Математический журнал "Занимательный мир задач"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель: развитие познавательного интереса, интеллекта учащихся, расширение знаний и воспитание стремления к их непрерывному совершенствованию, формирование чувства солидарности и здорового соперничества.

Девиз:

Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать не удач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко.
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.

(Н. К. Антоневич)

Правила игры:

В игре участвует две команды, по шесть человек в каждой. В начале игры появляется ведущий. Он приветствует всех зрителей и приглашает команды на сцену. Объясняет правила игры. Оценивать игру будут жюри в составе трех человек. В конце игры проводится награждение победителей.

Задание 1

Сказка «Хитрая лиса»

Повстречался медведь с лисой.
– Ты куда сестрица – спрашивает медведь.
– Домой спешу, – отвечает лиса. – Мне заяц две морковки дал, похлёбку варить буду.
– И я домой иду, – говорит медведь, – мне заяц тоже морковки дал, четыре штуки, я тоже похлёбку сварю.
– Давай, медведь, похлёбку вместе варить будем.
Медведь согласился. Развели костёр и сварили похлёбку. Только они собрались есть, прилетел журавль.
– Здравствуйте, – говорит журавль. – Да вы тут похлёбку варите. Не угостите ли меня?
– Ишь, какой ты хитрый! – отвечала лиса. – Что нам за это дашь?
– Рыбёшек, – отвечал журавль.
Звери согласились. Сели в кружок. Поделили похлёбку поровну и пообедали. Журавль положил на землю шесть рыбёшек и улетел. Лиса говорит медведю:
– Тебе три рыбёшки, да мне три – поровну разделили.
– Ишь ты, какая хитрая, у тебя меньше морковки, было, значит, тебе две рыбки, а мне четыре.
Кто из них прав? Как бы вы разделили рыбу?

(Все рыбешки должен был получить медведь, так как шесть морковок были разделены поровну на троих, лиса свои морковки съела, а журавль съел две морковки, принадлежавшие медведю.)

Задание 2

«Треугольник и квадрат»

Жили-были два брата,
Треугольник с квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный – приятный,
Младший треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: «Смотри:
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре».
Но Квадрат ответил: «Брат!
Я же старше, я – квадрат».
И сказал ещё нежней:
«Неизвестно, кто нужней!»
Но настала ночь и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: «Приятных
Я желаю тебе снов!
Спать ложился – был квадратным,
А проснулся без углов!»
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет квадрата.
Онемел… Стоял без слов…
Вот так месть!
Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

Задание 3

А теперь проведем аукцион пословиц и поговорок, в которых присутствуют числа. Побеждает тот, кто последним скажет пословицу или поговорку.

  • Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
  • Один в поле не воин.
  • Один пашет, а семеро – руками машут.
  • Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
  • На одном месте и камень мхом зарастает.
  • Одна нога тут, другая там.
  • Одна рука узла не вяжет.
  • От одного слова да навек ссора.
  • У ежа одна сила – колючки.
  • Раз солгал – навек лгуном стал.
  • Руки поборют одного, знанье – тысячу.
  • Трус умирает сто раз, а герой один раз.
  • Первый блин комом.

 и т.д.

Задание 4

Карлсон попросил у Малыша малинового варенья.
На полке стояли три банки с вареньем. На первой написано «Клубничное или малиновое», на второй «Вишневое», а на третьей малиновое. В какой из них находится малиновое варенье, если известно, что фрекен Бок все надписи перепутала.

(Ответ: Малиновое варенье находится во второй банке.
Малыш рассуждал так: на первой банке надпись «Клубничное или малиновое», но все надписи неверны, поэтому в ней не может находиться ни клубничного, ни малинового.)

Задание 5

Милостивый закон

В некотором государстве был такой обычай. Каждый преступник, осуждённый на смерть, тянул перед смертью жребий, который давал ему надежду на спасение. В ящик опускали две бумажки: одну с надписью «Жизнь», другую с надписью «Смерть». Если осужденный вынимал первую бумажку, он получал помилование; если же он имел несчастье вынуть бумажку с надписью «Смерть», приговор приводился в исполнение.
У одного человека, жившего в этой стране, были враги, которые его оклеветали и добились того, что суд приговорил несчастного к смертной казни. Мало того, враги не желали оставить невинно осуждённому ни малейшей возможности спастись. Ночью накануне казни они вытащили из ящика бумажку с надписью «Жизнь» и заменили её бумажкой с надписью «Смерть». Теперь, какую бы бумажку ни вытянул осуждённый, он не мог избегнуть смерти. Так думали его враги. Но у него были друзья, которые стали известны козни врагов. Они проникли в тюрьму и предупредили осуждённого, что в ящике оба жребия имеют надпись «Смерть». Друзья убеждали несчастного открыть перед судьями преступный подлог его врагов и настаивать на осмотре ящика со жребиями. Но, к изумлению, осуждённый просил хранить проделку в строжайшей тайне и уверял, что тогда он будет спасён. Друзья приняли его за сумасшедшего. Наутро осуждённый, ничего не сказав судьям о заговоре своих врагов, тянул жребий – и был отпущен на свободу! Как же ему удалось так счастливо выйти из своего, казалось бы, безнадёжного положения.

