Урок географии по теме "Северный Ледовитый океан". 7-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: сформировать у учащихся знания об особенностях природы Северного Ледовитого океана, об истории исследования и современных исследованиях океана, об основных направлениях хозяйственной деятельности человека в этом районе, прежде всего в российском секторе Арктики

Оборудование: мультимедиа, компьютерная презентация, карты атласа

Ход урока

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала (см. Презентацию)

Слайды 1-2

Вступительное слово учителя - тема, план изучения океана 

(Демонстрация слайдфильма, см. Приложение 3)

Cлайды 3-6

Начнем наш урок с эпиграфа. Это слова японского путешественника Наоми Уэмура, совершавшего (чаще всего в одиночку) экстремальные путешествия в разных точках мира:

“Я и раньше представлял себе, что Северный Ледовитый океан страшное место на Земле, но увиденное превосходит все, что мне довелось слышать о нем”.

Каков же он?.. Ослепительный, загадочный, суровый, непредсказуемый. Океан манит и настораживает, притягивает и отталкивает. Почему же он вызывает у нас столь противоречивые чувства? Мы должны выяснить это сегодня на нашем уроке.

Игра “Лови ошибку” При изучении темы, мной будет допущена ошибка, и тот, кто ее обнаружит, получит “5”.

Задание: На протяжении всего урока, вам предстоит быть очень внимательными. Необходимо собрать в ваши книжки-малышки рекорды СЛО.

Слайд 7

Задание: Проанализируйте карты атласов и дайте характеристику ГП и береговой линии

Слайд 8

Ответ: океан расположен в Северном полушарии, вокруг Северного полюса. Через него проходит нулевой меридиан, поэтому океан находится как в западном, так и в восточном полушарии.

Океан расположился на макушке Земли около Северного полюса. Раньше на Руси его называли Студеным морем, сейчас называют - Северным Ледовитым океаном. Это название океана лучше всего отражает тот факт, что большую часть года океан укрыт мощными плавучими льдами. Северный Ледовитый Океан расположен в центре Арктики, которая занимает все пространство вокруг Северного полюса, включающее океан, прилегающие части материков, архипелаги и отдельные острова.

СЛО связан с Атлантическим океаном. Связь осуществляется через Норвежское море. Теплое Североатлантическое течение приносит в океан свои теплые воды. В обратном направлении движутся потоки холодных вод и айсберги.

Связь СЛО с Тихим океаном осуществляется через Берингов пролив.

Такое положение океана повлияло на суровость его климата.

Береговая линия океана достаточно изрезана, о чем свидетельствуют острова, полуострова, моря.

Вопрос: Какие типы морей преобладают в океане?

Слайд 9

Ответ: Окраинные (Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское и т. д.), но есть одно внутреннее (Белое).

Слайд 10

Задание: Какой вывод можно сделать, проанализировав диаграмму "Площади океанов"?

Вывод: СЛО самый маленький океан Земли, его площадь 14,8 млн. кв.км.

Слайд 11

Задание: К какому выводу можно прийти анализируя таблицу "Основные морфологические характеристики океанов"?

Вывод: СЛО самый мелководный океан Земли, максимальная глубина океана - 5527 м, а средняя глубина - 1220 м.

Перед тем, как изучить природу океана, давайте познакомимся с историей исследования СЛО. Это история героических подвигов и мужества многих мореплавателей, путешественников, ученых разных стран.

В истории исследования СЛО выделяют пять периодов.

(см. Приложение 2 )

Слайд 12

В далекие времена на утлых суденышках плавали по морям СЛО русские люди, жившие по берегам этих морей. Их так и называли поморы. Они вели промысел рыбы, охотились на морского зверя.

Слайд 13

Используя сведения русских, англичане и голландцы предприняли попытки отыскать кратчайшие пути из Европы в страны Востока. В итоге плавания Виллема Баренца была составлена карта западной части океана.

