Из опыта работы преподавателя поселковой музыкальной школы

Разделы: Музыка


Вместо предисловия.

Десять лет назад волею судьбы из миллионного Екатеринбурга с обилием театров, академических концертных площадок, художественных образовательных заведений, я попала в маленький таежный поселок газовиков с полуторатысячным населением. Люди в Сибири необыкновенные – открытые, щедрые. Коллектив поселковой музыкальной школы принял радушно. Мне отвели отдельный кабинет и доверили семнадцать детских душ. Такого огромного класса у меня еще не было! Засучив рукава, принялась за работу. Не могу сказать, что “северные” воспитанники оказались менее способными екатеринбургских учеников. Скорее наоборот: яркие, эмоционально отзывчивые, с огромным желанием музицировать, творить. И все же одно отличие бросалось в глаза – это неумение слушать музыку, скудный багаж музыкальных впечатлений, мизерные познания в музыкальной литературе и как следствие – небрежное отношение к звукоизвлечению, будь-то игра на фортепиано или сольное пение. Одним словом – отсутствие исполнительской и слушательской культуры.

К сожалению, такие пробелы в художественном образовании во многом следствие территориального фактора, географического положения поселка. Удаленность от “большой земли”, культурных центров; невозможность посещения “живых” концертов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, филармонических абонементов – все это отнюдь не способствовало развитию навыков слушания, расширению палитры музыкальных впечатлений. У меня появилась цель: всеми доступными средствами сократить это пресловутое “различие между городом и деревней”, между юными музыкантами таежного поселка и учениками городских музыкальных школ.

Основные направления работы.

Главной задачей музыкальной школы общего типа является воспитание слушателя, интеллигентного, образованного любителя музыки, завсегдатая концертных залов, умеющего понимать классическое искусство, оценить талантливое исполнение музыканта-профессионала. Если в больших городах этому способствует окружающая культурная среда, то в далеком северном поселке, где на многие километры простирается тайга, а до ближайшего населенного пункта можно добраться только вертолетом, образовательная и воспитательная функция ложится на музыкальную школу, на учителя-музыканта.

Приоритетным направлением в работе я выбрала просветительскую деятельность в рамках класса, школы и всего поселка.

– Уж слишком пафосно! – скажете вы.

Может быть, но только на первый взгляд. На самом же деле за формулировкой “просветительская деятельность” лежит ежедневная кропотливая работа в классе, дома, с коллегами, родителями учеников и т.д.

Двигалась я к заветной цели сразу в нескольких направлениях. В первую очередь это индивидуальная работа с учеником на уроке специальности, где среди прочих ставилась задача активизировать слух ребенка, научить его слышать себя, оценивать свое исполнение и игру педагога или одноклассника.

Коллективная внеклассная работа. Ей уделялось (уделяется по сей день) особое внимание. Прослушивание записей знаменитых исполнителей, просмотр на видео концертов и музыкальных спектаклей, чтение и обсуждение музыковедческой и художественной литературы, рисование под музыку, совместные прогулки в лес (слушание голосов природы), сочинение сценариев школьных праздников, оформление класса и концертного зала – вот далеко неполный перечень форм нашей внеурочной деятельности.

Родители. Они стали моими первыми помощниками, хотя и не сразу. Пришлось потрудиться над планами родительских собраний, проведением собраний–концертов, открытых уроков, индивидуальных бесед, чтобы приобщить мам и пап учеников к классической музыке, убедить в том, что их талантливые дети, делая первые шаги на пути к искусству, нуждаются в понимании, поддержке и помощи самых близких им людей.

Еще одно направление – сотрудничество с администрацией поселка, руководством и профсоюзным комитетом градообразующего предприятия, результатом которого стало приобретение новых музыкальных инструментов, школьного оборудования, концертной формы; возможность вывозить одаренных учеников на конкурсы и фестивали; проведение больших и красочных мероприятий для жителей поселка. А также организация трансляции по местному телевидению канала “Культура” (между прочим, у самых первых в районе!)

Не могу сказать, что престиж музыкальной школы был очень высок. Немногие воспринимали ее как образовательное учреждение, с обязательным посещением всех предметов. Часто коллеги из МОСШ задерживали, а то и вовсе не отпускали на занятия в ДМШ наших общих питомцев, ссылаясь на разные причины. И все же удалось сделать их своими союзниками, постоянными и желанными гостями музыкальной школы, убедить, что мы делаем общее большое дело.

– Какая прыткая! – скажет дорогой читатель, – Как у нее все быстро и просто!

Ох, небыстро и совсем непросто! Сколько шишек набила и бессонных ночей провела, прежде чем настроила работу в классе, приучила детей трудиться, преодолела инерцию родителей и скепсис старших коллег и чиновников. В трудную минуту помогала внутренняя уверенность в правильности выбранного пути, а порой и просто интуиция. Та самая педагогическая и житейская интуиция, которая позволяет принимать молниеносные, одномоментные решения и предвидеть дальнейшее развитие событий.

