Учебно-исследовательская деятельность в сельской школе

Разделы: Внеклассная работа


Исследовательская деятельность в нашей школе идет по нескольким направлениям: экология, краеведение, медицина, психология.

В современном языке слово экология употребляется чрезвычайно часто. Мы говорим о плохой экологии городов, но в последнее время все чаще поднимается вопрос и об экологии сел, хуторов России и даже об экологии человека. У экологии много смысловых значений, но самое главное обозначает понятие – наука о доме, в котором ты живешь.

Экологическое образование школьников – одна из сложных областей. Знания по современной экологии формируются на стыке нескольких наук – биологии, географии, химии, физики и т.д. Интеграция экологического компонента с базовыми предметами расширяет область естественнонаучных знаний, показывает их связь с жизнью, что повышает интерес учащихся к обучению, ведь формирование ответственного отношения к природе возможно лишь в условиях постоянного взаимодействия с природой, окружающей ребенка, а не только с наглядностью в школьном кабинете.

Существенным фактором обучения и воспитания сельских школьников является воздействие на них природной среды. Эти ребята близки к природе, их представления более разнообразны и конкретны, чем у городских ребят, так как они повседневно наблюдают труд взрослых, сами работают в огородах, ухаживают за домашними животными. Именно поэтому мы в своей школе успешно реализуем возможности по развитию творческой деятельности учащихся, их самостоятельности, познавательного интереса, как факторов обеспечивающих личностно – общественное становление каждого растущего человека. Необходимо заметить, что на сегодняшний день общепризнанных универсальных методик обучения исследовательской деятельности нет. Но надо сказать, что методические пособия М. А. Ступницкой “Что такое учебный проект” – М.: Первое сентября, 2010, Н.Ю. Пахомовой “Метод учебного проекта в образовательных учреждениях”– М.: АРКТИ, 2009, “ Экологическая оценка окружающей среды. Практикум”, составитель Т. В. Сажнева, УОП ИПК ПРО, 1997– эти и другие учебные пособия могут стать настольными книгами для тех, кто хочет заняться с детьми исследовательской деятельностью.

При работе над экологической проблемой основной педагогической целью является формирование экологического сознания личности, при которой ученик воспринимает себя как часть природного сообщества, понимает ценность природы, считает высшей ценностью гармоническое развитие природы и общества. Экологическое образование и воспитание в сельской школе направлено:

  • на развитие личности каждого ученика;
  • усиление естественнонаучного обучения;
  • расширение и углубление знаний учащихся по экологии и проблемам охраны природы;
  • развитие у школьников потребности принимать личное участие в охране окружающей среды и решении экологической проблемы на уровне класса, школы, хутора.

Исследовательская деятельность учащихся основывается на:

  • жизненном опыте;
  • наглядности (можно увидеть, понаблюдать, взять пробы и т., д.);
  • ситуации успеха (вам это пригодится).

При написании исследовательской работы мы придерживаемся определенного алгоритма:

  • выбор темы проекта;
  • актуальность проекта, постановка цели, задач;
  • анализ исходной системы, выявление проблем, противоречия;
  • формирование гипотезы;
  • планирование и разработка исследовательских действий;
  • сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;
  • подготовка и написание работы;
  • оценка проекта экспертами (практическая проверка);
  • последействие – устранение недостатков в проекте, оформление.
  • выступление, защита проекта.

