Программы и файлы

Разделы: Информатика


Цели урока.

Образовательные:

  • знакомство с определениями понятий программа, файл;
  • изучение основных видов ПО.

Развивающие:

  1. развивать критическое мышление учащихся:
  2. умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  3. пользоваться различными способами интегрирования информации;
  4. уметь решать проблемы;
  5. вырабатывать собственное мнение;
  6. выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  7. аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

Воспитательные:

  • воспитывать способность участвовать в совместном принятии решения;
  • продолжение воспитания выстраивания конструктивных взаимоотношений с другими людьми;
  • продолжение воспитания умения сотрудничать и работать в группе.

Задачи урока:

  • проверить качество усвоения материала, изученного ранее на уроках;
  • закрепить понимание устройства компьютера;
  • познакомить с видами программного обеспечения;
  • познакомить с понятиями - программа, файл;
  • закрепить изученный материал.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  • доска;
  • мультимедийный проектор;
  • презентации к уроку для демонстрации через проектор:
  • Программы и файлы.pps;
  • Тест_Программы и файлы.pptm;

Список литературы и Интернет-ресурсов

  1. Босова Л. Л. Информатика: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  2. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3. http://www.rosinka.vrn.ru/pp/

План урока

1. Организационный момент: приветствие, перекличка.

2. ВЫЗОВ:

  • Повторение изученного материала: ответы на вопросы учителя (заполнение кластера);

3. ОСМЫСЛЕНИЕ:

  • Изучение нового материала (чтение с пометками на полях - приём “Инсерт”, заполнение соответствующей таблицы и кластера):

4. ЕФЛЕКСИЯ:

Закрепление нового материала:

  • синквейн;
  • рисунок;
  • тест.

5. Подведение итогов урока.

Подробное описание хода урока

I. ВЫЗОВ.

Актуализация имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Ребенок ставит перед собой вопрос “Что я знаю?” по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает: “Что хочу узнать?”. 5-7минут

1. Оргмомент

На этом этапе урока учитель и ученики приветствуют друг друга; отмечаются отсутствующие на уроке и их причины отсутствия.

2. Прогнозирование темы урока

Учитель. Для определения темы урока мы обратимся к слайдам презентации и заполним кластер. (Кластер – графический систематизатор, схема) (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

- Что мы знаем об устройстве компьютера?

Самостоятельно в тетрадях заполните кластер, а потом обсудить его в парах. (1 мин.)

- Посмотрите, пожалуйста, на заполненный кластер и подумайте, что ещё необходимо для полноценной работы с информацией на компьютере? (Ответ учеников: Необходимы специальные программы)

- Как и где сохраняются программы? (Ответ учеников: На дисках, носителях, в файлах)

- Попытайтесь сформулировать тему нашего урока? (Ответ учеников: Программы и файлы).

- Оставьте место для кластера. На уроке мы к нему ещё вернёмся, что бы продолжить его заполнение .

На доске записывается тема урока.

3. Целеполагание

Вопрос учителя классу:

- Как вы думаете, какие цели нам нужно поставить перед собой на сегодняшнем уроке? (Ответ учеников: Узнать что такое программа, какие бывают программы. Что такое файл и какие действия можно выполнять над файлами)

4. Заполнение корзины “Идей”

На доске схематично изображена “Корзина”, в которую записываются все предположения и высказывания детей по теме урока.

Вопрос учителя классу:

- Что вы знаете о программе? Файле?

- Как вы думаете, всё ли вы знаете по теме урока или нет? (Ответ учеников: Нет)

II.ОСМЫСЛЕНИЕ.

Активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.

1. Анализ текста. Использование приёма “Инсерт” (Инсерт-маркировка текста значками по мере его чтения).

Учитель.

Компьютер – это устройство, не способное мыслить самостоятельно, как человек. Для того, чтобы компьютер мог работать с информацией – получать её, хранить, передавать, обрабатывать – его необходимо этому научить. Научить – значить построить работу компьютера по инструкции, в которой указано что делать. Такая инструкция должна содержать строгую последовательность команд на языке, понятном компьютеру, т.е. сообщать ему, как надо обрабатывать данные для получения желаемого результата. А как называется такая инструкция вы узнаете после прочтения параграфа 2.4 с простым карандашом. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки.

  • “V” - уже знал
  • “+” - новое
  • “-” - думал иначе
  • “?” - не понял, есть вопросы

После прочтения текста заполните таблицу, в которой значки будут заголовками её граф. В таблицу тезисно заносите сведения из текста, а потом обсудите в парах.

Вопрос учителя классу:

- Рассмотрим результаты вашей работы?

Происходит озвучивание результатов всех граф таблицы. Особенное внимание уделяется графе “?”, тем самым обеспечивается выход на новые источники информации. Учащиеся поочередно высказывают своё мнение по данным вопросам.

- Ребята, что вы уже знаете по теме урока? (Ответ учеников: ОС Windows, игры ...).

- Что для вас является новым? (Ответ учеников: Определение понятия программа, файл ....)

Комментарий учителя.

Компьютер без программ – это бесполезная вещь, груда железа. И только программы делают его нашим помощником.

Программа – это последовательность команд, которую выполняет компьютер в процессе обработки информации. Всё многообразие программ составляет программное обеспечение компьютера (ПО). Запишите это определение в тетрадь.

Основное ПО - Системное ПО (Windows, Norton Commander, Dr. Web, WinRar и другие). Без него невозможно взаимодействовать ни с одним устройством ПК. Для выполнения конкретных задач пользователя (рисование, ввод, вычисления и другие) предназначено Прикладное ПО (Microsoft Office, ICQ, игры, обучающие программы и другие). Программы предназначенные для создания ПО – Инструментарий программирования (С++, Delpfi и другие).

- Что противоречит тому, что вы уже знали? (Ответ учеников: файл и его имя.....)

Комментарий учителя.

Вы уже знаете, что программы и данные хранятся на диске в виде файлов. Файл – место на диске, у которого есть имя. Запишите это определение в тетрадь.

- Что не понятно или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу? (Ответ учеников: что такое программирование, виды ОС .....).

- Ребята, вернёмся к нашему кластеру и продолжим его заполнение.

Учитель с учащимися заполняет кластер.

III. РЕФЛЕКСИЯ.

Систематизация информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, творческое применение полученных знаний.

Учитель:

- Разобьёмся на два варианта

  • 1 вариант “Файл”: нарисовать Файл и объяснить, почему вы его себе так представляете.
  • 2 вариант “Программа”: составить синквейн (с франц.- пять строк) о Программе.

Алгоритм написания синквейна.

  • 1 строчка. 1 существительное (тема - Программа).
  • 2 строчка. 2 прилагательных.
  • 3 строчка. 3 глагола.
  • 4 строчка. Фраза из 4 слов, пословица, поговорка, фразеологизм.
  • 5 строчка. 1 существительное (новое звучание темы, синоним темы, эмоциональная точка).

Обсуждение рисунков и синквейнов с учащимися.

Учитель.

Какие рисунки и синквейны вам понравились в большей степени? Почему?

- На какие вопросы мы с вами ответили на уроке? (Ответ учащихся: что такое программа, какое бывает ПО, что такое файл ........).

- Что показалось особенно интересным? (Ответ учащихся: рисовать файл, сочинять синквейн, заполнять таблицу........).

- Ребята, предлагаю пройти за компьютеры и выполнить тест. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Выставление отметок.

Домашнее задание: п 2.4, вопросы и задания, р. т. № 5, стр. 54.