьму во время репрессии. На второй фотографии – прадедушка с другом возле изделия из дерева, изготовленного для церкви. Мы храним бережно эти семейные реликвии.

Шкатулка (Даша): Этой шкатулке 20 лет, ее дедушка подарил бабушке. Он сам вырезал орнамент.

Скатерть (Настя): эта скатерть вышита руками моей прабабушки. Она старенькая, но мы не спешим ее выбрасывать, а храним как память о прабабушке.

Педагог: Почему же мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть “Иванами, не помнящими родства”. История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Эта замечательная традиция есть во многих семьях.

Педагог: Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?

Дети: Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой дружной.

Педагог: Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом. Наш класс – тоже семья. У нас сложились свои традиции. Какие?

Дети: Вечера, экскурсии, походы

Педагог: Чаепитие – одна из наших традиций. И сегодня мы не будем ее нарушать. Дорогие ребята, приглашаю вас к нашему столу.

Использованная литература.