Слайд 14

Начало планомерному изучению берегов океана положили исследования Семена Дежнёва и Великая Северная экспедиция (руководитель Витус Беринг).

Слайды 15-16

Первые сведения о природе приполярных областей были собраны в конце XIX века во время дрейфа корабля Фритьофа Нансена “Фрам” (корабль сохранился до наших дней и выставлен в музее норвежского города Осло)

Слайды 17-18

Исследования XX века и современные комплексные исследования

1903-1906 годы - покорение Северо-Западного прохода полярным путешественником Руалем Амундсеном

Слайд 19

1909 год - американский полярный путешественник Роберт Пири достиг Северного полюса

Слайды 20-22

Изучение океана русскими: в 1912 году на судне “Св. Фока” русский гидрограф и полярный исследователь Георгий Яковлевич Седов организовал экспедицию с целью достичь Северного полюса. Но из-за сложных погодных условий экспедиция не удалась, сам Седов умер и был похоронен своими товарищами на острове Рудольфа архипелага Земля Франца-Иосифа (сейчас этот остров считается крайней северной островной точкой нашей страны)

В 1930 году экспедиция  Отто Юльевича Шмидта прошла на ледоколе “Георгий Седов” из Баренцева моря к западным берегам Северной Земли.

А в следующем году Шмидт совершил арктическое плавание на пароходе “Челюскин”. В Карском море пароход попал во льды, в его корпусе появилась трещина. Корабль затонул в районе, куда самолеты еще не долетали. Экипаж и пассажиры вынуждены были высадиться на берег и организовать лагерь. Позже они были спасены полярными летчиками под командованием Каманина. Пилоты в сложных метеоусловиях совершили в общей сложности 9 посадок на льдину. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, летчикам были присвоены звания Героев Советского Союза.

В 1937 году Шмидт организовал первую научную станцию на Северном полюсе, ее начальником был назначен Иван Дмитриевич Папанин.

Задание: Проанализируйте карту “Строение земной коры” последнего форзаца учебника, и физическую карту океана. Какой можно сделать вывод о причинах образования океана?

Слайд 23

Согласно теории литосферных плит СЛО образовался путем раздвижения материковых плит Евразии и Северной Америки. Главная особенность рельефа дна океана - обширный шельф, который занимает 1/2 площади дна океана. На большей части шельфа преобладают глубины 200- 300 м.

Вопрос: Что образует рельеф дна?

Ответ: Хребты, поднятия, котловины, впадины

Срединно-Атлантический хребет продолжается в Северном Ледовитом океане и носит название Срединного хребта. От Евразии к Северной Америке, почти параллельно друг другу, проходят подводные хребты, носящие имена великих русских ученых.

Вопрос: Как они называются?

Ответ: Ломоносова и Менделеева

Вопрос: Какие котловины есть на дне океана?

Ответ: Нансена, Амундсена, Макарова, Канадская и др.

Задание: Проанализируйте климатическую карту.

Слайд 24

Вопрос: В каких климатических поясах расположен океан?

Ответ: в арктическом и субарктическом

Вопрос: Что характерно для этих климатических поясов? (3 абзац стр 96).

Слайд 25

Ответ: Арктический пояс отличается суровостью. Температура января -20°С - -40°С, июля - около 0°С. Осадков выпадает мало - 100-200 мм, в основном в виде снега. Господствуют АВМ. Летом часты туманы. Субарктический пояс - это переходный пояс. Поэтому здесь полгода господствует воздух из Арктики, принося холод и сухость. А вторую половину года - из умеренных широт, принося потепление и влагу.

В течение полярной ночи океан не получает солнечного тепла, а во время полярного дня солнечное тепло поступает непрерывно. Однако лед и снег отражают 80 % солнечного тепла, поэтому поверхность океана и атмосфера над ним очень слабо прогреваются.

Слайд 26

На свободных ото льда пространствах вода прогревается местами лишь до +0,5°С.

В морях летом температура воды от +2 °С до +6°С.