Работа начинается с выбора темы, предлагаются различные темы. Мы их обсуждаем и выбираем на данный момент наиболее актуальную и решаемую тему. Об актуальности тем по экологии можно сказать следующее, что здесь все темы актуальны: и состояние воздушно-водной среды, и тема сбора и утилизации отходов, и тема оценки состояния почвы в коллективном хозяйстве хутора, и тема влияния окружающей среды на здоровье населения и многие другие. Но решающим звеном при выборе исследовательской работы являются наши возможности воплотить эту тему. А для этого необходимо сочетание очень многих факторов: наличие оборудования, химических реактивов, желание руководителей организаций сотрудничать с нами, предоставлять нам необходимую информацию и многое другое. Вот когда все эти факторы имеются в наличии, тогда и определяется тема исследования на данный год. А далее мы следуем по выбранному алгоритму. Практика показывает, что самостоятельные исследования школьникам вполне доступны. Для того чтобы развить у ребят навыки исследования, все наблюдения и исследования должны быть систематичны и планомерны, цель работы – четко сформулирована и посильна для достижения. При этом учитывается общее развитие ученика, имеющийся у него запас знаний и умений. В связи с этим, в исследовательской деятельности я применяю дифференцированный подход к учащимся. С одними ребятами проводятся простые наблюдения за растениями, животными, природными объектами. С другими учащимися проводятся работы исследовательского характера, в ходе которого ребенок становится в ситуацию “первооткрывателя”, добывающего “новые” знания. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск решения проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. В ходе выполнения научно-исследовательской работы происходит соединение теоретических знаний и практических действий. Во время работы над работой каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. При этом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и учащихся между собой в проектных группах; возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности. Консультантами могут быть работники коллективных сельскохозяйственных хозяйств, СЭС, фельдшерских пунктов, администрация сельсовета. Развивается коммуникабельность, способность задавать вопросы, анализировать, полученные результаты, составлять таблицы, диаграммы, презентации. При этом совершенствуются навыки работы с компьютером, развиваются умения по составлению презентаций. Немаловажную роль при этом играют умения проводить наблюдения, фиксировать их, брать интервью по насущным вопросам, записывать воспоминания, работать с архивными документам. При осуществлении проекта учитывается индивидуальность ребенка – его интерес, темп работы, уровень обученности. Исследовательской деятельностью я занимаюсь несколько лет, но из этого не следует, что до сего времени такая работа не велась. Конечно, без этого невозможно обучение биологии, химии. Это были так называемые мини исследования. Примером может служить исследование органолептического и химического состояния воды в местных водоемах (их у нас три). Ученики 8 класса учатся брать пробы воды и затем, придя в школу, проводят исследование воды, определяя прозрачность, запах, цвет, водородный показатель. А при написании работы мы проводим исследование воды еще и на наличие сульфатов, хлоридов, карбонатов, соединений железа, меди. Но я хочу сказать о том, что уровень исследовательской деятельности учащихся поднялся на новый качественный уровень. Перед тем как начать работу, я набираю группу ребят, которые интересуются биологией, химией. В основном это ученики, которые уже выбрали свою будущую профессию и решили посвятить свою жизнь учебе в сельскохозяйственных, медицинских вузах и колледжах. Конечно это небольшие группы школьников, так как школа наша сельская и количество учащихся в классах небольшое. Уже к 8 классу некоторые ученики знают, или с помощью родителей определились в своей будущей профессии. Со временем работы над проектом роль учителя меняется, если новички работают под руководством учителя, то в последующем ученик становится самостоятельным при решении поставленных задач, особенно это видно в 10-11 классе, когда с учениками работаешь несколько лет. Исчезает пассивность, стимулируется его природная любознательность и тяга к непознанному. Благодаря этой работе у учащихся повышается личная уверенность, самореализация. При работе над проектом, развивается чувство собственной значимости и в классном коллективе и в школе. Ученик получает навыки сотрудничества. Важным является то, что появляется возможность высказать свое мнение по различным проблемам, высказать свою точку зрения на различных уровнях, начиная с классного часа, статьи в местной газете и заканчивая конкурсом “Созвездие” в Москве. Очень важным для учащихся, молодых исследователей, является умение выслушать мнения других сторон и понять, принимая или не принимая это мнение. Ведение диалога, умение найти компромисс, умение отстаивать свои позиции увеличивает самооценку. В последние годы нами написаны и прошли защиту следующие проекты по экологии:

“Состояние среды обитания человека и ее влияние на здоровье”. Проект получил 3 место в областном конкурсе исследовательских работ ДАНЮИ в 2011году;

“Отходы – экологическая проблема хутора Платово”. Проект получил 2 мест в областном конкурсе исследовательских работ ДАНЮИ в 2012году, 1 место во Всероссийской олимпиаде “Созвездие” муниципальный этап и был отмечен Сертификатом участника в Москве 2011 года.

“Оценка качества почвы ООО “Изумруд” хутора Платово Красносулинского района”. Проект получил 2 место во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских краеведческих работ “Отечество”, областной этап. Работа опубликована на Интернет-сайте фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”, “Первое сентября” в 2011 году

“Экологическое состояние воздушно-водной среды х. Платово”. Проект получил 3 место в областном конкурсе исследовательских работ ДАНЮИ. 1 место во Всероссийской олимпиаде “Созвездие” муниципальный этап и был отмечен Сертификатом участника в Москве 2010 года. Работа опубликована на Интернет-сайте фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”, “Первое сентября” в 2010 году. Наши ребята неоднократно приглашались для участия в “Днях науки” в Ростове. Эти темы очень актуальны и были подняты не случайно, мы живем в зоне, где на атмосферу, почву, водные объекты губительное воздействие оказывают окружающие наш хутор терриконы, среди которых и действующие и погашенные, сточные шахтные воды.

