Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и эмоциональной сферы в средней группе для детей с детским церебральным параличом, задержкой психического развития на тему "Дикие животные весной"

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Цель: закрепить и углубить знания по теме «Дикие животные»; развивать эмоциональную сферу детей.

Задачи:

  • Расширять и уточнять естественнонаучные представления, знания о диких животных, их внешнем виде и образе жизни.
  • Уточнять и расширять словарь по теме.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Развивать аналитико-синтетическую деятельность, слухоречевую память, пространственное воображение, чувство пропорции.
  • Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения.
  • Закреплять знания об основных эмоциях, упражнять в использовании мимических и пантомимических средств их выражения.
  • Развивать эмпатию, формировать навыки рефлексии своего эмоционального состояния.
  • Развивать воображение и творческую фантазию.
  • Воспитывать умение работать в коллективе, проявлять взаимовыручку и сотрудничество.

Оборудование и материалы: магнитофон, мяч, «Чудесный мешочек» с фигурками диких животных, предметные картинки по теме, пазлы «Дикие животные», два листа бумаги, цветные карандаши, цветная бумага, клей карандаш, плоскостные фигурки зайчат, пиктограммы эмоций, цветная лента, гуашь.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Ритуал приветствия

Дети стоят в кругу и пропевают по очереди:

– Доброе утро, Саша! (Улыбнуться и кивнуть головой).
– Доброе утро, Маша! (Называются имена детей по кругу).
– Доброе утро, Олеся Юрьевна!
– Доброе утро, Елена Николаевна!
– Доброе утро, Вера Анатольевна!
– Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки вверх, затем опускают).
– Доброе утро, небо! (Аналогичные движения руками).
– Доброе утро, всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают).

Психогимнастическое упражнение «Моё настроение»

– С каким настроением вы пришли на занятие? Назовите и покажите его (дети по очереди называют своё настроение и изображают его с помощью мимики, движений тела).

Психогимнастическое упражнение «Улыбка»

– Хотите отправиться в интересное путешествие в весенний лес?
– Какое настроение мы возьмём с собой в путешествие? (Дети по кругу «передают» друг другу хорошее настроение – улыбку и нежные «поглаживания» по различным частям тела – плечу, спине…).
– Зарядились хорошим настроением!? Отправляемся в путь.

Упражнение «Переходы»

Дети встают друг за другом. Одну руку кладут впереди стоящему товарищу на плечо, другой – держатся за ленточку. Психолог предлагает всем вместе отправиться в весенний лес. Дети, не выпуская ленточку из рук, держась друг за друга, проходят круг по залу. Звучит лёгкая фоновая музыка.

– А сейчас отгадайте загадку:

Хитрая плутовка
Рыжая головка.
Хвост пушистый, краса
А зовут ее … (лиса).

– Давайте поиграем в мяч. Тот, кому я брошу мяч, должен будет вспомнить и назвать какая лиса? (Рыжая, хитрая, умная, красивая и т.д.).
– Молодцы! Вы подобрали много слов про лису.

II. Основная часть занятия

1. Упражнение «Найди ошибку» (дети садятся за столы. Перед каждым ребенком лежит пазл с изображением дикого животного. При сборке пазла умышленно допущена ошибка).

– Посмотрите на картинки, они вам нравятся? (Не нравятся, они не правильные).
– Почему? Расскажите… (У волка хвост лисы; у медведя голова волка и т.д.).
– Исправьте ошибки.

2. Упражнение «Будь внимательным»

– Сейчас я прочитаю вам стихотворение о диких животных, а вы внимательно слушайте.

Весело аукнула из лесу весна.
Ей медведь откликнулся,
Проурчав от сна.
Подскакали зайки к ней,
Подлетел к ней грач,
Покатился ежик вслед,
Как колючий мяч.
Всполошилась белочка,
Глянув из дупла, –
Дождалась, пушистая,
Света и тепла!..
Улыбнулся радостно
Весь прозрачный лес.
И мороз за елками,
Заворчав, исчез. (Л. Аграчева)

– О каком времени года это стихотворение? (О весне)
– Названия каких животных в нем прозвучали? (Медведь, зайки, грач, ежик, белочки).
– Вы перечислили все названия. Как вы думаете, кого вы назвали лишним? (Педагог может еще раз повторить вопрос). (Лишний грач. Это птица. А все остальные – звери.)
– Верно! Молодцы.

3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

– У меня в руках «Чудесный мешочек». Сейчас каждый из вас опустит руку в мешочек, нащупает там фигурки, скажет, кого он нашел, и достанет фигурку из мешочка.