(Вынимая жребий, осужденный поступал так: он вынул одну бумажку из ящика и, никому не показывая проглотил ее. Судьи, желая установить, что было написано на уничтоженной бумажке, должны были извлечь из ящика оставшуюся бумажку: на ней была написана «Смерть». Следовательно, – рассуждали судьи, – на уничтоженной бумажке была написана «Жизнь» (они ведь ничего не знали о заговоре). Готовя невинно осужденному верную гибель, враги невольно привели его к спасению.) 

Задание 6

Игра: из букв слова «прямоугольник» составить самое длинное слово.

Задание 7

Задача о трёх мудрецах

Три неких древних мудреца вступили в спор: кто из троих более мудр? Спор помог решить случайный прохожий, предложивший им испытание на сообразительность.
– Вы видите у меня, – сказал он, – пять колпаков: три чёрных и два белых. Закройте глаза.
С этими словами он надел каждому по чёрному колпаку, а два белых спрятал в мешки.
– Можете открыть глаза, – сказал прохожий. – Кто угадает какого цвета колпак украшает его голову, тот вправе считать себя самым мудрым.
Долго сидели мудрецы, глядя друг на друга…Наконец, один воскликнул.
– На мне – чёрный!
Как он догадался?

(Мудрец рассуждал так: «Я вижу перед собой два колпака. Предположим. Что на мне белый колпак. Тогда второй  мудрец, видя перед собой черный и белый колпаки, должен рассуждать так: «Если бы на мне тоже был белый колпак, то третий сразу догадался бы и заявил, что у него черный. Но он молчит, значит, на мне не белый, а черный». А так как второй не говорит этого, значит, на мне тоже черный.)

Задание 8 «Задачи-упражнения»

№1. Продолжите последовательность чисел:

1; 1; 2; 3; 5; 8; 13; 21; …

№2. Вместо звёздочек поставьте в примерах такие знаки действий, чтобы равенства были верными:

1) 37 * 1/2 = 74
2) 33/40 * 10/11 = 0,75
3) 0,45 * 1/20 = 2/5 

№3. Пользуясь признаками делимости, определите, делится ли число 37927175 на 6; 11; 15; 25.

Задание 9

Сколько волос?

Из парикмахерской вышел остриженный наголо. Лето – жарко. Иду и радуюсь. Навстречу – приятель, очень такой любознательный и хитроумный парень. Поздоровался и спрашивает: «Что же это ты столько волос оставил на голове?» Я удивился, а он продолжает. «Сколько, по-твоему, метров волос осталось у тебя на голове» «Метр, два, может быть, и будет, если собрать все остатки», – ответил я ему, не ожидая подвоха. Приятель рассмеялся. «Ошибся. И во много раз. Подумай, как следует, прежде чем ответить на этот простой с первого взгляда вопрос».

(Считая, что после стрижки остаются волосы длинной в 1 миллиметр, а  число  их в среднем на голове человека равно 200000, можно получить удивительный итог: после стрижки «наголо» остается на голове около двухсот  метров волоса.)

Задание 10

Игра: из букв слова «математика» составить как можно больше слов.

Подарок или аплодисменты

Посмотрите вот сюда (показывают на ящики). Перед вами три чудесных ящика. Можете их открыть, и если вам повезёт, то вы получите приз.

Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить, и учится играя,
Но если с учёбой сложить развлечение,
То праздником станет любое ученье.

Литература

  1. Григорьева И. Г. «Математика. Предметная неделя в школе», Москва, «Глобус», 2008г.
  2. Акимова С. «Занимательная математика», Санкт-Петербург, «Тригон», 1997 г.
  3. А.Ф. Фарков  «Внеклассная работа по математике», Москва, «Айрис-пресс», 2006 г.