Горные породы и минералы

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цели и задачи:

  • cформировать представление о строении земной коры; познакомить с классификацией горных пород и минералов;
  • научить давать описание горных пород, объяснить различие между горной породой и минералом; объяснять термины “полезные ископаемые”, “строительные материалы”, рассказать о науках, изучающих горные породы и минералы.

Оборудование:

  • схемы на доске; раздаточный материал (коллекции горных пород и минералов);
  • презентация;
  • атлас.

Ход урока

1. Организационный момент. 1-3 мин.

Сообщение темы и целей урока.

2. Проверка домашнего задания. 10 мин.

Одновременно с пересказами параграфа и заслушивания сообщений раздаю карточки 3-5 ученикам.

1. Толщина земной коры наибольшая под:

а) океанами

б) равнинами;

в) материками;

г) горными массивами.

2. В центре Земли находится:

а) мантия

б) эпицентр

в) ядро

г) земная кора.

3. Расплавленная масса в недрах Земли называется:

а) плазмой

б) лавой

в) магмой

г) пеной.

4. Сколько слоев составляют океаническую земную кору:

а) 1

б) 2

в) 3

г) 4.

5. Какая температура в центре ядра?

а) 1000С

б) 2000С

в) 4000С

г) 10000С

6. Какова будет температура в шахте глубиной 290 м., если в среднем каждые 33 м. температура возрастает на 1 градус (на поверхности Земли +15С).

а) 14С

б) 24С

в) 34С

г) 44С

Устно по вопросам:

  • Земля и ее строение.
  • Литосфера и ее строение. Астеносфера.
  • Строение земной коры. Различия в строении океанической и материковой коры.
  • Cпособы изучения строения Земли.

3. Изучение нового материала. 15-20 мин.

  • Работа с текстом учебника, презентацией.
  • Заполнение таблицы классификации горных пород и минералов. (Заранее раздаю наборы коллекций: каменный уголь, известняк, гранит, медную руду, мрамор. При заполнении таблицы рассматриваем каждый минерал и породу.)
  • Объяснение отличия горной породы от минерала.
  • Беседа о науках, изучающие горные породы и минералы.

2 слайд:

Сегодня на уроке вы узнаете из чего состоит земная кора. Слои и океанической, и материковой земной коры состоят из горных пород и минералов.

В 1763 году М.В. Ломоносову было известно всего 58 минералов. В 1907 году упоминалось 662 минерала. В 1940 году выдающийся минералог В.И. Вернадский отмечал 1515 видов. В настоящее время наука знает более 4000 минеральных видов и число их непременно возрастает.

Минералами называют однородные образования, из которых часто состоят горные породы, например полевой шпат, слюда и кварц образуют гранит и метаморфическую породу гнейс.

Из горных пород состоят планеты земной группы и некоторые метеориты.

3 слайд:

Классификация магматических пород. Здесь следует отметить, что все руды имеют глубинное происхождение. А если лава, изливаясь из жерла вулкана насыщена кислородом, образуется пемза, которая есть у каждого в ванной.

4 слайд:

Классификация осадочных пород. Осадочные горные породы образуют пласты, слои, линзы и другие геологические тела разной формы и размера, залегающие в земной коре нормально-горизонтально, наклонно или в виде сложных складок. Образование осадочных горных пород происходит по следующей схеме: возникновение исходных продуктов путём разрушения материнских пород, перенос вещества водой, ветром, ледником и осаждение его на поверхности суши и в водных бассейнах.

5 слайд:

Метаморфические породы — горные породы, образованные в толще земной коры в результате изменения (метаморфизма) осадочных и магматических горных пород вследствие изменения физико-химических условий. Благодаря движениям земной коры, осадочные горные породы и магматические горные породы подвергаются воздействию высокой температуры, большого давления и различных газовых и водных растворов, при этом они начинают изменяться.

4. Работа с атласом. 10 мин.

Учащиеся рассматривают условные знаки полезных ископаемых в атласе и зарисовывают их в таблицу, распределяя по классификации горных пород.

Минеральные ресурсы подразделяются на несколько видов:

  • топливные – уголь, торф, горючие сланцы и, конечно, нефть и газ. Это не только топливо для ТЭС (электричество) и ТЭЦ (отопление и горячая вода), но и сырье для химической промышленности.
  • рудные – черные металлы (железная руда) и цветные металлы (медная, оловянная, алюминиевая и др. руды).
  • строительные материалы – цементное сырье, гранит и мрамор, песчаник и известняк.
  • нерудные – фосфориты и апатиты (фосфорное удобрение), соли (пищевая соль, калийное удобрение), сера (для производство серной кислоты), селитра и т.д.

Типичная ошибка учащихся: они ставят знак равенства между терминами “горные породы” и “полезные ископаемые”.

6 слайд:

Учащиеся рассматривают группы полезных ископаемых и дают им характеристику.

В заключении урока (7 слайд) учитель рассказывает о науках, изучающие строение земной коры, состав горных пород и минералов; о науке, изучающую историю развития планеты. Я показываю слепки и отпечатки древних животных и растений в песчанике и меле, рассказываю о геологических эпохах. Подавляющее большинство ископаемых остатков находят в осадочных породах – глинах, меле, известняках и песчаниках, поскольку остатки погибших организмов лучше всего сохраняются в морях и озерах. Окаменелости – это ископаемые остатки живших когда-то организмов, сохранившиеся в горных породах. Большинство живых организмов либо были съедены, либо умерли своей смертью, и их мягкие ткани бесследно сгнили. Однако твердые ткани – раковины, кости, зубы, рога и когти животных или кора, шишки и семена растений порой сохраняются. Иногда от древних организмов остаются лишь окаменевшие следы – отпечатки лап, яичная скорлупа или помет.

6. Итог и домашнее задание. 2-3 мин. (8 слайд)

Тема урока: “Горные породы и минералы, определение и их назначение”.