Историко-литературный портрет Кенесары

Разделы: История и обществознание


Камни прошлого – это ступени, ведущие в будущее

Н. Рерих

Цели урока: Актуализировать опорные знания из истории Казахстана века, использовать проблемно-интегрированный подход к обучению, направлять поисковую деятельность учащихся на решение системы взаимосвязи внутри-и межпредметных проблем. Создать условия для развития учащимися умения анализировать результаты своих исследований. Способствовать закреплению навыков работы с научной и художественной литературой, составлению текстов для выступления, развитию монологической и диалогической речи. Продолжить работу по исторической карте, рассматривая события в хронологической последовательности и динамике.

Оборудование: портрет Кенесары, карта по данной теме, идеограммы (значки-символы исторических событий), схема управления ханства, родословное древо Кенесары, полонез Огинского

Ход урока

I этап. Ориентировочно-мотивационный.

Создается эмоциональный настрой, формируются желание “пройти по камням” эпохи хана Кене, представить то время, выяснить разницу исторического портрета народного героя с прототипом. Исследовать тему поможет деление класса на три творческие группы: литературоведов, архивариусов и артистов.

II этап. Операционно-исследовательский

Литературоведы сообщают, кто и когда писал а Кенесары , его эпохе. (Приложение 1) Итак, самым большим и значительным произведением является роман Ильяса Есенберлина “Кочевники” в трех томах, а историческим трудом - монография Е. Бекмаханова “Казахстан в 20-40-е гг. XIX века”. Содержательную литературу по этой теме появилась возможность читать и изучать только в начале 90-х годов ХХ века. Пусть “спрессуется “ время и мы окажемся в 19 веке, помогут нам в этом артисты. (Приложение 2)

Беседа с классом: О каком указе говорят батыры? Какие изменения произошли в Казахстане согласно “Уставу о сибирских киргизах 1822года”? Почему Сейтен и Ожар говорят в пути? Куда лежит путь героев и почему? Т.о. по “Уставу о сибирских киргизах 1822 года” не только ликвидировалась политическая самостоятельность северных регионов Казахстана, но и ухудшались условия для ведения хозяйства, в первую очередь скотоводства. “Быть схватке…”. Историческая справка архивариусов о времени и месте семьи Касымовых в решении главных проблем. (Приложение 3. Приложение 4)

Беседа с классом. Формируется вывод о том , что именно Кенесары мечтал повторить дело своего деда, построить независимое Казахское государство. Прежде чем поднять народ на борьбу, семья Касымовых много времени и сил прилагает для решения проблемы дипломатическим путем (отправляются письма императору Николаю I, старшие братья Саржан и Есенгельды едут в г.Ташкентдля переговоров).

Приложение 5

С какой целью братья поехали в г.Ташкент? Как вел себя кушбеги во время переговоров с ними? Почему? История распорядилась таким образом, что после гибели братьев и отца, старшим остается Кенесары, и он должен возглавить национально-освободительную борьбу. Основными целями, которой являлись: уничтожение власти иностранного государства, ликвидация колониального гнета, завоевание национальной независимости. Есенберлин, раскрывая образ Кенесары, показывает читателю не только смелого полководца, способного поднять на борьбу тысячи людей.

Работа учащихся по карте. Под руководством учителя учащиеся “оживляют” карту идеограммами, чтобы в хронологической последовательности и в динамике развития проследить события с 20-х годов XIX века до 1847 года.

Дата, событие Идеограмма на карте (описание)
1 20-30-е гг. - семья Касымовых предпринимает усилия для дипломатического решения вопроса Cвиток, перо для письма
2 1836 г. – гибель Саржана и Есенгельды в Ташкенте Перечеркнутое рукопожатие
3 26 мая 1836 года – сожжение Акмолинской крепости Пламя
4 1838 г. объединение Младшего и Среднего жузов Стрелки зеленого цвета навстречу друг другу
5 1840 г. - перемирие с Оренбургским генерал-губернатором Рукопожатие
6 Август 1841 г. - выступление на Ташкент Стрелка зеленого цвета
7 Сентябрь 1841 г. - провозглашение Кенесары ханом Слово ХАН у г.Туркестана
8 Смещение Перовского с поста Оренбургского генерал-губернатора Убираем рукопожатие
9 1842 г. - движение Сотникова из Сибирской военной линии Стрела черного цвета
10 1843 г. - наступление отряда Лебедева из 300 казаков по приказу Николая I Стрелки черного цвета
11 1-7 августа 1843 г. - битва Кенесары с царскими отрядами закончилась безрезультатно Скрещенные мечи и знак “?” на зеленом фоне
12 20-21 июля 1844 г. - победа Кенесары в верховьях р.Тобол Скрещенные мечи “!” на зеленом фоне
13 1844 г. - 3 отряда царских войск отправлены для для подавления восстания: первый - из Орска, второй - из Алу Тау, третий – от Тобола. 3 стрелки черного цвета
14 Итогом этого противоборства явились, начавшиеся переговоры Оренбургской администрации с Кенесары. Они были прерваны, т.к. условия договора противоречили целям восстания. Позиция царя: “В царстве другого царства не может быть” Перечеркнутое рукопожатие
15 Второй этап борьбы. 1845 г. - Кенесары уходит на юг (Алатау, р.Или). Участились погромы, грабежи. Киргизы провели курултай и отвергли притязания казахского хана. Стрелка зеленого цвета
16 1847 г. сражение Поражение войск Кенесары. Переход в Киргизию он рассматривал как ответ на действия манапов, перешедших на сторону Коканда. Перечеркнутые мечи

Таким образом, к 1845 году ситуация для Кенесары и его армии сложилась так, что нужно было покидать Родину. Прощание с Родиной. Звучит “Полонез Огинского”.

Перед казнью, при огромном стечении народа Кенесары запел песню, в которой вспоминал весь путь суровой борьбы за независимость своей страны. “Долго лилась эта песня среди собравшейся толпы и словам сим она долго внимала, не имея сил, ни желания оторваться от властных слов его песни, что глубоко западали в душу каждого, кто слушал их. И в песне своей вспоминал он всю жизнь в родных и привольных степях, в кругу родного аула”, так писала “Тургайская газета” в 1901 году.

В конце 40-х гг. XIX века на Востоке и в Средней Азии появилась такая пословица: “В Турции – блаженство. В Дамаске – благотворительность. А в Туркестане ничего кроме злобы и вражды”

Прием “Говорящая карта”. Приложение 6

III этап. Рефлексивно-оценочный возвращаемся к эпиграфу урока. Подведение итогов урока. Тестирование по истории восстания. Домашнее задание: написать отзыв об уроке.