Интегрированный зачет по теме "Обратные тригонометрические функции" в 10-м профильном классе

Разделы: Математика, Информатика


В старших классах у учащихся много времени и сил уходит на подготовку к выпускным экзаменам. Зачеты, срезы, контрольные работы, тренинги и прочее. Как правила такой контроль знаний проходит по привычной схеме: взял билет-написал решение или озвучил его-получил оценку. А как же творчество ученика?!

Сейчас компьютер для учащихся как “настольная книга” - все расскажет и покажет, только кнопочку нажми.

А что если самому ученику написать программу? Прямо на зачете, на контроле знаний! И самому объективно оценить свой ответ по билету!

Предлагаю Вам очень увлекательный, на мой взгляд, вариант контроля знаний в 10 классе после изучения темы “Обратные тригонометрические функции”. Провожу я его в профильных классах: физико-математических и информационно-технологических. Билет состоит из трех заданий (Приложение1). Работа рассчитана на 4 часа – время работы для одной подгруппы класса составляет 2 часа. Принимают зачет учитель математики и информатики.

Цель зачета:

  • проверка знаний учащихся по владению материалом алгебры и началам анализа по теме “Обратные тригонометрические функции”;
  • проверка знаний учащихся по владению материалом информатики в работе с программами MSWord и MSExcel.

В чем тут состоит творчество ученика? Учащийся, взяв билет, письменно выполняет работу на листах бумаги(один лист на задание) так как его учили на уроках математики: с полным обоснованием, выводами, с рисунками, последовательно, не упуская нюансов. Далее (примерно через 20 минут) первый лист с Задачей №1 (Приложение 1) он отдает на проверку учителю математики (вариант решения задачи №1 смотри в Приложении 2), а сам с решениями двух последних задач идет к компьютеру.

Задача №2: (Приложение 1)

Решите уравнение: 2 arcsinx = arcsin 2x

Ученику данную задачу необходимо оформить с помощью программы MSExcel, с выполнением следующегоусловия:

Создать книгу в программе MSExcel, содержащую два листа: УСЛОВИЕ и РЕШЕНИЕ с определенными требованиями к каждому из этих листов:

Лист УСЛОВИЕ:

1. Записать условия по центру листа с заливкой;

2. Создать ссылку на решение в виде цветной стрелки;

3. Записать ответ (Приложение 3).

Лист РЕШЕНИЕ:

1. Представить аналитическое развернутое решение, оформленное в редакторе формул;

2. Написать комментарии к каждому шагу решения;

3. Предложить при необходимости рисунок, иллюстрирующий поиск ОДЗ;

4. Показать графическое решение задачи, для чего необходимо задать зависимость x отy для обеих функций по всей области допустимых значений с шагом 0,001 и создать точечную диаграмму на основании всех трёх столбцов (Приложение 4).

Задача №3 (Приложение1)

Решите неравенство arcsin(2-3x) <

Это задание состоит в том, чтобы создать документ в программе MSWord (имя файла – фамилия ученика) с развернутым решением неравенства. Документ должен содержать:

  1. Аналитическое развернутое решение, оформленное в редакторе формул;
  2. Комментарии к каждому шагу решения;
  3. Рисунок, иллюстрирующий поиск ОДЗ (выколотые зоны, если они есть);
  4. Решение на единичной окружности, выделенное цветом;
  5. Запись ответа. (Приложение 5).

Такого рода работа интересна тем, что ученик показывает свои знания учителю математики, оформляя работу с применением своей компетенции в области программирования. Творчество! Надо получить красивый и читабельный рисунок, выделить ответ цветом, проанализировать полученный ответ и прочее. И,исходя из построенных рисунков и графиков, он сразу же видит успех или неуспех в представленных им решениях.

Пока идет написание программ по Задачам №2 и №3, математик ходит по классу и проверяет решения, помечая себе ошибки и недочеты и интересные варианты решений учеников, если они имеются. После того, как ученик визуально оценил свое решение, учитель математики анализирует его работу сразу же, корректируя ее, и выставляя оценку! А учитель информатики оценивает свою часть контролируемого материала.

Итог работы: Ученик представляет развернутые решения математических задач повышенной сложности, с применением своих знаний в области программирования. Зачет – две оценки, по математике и информатике.