Логопедическое занятие по теме "Состав слова"

Разделы: Начальная школа, Логопедия, Коррекционная педагогика


Класс: 3–4 специальный (коррекционный) класс VII вида для детей с задержкой психического развития.

Задачи.

Образовательные:

- формирование полноценных представлений о морфологическом составе слова.

Коррекционные:

- совершенствование словаря через развитие умения подбирать родственные слова;

- развитие языкового чутья путем совершенствования зрительного, слухового внимания к слову;

- развитие мышления.

Воспитательная:

- повторение правил поведения в гостях.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация занятия (Приложение 1), индивидуальные карточки с таблицей.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Развитие слухового внимания. Послушайте, запомните слова: имя существительное, корень, глагол, имя прилагательное. Одно слово лишнее, почему? Какая часть слова называется корнем?

2. Тема занятия.

Слайд 1. Презентация

Ребята, посмотрите, какое к нам пришло приглашение. Давайте прочитаем от кого же оно. Правильно от принцессы Морфологии, она нас приглашает в гости.

- Ребята, вы любите ходить в гости? А как себя вести в гостях вы знаете?

Что нельзя делать в гостях?

Слайд 2

Ну что отправляемся в гости к принцессе Морфологии? И наверно вам нужно будет показать, что вы знаете о частях слова.

3. Основная часть.

Слайд 3

Замок окружает красивый и необычный сад. В этом саду принцесса выращивает и ухаживает за различными растениями.

Задание 1. Подбери к рисункам слова, родственные слову лить. (Рисунок 1)

Слайд 4

Проверка:

слить

налить

перелить

полить

вылить

- С помощью, какой части слова мы образовали данные слова?

- Какая часть слова называется приставкой?

Задание 2. Составьте словосочетания с этими словами, ответив на вопрос:

перелить (что?)

слить (куда?)

налить (когда?)

полить (где?)

вылить (из чего?)

Проверка.

Слайд 5

Ребята, какой необыкновенный цветок вырос в саду у принцессы Морфологии!

Задание 3. Составьте родственные слова с корнем говор (Рисунок 2) и запишите в тетрадь.

Прочитайте получившиеся слова: приговор, разговор, говорок, говорливый, поговорка.

- Можно ли эти слова назвать родственными? Почему?

Слайд 6

Вы знаете, у принцессы Морфологии есть одна тайна и это тайна Словаря. Чтобы сократить место в толковом словаре, издатели усекают часть слова или даже целое словопри этом используют знак ~ .

Зная тайну, вы легко прочтете, и запишите эти слова.

Задание 4. Запиши родственные слова в тетрадь, заменив знак ~ :

Рост, ~ ок, ~ под, ~ ок.

Бег, ~ ун, ~ овая, ~ ать.

Час, ~ овой, ~ овщик, ~ ы, ~ ик.

Прочитайте получившиеся слова.

Физминутка

Приплыли тучи дождевые
- Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые
- Пей, рожь, пей!
И рожь склонясь к земле зеленой
Пьёт, пьёт, пьёт
А тёплый дождик неугомонный
Льёт, льёт, льёт.

Дополнительный вопрос: назовите родственные слова к слову ДОЖДЬ из стихотворения к физминутке.

Слайд 7

Как все особы королевских кровей наша принцесса бывает часто очень рассеянной и тогда в ее гардеробе такой беспорядок!

Задание 5. Наведите порядок у принцессы, записав слова в таблицу (таблица может быть вклеена в тетрадь. Приложение 2).

Слова: игрушки, шкафчик, кремовый, подсвечник, подоконник.

Приставка Корень Суффикс Окончание
- игр ушк и
       

Молодцы! Помогли принцессе навести порядок!

Ну а теперь можно и чайку попить! Да вот беда все конфеты рассыпались из вазочек.

Физминутка для глаз. (Слайд 8-10)

Слайд 11

А сейчас нас пригласили на чаепитие.

Задание 6. Прочитайте слова, написанные на вазочках: нос, носить. Это родственные слова? Почему?

Запиши слова в два столбика так, чтобы в каждом столбике были родственные слова.

Носатая, носорог, носильщик, переноска, носилки, носик, носовой, носитель. (Проверка)

Ну, вот чай попили, а теперь давайте погуляем по дорожкам королевского двора.

Слайд 12

Приберись во дворе замка, наведи порядок на дорожках.

Задание 7. Распредели слова в две группы, запиши в нужный столбик.

Берёза, деньки, цветы, рыбка, берёзонька, цветочки, ваза, рыба, вазочка, море.

Слайд 13

Взаимопроверка.

Прочитайте второй столбик слов. С помощью, какой части слова образовали данные слова? (Суффикс) Что называется суффиксом?

Слайд 14

Все принцессы любят ходить на бал. И наша принцесса не исключение. Ей очень хочется попасть на бал, но она боится, что не справится с заданием королевы – мамы. Поможем ей, ребята?

Задание 8 (самостоятельная работа).

Прочитайте текст, перепишите его. Разберите по составу подчеркнутые слова

Рыжик

Однажды принцесса нашла в лесу оленёнка. У малыша погибла мать – олениха. Принцесса отнесла оленёнка леснику. Лесник назвал малыша Рыжиком. Принцесса носила зверьку хлебушек и молочко. По утрам оленёнок гулял в дворцовом парке.

Можно использовать памятку “Как разбирать слово по составу”. (Приложение 3)

Слайд 15

Итог занятия. Вам понравилось в гостях у принцессы Морфологии? Какое задание было самым интересным? Какое задание было самым трудным?