Урок окружающего мира по теме "Когда появилась одежда?" 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся)

  • Предметные результаты:
    • прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды;
    • различать типы одежды в зависимости от ее назначения;
    • отличать одежду своего народа от одежды других народов.
  • Метапредметные результаты:
    • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
    • анализировать иллюстрации учебника;
    • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
  • Личностные результаты:
    • подбирать одежду для разных случаев;
    • внимательно относиться к своей одежде.

Оборудование: карточки с понятиями („национальная”, „деловая”, „спортивная”, „рабочая”, „домашняя”), лапти, рубаха-косоворотка, Презентация.

Предварительная работа: разучивание стихотворений, посещение краеведческого музея.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Мотивация и целеполагание

– Муравьишка приготовил загадки к уроку.

Входишь в одну дверь,
А выходишь из трех.
Думаешь, что вышел,
А на самом деле вошел.

(Рубашка)

Черна, а не земля,
Пушиста, а не снег,
Греет, а не печка.

(Шуба)

Как только отправляются
Они зимой гулять,
Жильцы в дома вселяются,
И в каждый целых пять.

(Перчатки)

– Назовите все эти предметы одним словом (одежда)
– Зачем нам одежда?
– Какая бывает одежда?
– Когда появилась одежда?

После ответов детей зачитывается текст в рубрике „Что узнаем, чему научимся”

(Слайд 1)

3. Освоение нового содержания и его применение

а) – Когда мы с вами впервые встречаемся с одеждой? (ответы)
– Верно, с одеждой мы с вами встречаемся с самого рождения и на протяжении всей жизни. Она у всех разная.
– Какую одежду вы носили, когда были маленькими?
– А что такое одежда?
Одежда – это совокупность предметов, которые покрывают тело.
–  Откройте учебник с.20-21.
–  Муравью Вопросику стало интересно, когда появилась одежда. Чтобы вы ему ответили?  
– На сегодняшнем уроке мы совершим путешествие в прошлое и познакомимся с историей одежды, а в конце урока поможем Муравью ответить на его вопрос.

б)  Рассказывает подготовленный ученик

Итак, начинаем рассказ об одежде.
Заглянем мы в разные времена.
Расскажем о той, что нужна была прежде,
И как изменилась сегодня она.

 – Какая одежда появилась первой? (первобытного человека)
– Из чего первобытные люди делали одежду? (из шкур животных)
– Как вы думаете, почему?

(Слайд 2)

Рассказывает подготовленный ученик

Шкуры носили далекие предки,
Недаром они были ловки и метки.
А каждый костюм добывался в бою.
Предки ценили одежду свою.

– Одежда появилась давно. Человеку нужно было защитить тело от палящего солнца, ветра, дождя, снега. Потом одежда стала еще и украшением. Первую одежду люди находили для себя в окружающей  природе. В тех местах, где всегда тепло одежда могла быть сделана из листьев деревьев. Человек обвязывал себя листьями вокруг талии, делал «юбочку» из листьев. В шкуры животных люди стали одеваться много-много лет назад, когда на Земле наступило похолодание. Первобытные люди сначала просто связывали и обматывали звериные шкуры вокруг тела, позже научились их сшивать.

в) – Рассмотрите второй рисунок. Из чего сделана одежда этого человека?
–  Из чего человек делал ткани?
– Прошло много лет, прежде чем люди научились делать ткани изо льна и хлопка, научились скручивать шерсть животных в длинные нити и делать шерстяные ткани.

 (Слайд 3)

 Рассказывает подготовленный ученик

Греция, Рим. Одеяние строгое.
Звались одежды хитоном и тогою.
В тогах атласных те, кто богаче.
Рабы одевались, конечно, иначе.

– Такую одежду носили в Древней Греции. Ее делали из большого прямоугольного куска ткани, который оборачивали вокруг тела, а на одном или двух плечах закрепляли брошью. У простых людей одежда была короткая, чтобы не мешала работать, а у богатых – длинная.

г) – Шло время, одежда менялась. Рассмотрите следующие два рисунка.
– Опишите одежду женщин на этих рисунках.
– Опишите одежду мужчины.
– Много лет назад костюмы мужчин были совсем непохожи на современные. Мужчины носили длинные приталенные пиджаки – сюртуки и высокие шляпы с маленькими полями.
– Как называются такие шляпы? (Цилиндр)

(Слайд 4)

Рассказывает подготовленный ученик

Знать при дворе называлась придворною.
Носила костюмы с отделкой узорною.
Если б не эти костюмы, как знать,
Сумели бы знать отличить и узнать?

– В прошлом девочки и женщины ходили в пышных платьях с очень широкими юбками. Одежду украшали бантами, цветами, кружевом, лентами, бусинами. Костюмы отличались большой выдумкой. Вместо головного убора у женщины могла быть прическа, украшенная цветами, драгоценностями, различными фигурами.