Вопрос: Почему соленость водных масс ниже среднеокеанической (32%о) – от 10%о до 31%о.

Ответ: происходит интенсивное таяние льдов, а также значительный приток речных вод

Вывод: Северный Ледовитый океан самый холодный океан Земли и самый пресноводный

Задание: Рассмотрите карту течений (рис.25, стр.51, прочитайте текст на стр. 97 учебника)

Какой вывод можно сделать?

Слайд 27

Ответ: Под действием западных ветров из Северной Атлантики в Ледовитый океан входит мощный поток теплых вод из Североатлантического течения.

Вдоль берегов Евразии воды движутся с запада на восток.

Близ Чукотского моря зарождается мощное холодное Трансарктическое течение. Оно движется с востока на запад (от Берингова пролива до Гренландии).

Слайд 28

Льды в океане 

Важной особенностью океана являются льды, покрывающие зимой до 9/10 его поверхности

Слайды 29-30

Морские льды бывают: припайные и дрейфующие.

Припайные прикреплены к берегам и могут образовывать сплошные поля в несколько км. Образуются из однолетнего льда. Практически непроходимы для ледоколов.

Дрейфующие движутся под влиянием морских течений. Смесь ледниковых полей разного возраста. Редко бывают сплошными: изобилуют полыньями

Задание: Прослушав сообщение, прочитав текст учебника на стр.97-98, дайте описание органического мира.

(см. Приложение 1)

Слайды 31-39

Органический мир 

Итак, холодный, суровый, лежащий на самой "макушке" Земли океан:

Вопрос: Имеет ли он хозяйственное значение для человека? Столь ли необходимо его освоение, связанное с риском и значительными затратами? (стр. 98 учебника).

Слайды 40-47

Ответ: Шельф таит в себе большие запасы полезных ископаемых, но их разведка и добыча очень затруднены. На некоторых участках шельфа добывают руды олова и золота. На шельфе обнаружено несколько месторождений нефти. Они есть в Баренцевом море, на побережье Аляски, на дне моря Бофорта, близ устья реки Макензи

В 2007 году российские батискафы “Мир-1” и “Мир-2” первыми в мире достигли дна Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса. На дне океана установлен российский триколор из титанового сплава и оставлена капсула с посланием, будущим поколениям. “Наша задача – напомнить всему миру, что Россия является великой полярной и научно-исследовательской державой”, – это слова руководителя экспедиции Артура Чилингарова.

Слайд 48

Используются в океане и биологические ресурсы. На приатлантических окраинах Ледовитого океана добывают рыбу, морских моллюсков, млекопитающих (тюленей, моржей) и водоросли

Слайды 49-51

Главное в настоящее время - транспортное значение океана. Огромную роль в этом играет Северный Морской путь. По Северному морскому пути вдоль берегов России ежегодно проходят сотни судов. Они доставляют в отдаленные районы страны необходимые грузы (продовольствие, топливо, промышленные изделия и оборудование), вывозят оттуда лес, руды, нефть. Караваны судов проводят мощные ледоколы. При благоприятных условиях суда проходят трассу за 25 суток. В устьях рек расположены порты (Игарка, Дудинка, Тикси, Диксон).

Слайд 52

Метеорологические наблюдения 

Слайды 53-54

 Северный Ледовитый океан изучают люди, которых называют "полярниками". Несмотря на то, то человек вооружен мощной техникой, работать в Ледовитом океане трудно и опасно. Полярникам присущи, не только отвага и мужество, выносливость и трудолюбие, но и высокое профессиональное мастерство

Слайды 55-58

Это интересно!

Закрепление

Продолжите предложения:

  • Я не зал, что...
  • Я удивился, что...
  • Я горд, что...
  • Я узнал, что...

Слайд 60

3. Домашнее задание: параграф 20, заполнить контурную карту "Северный Ледовитый Океан", подготовить творческое задание: составьте маршрут воображаемого путешествия по СЛО, рассказав о нем в классе.