Это самое чутье и подсказало вид просветительской деятельности, ставший основным в моей работе.

Тематический концерт.

Тематический концерт класса подразумевает наличие темы и программы, ее раскрывающей, а также тесное слияние информационно-логического и эмоционально-образного начал. В отличие от академического концерта-экзамена или зачета – мероприятий сугубо официальных, закрытых, довольно жестких, с узкими профессиональными рамками – тематический концерт – это, прежде всего публичное выступление, праздник, волнение, радость и масса позитивных впечатлений. Эта форма кажется мне оптимальной, так как выполняет сразу несколько задач и при качественной подготовке и творческом подходе дает ощутимые результаты.

– Возможность выступить в публичном концерте – мощная мотивация, побуждение к действию ученика, удовлетворение потребности ребенка в признании, ощущение практической ценности и пользы своего творчества.

– Готовясь к концерту, ученик погружается в атмосферу эпохи, стиля, творчества того или иного композитора, получая при этом необходимые умения и знания, повышая свой профессиональный уровень, расширяя кругозор.

– Концерт – это коллективное действо, совместное творчество, что превращает учеников класса в единомышленников, учит сосуществованию, развивает коммуникативные качества. Выступая в концерте, ребенок сравнивает себя с одноклассниками. Малыши тянутся за старшими, старшеклассники осознают свою значимость и тем самым ответственность перед аудиторией и младшими товарищами.

– Привлечение родителей к творчеству детей в качестве слушателей, оформителей, костюмеров, а порой и концертантов, способствует развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя и ребенка.

– Зрительская аудитория наших концертов самая разнообразная. Если на первых порах основу ее составляли родители и ученики других классов ДМШ, то сегодня – это жители поселка (взрослые и дети), не имеющие непосредственного отношения к нашему учебному заведению и к классической музыке вообще. Из классного мероприятия, концерты превратились в поселковые события. Можно сказать, что у нас появилось свое филармоническое сообщество, распространяющее и пропагандирующее классическое музыкальное искусство! Это, несомненно, повышает престиж музыкального образования и нашей школы.

Тематический концерт может иметь самые разные формы:

– Концерт-лекция – в основе повествование, рассказ о композиторе или художественном явлении и музыкальные иллюстрации к нему.
– Концерт – беседа – отличается прямым, непосредственным обращением к зрителям. Слушатель концерта становится его участником, действующим лицом.
– Музыкально-литературный вечер – подразумевает тесное сочетание музыки и литературы (поэзии) в сравнении, дополнении или противопоставлении этих двух видов искусства.
– Музыкальная гостиная – наиболее свободная форма. Возможно, даже желательно, привлечение к выступлению гостей (учащихся других отделений, взрослых музыкантов, поэтов, чтецов и т.д.).
– Концерт-презентация – первое представление публике чего-либо (нового автора, сборника пьес, музыкального жанра и т.д.)
– Концерт– маскарад – это костюмированный концерт, иногда с элементами драматического действия.
– Юбилейный концерт – посвящается знаменательной дате (отличается особой торжественностью).
– Семейный концерт – мероприятие, в котором наряду с детьми-музыкантами, участвуют их родители. Если родитель не связан с музыкой и не владеет игрой на фортепиано, он может петь, иллюстрировать выступление своего ребенка стихами или прозой, подыгрывать на шумовых инструментах.

Я привела в пример только самые распространенные в моей практике формы.

По содержанию можно разделить мероприятия на следующие группы:

– Концерт-портрет. В его основе творчество отдельного композитора: концерт-лекция “Клавирная музыка И.-С.Баха”, “ Вечер фортепианной музыки П.И. Чайковского”, “С днем рождения, Амадеус!” (к 255-летию В.-А. Моцарта) и т.д.
– Концерт, посвященный отдельному музыкально-историческому стилю: “Странный век” (концерт-лекция о музыке эпохи барокко), “Серебряного века силуэт” (музыкально-поэтический вечер о русской культуре рубежа 19–20 веков) и т.д.
– Концерт, посвященный отдельному жанру, направлению или теме в музыке: “Ах, этот джаз!” (концерт-презентация джазовой музыки), “Музыка Рождества” (концерт-маскарад, о музыкальных рождественских традициях Европы и России), “Музыкальный таракан” (концерт-маскарад, посвященный образам животных в музыке), “Рояль собирает друзей” (музыкальная гостиная к 300-летию фортепиано) и т.д.
– Концерт, посвященный смежным видам искусств: “ Музыка из телевизора” (вечер кино – и телемузыки), “Музыкальная Пушкиниана” (музыкально – поэтический вечер), “У Лукоморья” (концерт-презентация сборника фортепианных пьес В. Ходоша, навеянного творчеством А.С. Пушкина) и т.д.