Мужчины носили кафтаны с большими отворотами на рукавах, короткие штаны, чулки и башмаки на высоких каблуках. На голове у них были огромные завитые парики. Прически у мужчин и женщин были посыпаны белой пудрой.

(Слайд 5)

– Как называют человека в нарядном костюме и со шпагой?
– Как украшен костюм мушкетера? (Ответы)

Рассказывает подготовленный ученик

Костюм мушкетера: шпага и шпоры,
с перьями шляпа, но просим учесть:
не только костюм украшал мушкетера,
его украшали отвага и честь.

– Во что оделся Муравьишка? (В доспехи рыцаря)
– Кто из людей на рисунке также в одежде для защиты в бою? (Богатырь)
– Из чего делали такую одежду? Почему?

Физкультминутка

(Слайд 6)     

а) – Как вы думаете, одежда людей из разных стран будет отличаться? Почему?

 – У каждого народа свои костюмы. По костюму можно определить, откуда, из какой страны человек. Такая  одежда называется национальная. (Слово проговаривается хором) На доску вывешивается карточка со словом.

(Слайд 7)

– Какая национальная одежда у русских? (Ответы)
– Где недавно мы видели русскую женскую одежду? (При посещении музея)
– В нашей стране люди тоже носили разную одежду. Большая часть жителей Древней Руси занималась земледелием. Крестьяне носили одежду удобную для работы. Ткани они делали сами и одежда называлась домотканая. Умели прясть шерсть, вязать. Одежду украшали вышивкой. Ткани красили отварами коры, листьев растений. В музее мы с вами видели станок для изготовления тканей и домотканые сарафаны.
– Женщины-крестьянки носили длинные рубахи, а поверх надевали юбку или сарафан. Сверху надевался передник, душегрея. В основном одежда была украшена вышивкой. Для украшения нашивали ленты, бусины. У знатных людей сарафаны были из дорогих тканей. Их украшали драгоценными камнями, расшивали золотой нитью, отделывали мехом.

– Какую одежду носили мужчины?
– Мужчины носили штаны и рубаху. Карманов в рубахе не было. Рубаху носили навыпуск и подпоясывали поясом. Рубаха была украшена  вышивкой.

Показ рубахи-косоворотки.

– Наши далекие предки считали, что одежда оберегает от злых духов. Древние рубахи имели почти закрытый ворот, длинные рукава. Длина рубахи – ниже колена. Рубахи носили девочки и мальчики, юноши и девушки, мужчины и женщины. Различались рубахи только своим покроем и украшением. Украшением чаще всего служила вышивка. Были рубахи повседневные и праздничные.

(Слайд 8)

– Женщины зимой носили шубы, платки. Мужчины – овчинный тулуп, шапку.

– Какая обувь была в то время? (Ответы)
– Обувь была различная: носили сапоги, но в основном лапти. Лапти плели из тонкой части липовой коры – лыка. Из полосок лыка настоящие мастера могли сплести лапти, которые даже в дождливую погоду не промокали. Ноги обматывали куском ткани и обвязывали веревками. Лапти носили бедные люди.

Показ лаптей.

Физкультминутка

б) – Рассмотрите рисунки с.21, прочитайте, какая еще бывает одежда, в каких случаях ее используют.

На доску вывешиваются карточки со словами: деловая, спортивная, рабочая, домашняя

(Слайд 9) 

– Назовите предметы домашней одежды; спортивной; рабочей; деловой.
– В какой одежде вы занимаетесь на уроке физкультуры? Почему в этой?
– Может быть у детей деловая одежда? Когда вы ее надеваете?

в) – Правильно ли поступит мальчик, если придет на спортивную площадку в школьной форме? Почему?
– Все ребята вышли на улицу убирать мусор. Девочка пришла в халате и в домашних тапочках. Что не так в ее одежде?
– Как нужно одеться в этом случае?
– Семья вечером расположилась у телевизора, чтобы посмотреть интересную передачу. Мальчик пришел в одежде хоккеиста. Соответствует ли его одежда этой ситуации? Почему?

2. Выводы и обобщения

– Помогите ответить Муравьишке на вопрос „Когда появилась одежда?”

3. Контроль и оценка достижений

Проводится с помощью блокам вопросов на с.21

(Слайд 10)

(Слайд 11)

1. Костюмы народов мира. Раскраска. – М.: ООО Хатбер-пресс,2005. ООО Компания Дельта-М, 2005
2. Народные костюмы. Раскраска. – М.: ООО Компания Дельта-М, 2000
3. Профессии в картинках. Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Гном, 2005
4. http://www.n-sh.ru