Урок русского языка по теме "Одушевленные/неодушевленные имена существительные". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • формировать общее представление об одушевленных именах существительных, учить их различать;
  • развивать умение ставить вопросы к именам существительным;
  • воспитание культуры учебного труда.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

(Приложение 1, слайд 1).

Покажите глазки,
Радостью искрятся
И на мир смотреть
Вовсе не боятся!
Мы улыбкой радуем
Всех людей вокруг.
А с работой справится,
Нам поможет друг!

II. Актуализация опорных знаний.

1. Орфографическая минутка. (Слайд 2).

– Найдите ошибки. Исправьте их.

На солнце блестят лужы. В небе летают стрижи. На пеньке греются ужи. Пышно цветут ландышы. Над цветами жужжыт пчела. В кустах копошатся ежи.

 
– Что общего у этих слов? Назовите слова с этой же орфограммой. (Слайд 3). Орфограмма жи-ши.
– Какое слово лишнее? Почему? Жужжит – глагол. Все остальные слова – это имена существительные.
Что вы знаете об именах существительных? (Слайд 4). Имена существительные – это слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что?
III. Постановка учебной задачи.

– Молодцы, ребята! Мне так приятно видеть, что вы успешно справились с этой работой. Когда я готовилась к уроку, у меня болела душа. Я думала, а вдруг мои детки не справятся, вдруг это для них очень трудно. Но вы молодцы! И у меня на душе стало радостно. А вы, ребята? Как было у вас на душе: спокойно или тревожно?

– Радостно на душе, душа болит, тревожно на душе... Как вы понимаете эти выражения?

 
– А у кого есть душа? Кому Бог дал живую душу?

Возьмите лепестки у себя на столе и прочитайте. Выберите листочки, на которых написаны имена существительные. (Составление цветка на доске.)

Людям и животным.
– Вот таким красивым цветком должна быть человеческая душа. Мы должны стремиться с вами к тому, чтобы эти качества расцветали и в душе каждого из нас. Зачем? Доброта, любовь, честность, милосердие, скромность, любовь.
– А знаете ли вы, что и об именах существительных можно сказать – одушевлённые и неодушевлённые. Значит тема нашего урока – (Слайд 5). Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
– Исходя из данной темы урока, определите цели урока.

В чем следует разобраться? Чему научиться?

Должны узнать, какие имена существительные одушевленные и какие неодушевленные, научиться их различать.
– А для чего это нужно человеку? Чтобы грамотно писать и говорить.
IV. Открытие детьми новых знаний.

1. Работа в парах.

– Итак, мы выяснили, что душа есть у людей и животных.

 
Поработайте в парах, постарайтесь определить какие имена существительные будут одушевлёнными, а какие неодушевлёнными. (Слайд 6). Имена существительные, обозначающие людей и животных – одушевлённые, остальные – неодушевлённые.
2. Игра “Паровозик”.

– Помогите пассажирам найти свой поезд. Для одушевлённых имён существительных – красный поезд, для неодушевлённых – синий. (Слайд 7).

(Работа в парах на карточках).

– Красным карандашом подчеркните одушевлённые имена существительные, синим – неодушевлённые.

 
– Проверим. Докажите свой выбор. (Слайд 7). Пчела, звезда, сова, моряк, грибок, свеча.
3. Работа с опорной схемой.

– Ребята, но есть люди, которые не верят в то, что их создал Бог, некоторые уверены в том, что они произошли от обезьян. Значит, они считают, что и души не существует. Как же им мы объясним, какие имена существительные одушевлённые, какие – неодушевлённые?

 
– Что общего у имён существительных первой группы? второй группы? (Слайд 7). Отвечают на вопрос кто?

Отвечают на вопрос что?

– Значит... (Слайд 8). Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?

Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?

Посмотреть в учебнике.

– Как нам проверить свои предположения?

– Проверим с. 48, 50. (Слайд 9).

– Мы были правы?

 
4. Работа с орфографическим словарём. (Слайд 10).

– Из орфографического словаря с. 134 выпишите 3 одушевлённых имени существительных и 3 неодушевлённых имени существительных.

 
Физкультминутка.  
5. Творческая работа.

– Определите одушевлённость/неодушевлённость выделенных имён существительных. Если имя существительное одушевлённое, замените его на неодушевлённое, если неодушевлённое – на одушевлённое. (Слайд 11).

 
Миша играл с котёнком. Оля нарисовала куклу. Ребята нашли в лесу грибы. Ученики прочли интересные рассказы о животных. (Например: Оля нарисовала воробья.)
6. Игра на внимание.

– Если я называю одушевлённое имя существительное, вы хлопаете, если неодушевлённое – топаете.

Повар, пирог, дождь, письмо, черепаха, осина, добрый, ученик, директор, норка.

– Что вы себе представили?

– К каким существительным относится это слово? Почему? Это неодушевлённое имя существительное, потому что отвечает на вопрос что? (Слайд 12).

– А я представляю животное. А теперь к каким существительным относится слово норка? Это одушевлённое имя существительное, так как отвечает на вопрос кто?

I – вариант составьте предложение со словом норка, которое отвечает на вопрос кто?

II – вариант составьте предложение со словом норка, которое отвечает на вопрос что?

Запись и разбор одного из предложений.

Вывод: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются. Постарайтесь дома подобрать такие слова.

 
7. Творческая работа.

– Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова, над этими словами укажите одушевлённые или неодушевлённые.

(Вторая группа использует слова для справок.)

Настала зима. Кругом пушистый снег. На окнах узоры. Вот кормушка для птиц. У Зины и Лизы крошки хлеба. Они кормят птиц.

Настала _______. Кругом пушистый снег. На окнах ______. Вот _________ для птиц. У Зины и Лизы крошки хлеба. ____________ кормят птиц.

 
V. Рефлексия деятельности. (Слайд 13).

– Я узнал…
– Я повторил…
– Я запомнил…
– У меня сегодня получалось...
– Мне было сложно...

 
– Почему на нашей схеме есть чистые листы? (Слайд 14).
– Значит, будем снова раскрывать тайны русского языка. Готовы?

(Слайд 15).

Мы ещё не всё узнали.