В последние три года нас заинтересовали и вопросы, связанные со здоровьем учащихся. Об этом много говорится, пишется, эта проблема очень актуальна. А наши ученики решили сами изучить эту проблему, показать ее результаты и самое главное разработать мероприятия по пропаганде здорового образа жизни. Моими учениками, был поднят вопрос об адаптации учащихся 5 класса в среднем звене школы, и на эту тему была написана работа по медицине “Скрининг – исследование физического здоровья учащихся пубертатного возраста”. Конечно эта работа не одного дня, это долгосрочный проект. Работали мы над ним год. Проект получил 1 место и памятную медаль в областном конкурсе исследовательских работ ДАНЮИ в 2012году, признан лучшим проектом года. Работа опубликована на Интернет-сайте фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”, “Первое сентября” в 2012 году и участвовала в конкурсе научно– исследовательских проектов. При написании этой работы мы испытывали огромные трудности, ведь необходимо было провести множество измерений: веса, роста, обхвата головы, груди, жизненной емкости легких и многое другое. Необходимо было найти множество оценочных таблиц, формул. Вот здесь и пригодилась смекалка учеников. При отсутствии спирометра, он необходим для измерения ЖЕЛ они воспользовались формулами для вычисления ЖЕЛ. Следует отметить, что это очень трудоемкие вычисления, но результат был получен и мы благополучно справились с этой работой. Такие исследования в городских школах проводить легче, у ребят есть научные консультанты, кабинеты химии, биологии оборудованы измерительными приборами, имеют в своем распоряжении хорошо оснащенные лаборатории. Мы лишь об этом можем мечтать. Мы решили с нашими выводами познакомить фельдшера, классного руководителя, родителей, учителя физкультуры, работников столовой. Была разработана тематика собраний: классных, родительских по пропаганде ЗОЖ и среди школьников, и среди взрослого населения. Был разработан “План работы МБОУ Платовской СОШ по пропаганде ЗОЖ ”, было организовано “ Общество по пропаганде ЗОЖ”, совместно с учителем физкультуры разработан комплекс упражнений для стимуляции роста, с работниками столовой было составлено меню, отвечающее определенной калорийности, также были выпущены буклеты по пропаганде ЗОЖ. 2013 год тоже не стал исключением. Мы решили расширить тематику своих работ. И взяли еще и краеведение. И на примере хутора и его жителей мы хотели пробудить чувство гордости, любви к своей малой Родине, гражданскую ответственность перед предками, населявшими хутор и его потомками, сохранившими культуру, самобытность житейского уклада. Ведь мы должны знать всё о своей малой Родине, о своей земле и не только мы, нам нужно рассказать об этом другим: хуторянам – землякам, жителям нашей области, особенно подросткам, чтобы они знали и гордились красотой и уникальностью нашего края, гордились людьми, населяющими этот край. Известно, что с любви к своей малой Родины, начинается любовь к России. Мы думаем, что результаты наших исследований будут интересны не только жителям хутора Платово, но и другим соотечественникам, которых судьба разбросала по бескрайним просторам нашей планеты. Ведь из этих маленьких уголков нашей большой Родины складывается вся Россия. Нами были написаны работы: “Моя малая Родина – хутор Платово”, “Моя семья – потомственные казаки х. Платово”. Главной сложностью является сильно возрастающая нагрузка на учителя: консультации, редактирование и т.д. И все это в свободное время после уроков. Также возрастает нагрузка на учащихся, в старших классах это особенно заметно.

При работе над проектами ученики начинают мыслить понятиями в глобальных масштабах, выполняют работу на местном материале, учатся предвидеть последствия своих действий. Человек, обладающий элементарными   навыками научно-исследовательской работы, сможет применить и развить их в различных областях деятельности.  Для учащихся навыки научно-исследовательской деятельности – это большое подспорье при выборе профессии, поступлении в ВУЗы, участии в научных конференциях, семинарах, олимпиадах. Исследовательская работа в нашей сельской малокомплектной школе направлена: на развитие личности каждого ученика; усиление естественнонаучного обучения; расширение и углубление знаний учащихся по экологии и проблемам охраны природы; развитие у школьников потребности принимать личное участие в охране окружающей среды и решении экологической проблемы на уровне класса, школы, хутора. Воспитание патриотизма, любви к своей малой Родине.