Несомненно, успех концерта зависит от сценария. Его информационная часть должна быть доступной для понимания, но не упрощенной. Язык – образным, интересным. Я тщательно продумываю композицию мероприятия, делю его на разделы, с обязательными вступлением-зачином и финалом-обобщением, между которыми могут быть драматические, лирические, юмористические эпизоды. Выстраиваю порядок выступления учеников, где руководствуюсь сложностью и характером пьес, продумываю принцип чередования произведений в концерте (по принципу контраста, от простого к сложному и т.д.)

Основу мероприятия составляют выступления детей за фортепиано. Поэтому, выбирая тему, я в первую очередь подразумеваю наличие доступного для исполнения школьниками фортепианного репертуара. Музыка может быть самой разнообразной, но обязательно интересной и качественной: от строго академических сочинений, до обработок джазовой и рок-музыки.

Нельзя забывать об оформлении зала, афише, наглядных иллюстрациях концертной программы. Огромную роль в подготовке и проведении мероприятия играют ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – это и Интернет-ресурсы, как источник информации; и использование мультимедийного проектора для наглядности рассказа ведущего, иллюстрации музыкальных произведений, расширения диалога между слушателем и исполнителем. Вспоминаю концерт “ Музыка из телевизора”, посвященный кино– и телемузыке , где каждый желающий мог попробовать себя в роли тапера. С помощью мультимедийного проектора демонстрировались кадры из фильмов Чарли Чаплина, а дети за инструментом пытались уловить ритм и эмоции происходящего и подобрать к ним достойное музыкальное сопровождение. Это было незабываемо интересно, весело и поучительно.

Итак, тема выбрана, концертный репертуар подобран, начинается подготовка. Самая трудоемкая и кропотливая работа происходит на уроках. Ученика нужно тщательно подготовить к выступлению. Его игра должна быть грамотной, вдумчивой, эмоциональной, хорошо отрепетированной. Неразрывно с разучиванием произведений на уроках специальности, идет процесс “погружения в тему”. Это, как правило, коллективные занятия, классные часы, где я знакомлю детей с материалом. Мы слушаем музыку, рассматриваем репродукции, обсуждаем прочитанные по данной теме книги, рисуем, придумываем и изготавливаем афишу и декорации, обсуждаем концертную форму. Участвует в мероприятии и его подготовке весь класс, каждый ученик. Это обязательное условие! Если ребенок еще слишком мал и неопытен для выступления за фортепиано, он читает стихи, поет, подыгрывает старшим товарищам на детских шумовых инструментах – непременно выходит на сцену.

Приближается время выступления. Сколько радости и волнения! Как преобразуются дети! Мальчики элегантны в своих белоснежных рубашках и бабочках, девочки очаровательны и прелестны в концертных платьях, кудряшках и бантах. Сегодня они и двигаются и говорят как-то по-особому. А как горят глаза! Подсматривают из-за кулис в зал, ищут среди зрителей родных и знакомых. Делаю последние наставления, настраиваю. Пора! Зрители слушают, затаив дыхание. Еще бы! На сцене происходит волшебство…

Сорванцы, тихони, забияки – соседские дети, одноклассники, приятели – превращаются в артистов, в юных творцов, из-под пальцев которых льются мелодии Шуберта и Чайковского, с уст слетают строки Гумилева и Пастернака. Эти юные сердца серьезно и упоительно рассуждают за роялем о возвышенном и земном, о бренности бытия и бесконечности времени; смеются вместе с Моцартом и плачут с Шопеном… Маленькие музыканты, пропустив через свою душу, дарят слушателю великую музыку, а вместе с ней и частицу себя. Разве это может не волновать…?

Звучат финальные аккорды. Артисты выходят на сцену, держатся за руки, кланяются. Сколько счастья на детских лицах. На смену волнению приходят радость и осознание важности происходящего. Позже мы обязательно обсудим этот музыкальный вечер: что получилось, что необходимо доработать. Это будет позже, а сегодня они герои, таланты, любимцы публики!

Вместо послесловия.

Окидываю взором прожитое десятилетие. Многое удалось сделать. Сегодня наша школа – одна из лучших в районе, ежегодно на вступительных экзаменах в первый класс фортепианного отделения большой конкурс, мои ученики – многократные победители районных и зональных состязаниях юных пианистов, они уверенно соперничают с воспитанниками больших городских школ. Множество грамот, дипломов и благодарностей имеется в нашем арсенале, но самой большой наградой для меня стали слова талантливой пианистки и педагога, директора районной школы искусств: “ У ваших детей рояль звучит по-особому…” Значит, удалось воспитать детский слух, добиться бережного отношения к звуку, создать в школе целостную культурную среду, нерасчлененную с учебным процессом. Дети понимают, для чего они учатся, имеют возможности самореализоваться, проявить творческую активность.

Значит, не подвела меня интуиция…