(Дети выбирают из «Чудесного мешочка» фигурку животного)

– Я нашел медведя.
– Я нашла ежа.
– А у меня белка и т.д.
– Молодцы! Вы правильно назвали тех, кого нашли в «Чудесном мешочке».
– А кто это такие? (Дикие животные)

4. Дидактическая игра «Чей домик?»

– Сейчас вы подойдете к доске и найдете жилище для своего животного. (У медведя – берлога. У белки – дупло. У ежа – пенек. У волка – логово. У лисы – нора).
– Молодцы! А сейчас лесные звери бегут на лесную полянку.

Физминутка

Психогимнастическое упражнение «Волшебные превращения»

Психолог предлагает детям превратиться в различных диких животных. Дети, передвигаясь по комнате – «поляне», изображают:

– хитрую, грациозную лису,
– злого, голодного волка,
– ленивого, неуклюжего медведя,
– шуструю, весёлую белку,
– трудолюбивого, осторожного ежа.

При этом детьми используются различные невербальные средства выражения эмоциональных состояний животных. Психолог комментирует имитируемых животных (при необходимости даются индивидуальные комментарии по ходу наиболее удачных или оригинальных имитаций детей).

Например, «Вот на поляну вышел из берлоги ленивый, только что проснувшийся медведь. Он вперевалочку неуклюже прохаживается по поляне, греет свои бока на тёплом солнышке, почёсывается, позёвывает, лениво рычит…».

В заключение игры детям предлагается превратиться в испуганного зайца:

– Ой, а вот зайчик-попрыгайчик выскочил на полянку, ушки прижал, весь дрожит, прижимается к земле, глаза лапами закрывает, в комочек сжался…Плачет жалобно, голос дрожит.
– Чего-то зайка испугался? Быстро поскакали зайки за столы – прячемся от опасности….

5. Коллективная работа детей «Зайчиха с зайчатами» (на листе бумаги).

– Как вы думаете, почему зайка плачет? (Внимание детей обращается на цвет шубки зайца). (У него белая шубка).
– Для чего нужна была зайцу зимой белая шубка? (Белая шубка теплая, защищает от врагов).
– Какой должна быть шубка у зайца весной? (Легкая серая).
– Правильно! Весной животные линяют. Меняют густую, зимнюю и теплую шубу на летнюю легкую. Какого цвета шубка у зайки весной? (Серая).
– Поможем зайке поменять шубку?

(Коллективная работа на большом листе бумаги. Дифференциация задания по уровню двигательных возможностей рук у детей: Первая группа детей: Обводят и заштриховывают фигурки зайчат. Вторая группа: Наклеивают кусочки серой бумаги на фигуру зайчихи.)

6. Дидактическая игра «Назови детеныша»

– Кто у нас получился? (Зайчиха с зайчатами).
– У диких животных детеныши появляются весной. (Педагог играет с детьми в игру «Назови детеныша»).

III. Итог. Рефлексия

Психолог предлагает детям вернуться из весеннего леса в детский сад (дети садятся за столами удобно, кладут голову на руки, закрывают глаза, звучит спокойная фоновая музыка).

– Вот мы и вернулись из удивительно путешествия по весеннему лесу.
Психолог предлагает детям с помощью пиктограмм эмоций определить своё эмоциональное состояние в конце занятия:
– Какое у вас сейчас настроение? Почему? (Дети подводятся к эмоциональной и смысловой оценке занятия – что понравилось, что было трудным, что нового узнали, что особенно запомнилось, чего бы ещё хотелось узнать о весеннем лесе? ..).
– Вспомните, каким было ваше настроение в начале занятия (подбираются и сравниваются две пиктограммы эмоций). У кого настроение изменилось? Как изменилось? (Было грустным, стало весёлым, удивлённым…). Почему?

Ритуал прощания «Волшебные ладошки»

Все дети и педагоги встают в круг и передают в ладошке соседу своё настроение и улыбаются самой доброй улыбкой (особое внимание уделяется детям, чьё настроение в конце занятия по результатам самооценки самих детей оказалось грустным). Педагоги дарят детям свои сердечки и кладут их каждому участнику занятия в ладошку. Психолог просит и детей подарить что-нибудь педагогам на память.

– Вроде у вас нет ничего с собой, но у вас есть теплота ваших сердец, которую можно почувствовать, дотронувшись до ваших ладошек.

Психолог предлагает всем участникам путешествия в память о встрече оставить на заранее приготовленной весенней открытке свои ладошки, нарисованные краской любимого цвета (количество отпечатков одним ребёнком не ограничивается, чтобы все желающие могли выразить все переполняющие их чувства).