Урок природоведения на тему "Молния. Электрический разряд". 5-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Задачи:

  • Сформировать знания о возникновении электрического разряда, молнии.
  • Познакомить с правилами поведения во время грозы.

Оборудование: мультимедийное оборудование, рисунки учебника.

Ход урока

1. Актуализация опорных знаний

- Что такое явления природы и какие они бывают?

- Приведите примеры физических и химических явлений, в чём их различие?

- Приведите примеры простейших электрических явлений.

- Какие тела называются наэлектризованными?

- Сколько тел принимает участие в электризации? Приведите примеры.

- Почему наэлектризованные тела взаимно притягиваются или взаимно отталкиваются? Приведите примеры таких явлений.

- Приведите примеры хороших изоляторов и хороших проводников электричества.

2. Изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации: любимым развлечением при дворах европейских государей были “электрические сеансы”, которые иногда заканчивались смертельным исходом. Чем же были опасны такие сеансы?

2.1. Ознакомление с понятием “электрический разряд”

Работа с рисунком 38 на стр. 65 учебника, разбор опыта и подведению к понятию.

Демонстрация слайдов с мультимедийного диска с изображением животных, способных создавать электрические разряды.

2.2. Образование молнии.

а) Из истории изучения молнии. (Сообщения учащихся об опытах М.В. Ломоносова и Г.Рихмана, американского учёного Б.Франклина)

б) Молния - мощный электрический разряд.

Вопрос классу: по каким признакам можно узнать приближение грозы?

Объяснение учителя об образовании молнии, используя слайд №2.

(В грозовом кучево-дождевом облаке всегда есть быстро перемещающиеся потоки воздуха. При стремительном перемещении усиливается трение друг о друга кристалликов льда и воды, образующих облако. Сложные процессы трения, ударов, расщепления капелек или ледяных кристалликов на части приводит к образованию в облаках электрических зарядов. В разных концах грозового облака в результате трения его о воздух скапливаются положительные и отрицательные электрические заряды. В верхней части облака собираются положительные заряды, а в нижней – отрицательные. Поэтому различно заряженные части грозового облака стремятся соединиться, но им мешает воздух, который плохо проводит электричество. И наступает момент, когда воздух не может дальше препятствовать соединению зарядов. Между верхней и нижней частями облака возникает электрический разряд - проскакивает гигантская электрическая искра – молния.)

в) Гром – взрыв раскалённого газа. (рассказ учителя, используя слайд №3)

г) молния – серьёзная опасность для человека. Правила поведения во время грозы (самостоятельная работа учащихся с памяткой на стр.66 учебника и рис.42). Оформление в тетрадь материала со слайдов №4и5 презентации.

2.3. Устройство и значение молниеотвода. Демонстрация слайда №6.

Рассказ учителя об его устройстве.

3. Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам 1-2 на стр. 68 учебника.

Домашнее задание: параграф 17.