Урок истории по теме "Образование древнерусского государства"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (958 кБ)


Цели урока:

образовательные:

  1. Осветить тенденции и динамику развития древнерусского государства.
  2. Охарактеризовать сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси.
  3. Оценить значение принятия христианства при князе Владимире.

развивающая: продолжить работу по формированию умения работать с исторической картой.

воспитательная: способствовать воспитанию любви и уважения к истории своей страны.

Оборудование урока: карта "Киевская Русь в IX-XII веках", презентация.

Основные понятия: Олег, Киев, Летопись (повесть) временных лет, Киевская Русь, Новгород, Игорь, Ольга, уроки, погосты, Византия, полюдье, Святослав, усобица, Владимир, крещение Руси, Ярослав Мудрый, «Русская Правда», Владимир Мономах, Любеческий съезд.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация учащихся.

Вступительное слово учителя.

Показывается 1-й слайд. Тема сегодняшнего урока «Образование древнерусского государства».

Показывается 2-й слайд. Сегодня на уроке рассмотрим основные тенденции развития древнерусского государства. Хочу отметить, что в развитии древнерусского государства выделяют три этапа:

  • ранний период становления древнерусского государства;
  • расцвет древнерусского государства;
  • распад древнерусского государства.

Показывается 3-й слайд.

Но прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним то, что узнали на предыдущем уроке. После прочтения стихотворения учащиеся отвечают на вопрос: «О какой теории идет речь в стихотворении Ф.И. Тютчева, кто был её авторами?».

III. Изучение нового материала.

Показывается 4-й слайд. Объяснение учителя. Согласно "Повести временных лет" в 879 году умер Рюрик. Новгородским князем стал его родственник Олег. В 882 году, собрав большое войско, Олег отправился в поход на юг. По пути он подчинил себе восточнославянские племена и подошёл к Киеву. Учитель рассказывает летописную легенду об убийстве Аскольда и Дира.

Запись даты на доске.

882 год – объединение Киева и Новгорода. Образование Древнерусского государства.

Учитель рассказывает об основных направлениях внешней политики князя Олега: покорение восточнославянских племен, походы в Византию.

Показывается 5-й слайд. Учитель рассказывает о легенде, повествующей смерть Олега.

Показывается 6-й слайд. Учитель рассказывает, что после смерти Олега стал княжить Игорь. Летом 914г. пошёл Игорь на древлян, и победив их, возложил дань больше Олеговой. Учитель говорит о том, что в летописи "Повесть временных лет" описывается поход на древлян и смерть князя Игоря.

Показывается 7-й слайд.

Запись в тетради.

Полюдье (от сл. «ходить по людям») – форма сбора дани в Киевской Руси.

Показывается 8-й слайд. Учитель дает характеристику реформам княгини Ольги, которая упорядочила сбор дани, ввела уроки и погосты. Большой дипломатической победой Ольги было принятие христианства.

Показывается 9-й слайд. Запись в тетради

  1. 955г. – денежная реформа. Введены: «уроки» (фиксированная дань), «погосты» (места, куда свозилась дань).
  2. 957г. – посольство в Константинополь. Крещение Ольги.

Показывается 10-й слайд. Задание: определить по карте военные походы князя Святослава.

Показывается 11-й слайд. Учитель рассказывает об усобице после смерти Святослава. Его сыновья, посаженные князем в разных городах, стали делить единоличную власть. Кратко излагаются события первых лет правления Владимира (980-988). Создание единой оборонительной системы на юге, богатырских застав.

Показывается 12-й слайд. Учитель повествует о крещение Владимиром Руси.

Показывается 13-й слайд. Учитель кратко рассказывает о событиях второй русской усобицы между 10 сыновьями князя. Описывает злодейское убийство Святополком собственных братьев – Бориса и Глеба. Характеризует главные направления внешней политики Ярослава. Это: расширение дипломатических связей с европейскими государствами с помощью династических браков; продолжение борьбы с кочевниками-печенегами. К особенностям внутренней политики Ярослава относилось укрепление основ единства русского общества в рамках единого государства. Этому способствовало активная поддержка церкви. Учитель показывает важность канониназации Бориса и Глеба в свете политической деятельности. При Ярославе создается первый писаный свод законов «Русская Правда», который регламентирует жизнь раннефеодального общество Древней Руси. Учитель обращает внимание на новый принцип наследования, завещанный Ярославом Мудрым- передачи власти по старшинству.

Показывается 14-й слайд. Учитель рассказывает о политике Владимира Мономаха, которая была направлена на сохранение и укрепление единой власти в государстве.

Показывается 15-й слайд. Учитель освещает главные решения Любеческого съезда и подчеркивает его значение как сознательной попытки князей договориться и объединиться перед общей – половецкой опасностью. Особенно выделяет предложения Владимира Мономаха о том,

  • чтобы каждый князь находился на своей земле;
  • чтобы не призывать кочевников в качестве союзников в междоусобной борьбе.

Учитель акцентирует внимание на том, что это фактически означало оформление феодальной раздробленности государства.

Показывается 15-й слайд. Подведение итогов.

  • Главные итоги политики князей до правления Владимира.
  • Роль принятия христианства для социально-политического развития Руси.
  • Правление Ярослава Мудрого — начало расцвета древнерусского государства.
  • Политика Владимира Мономаха — стремление восстановления единства державы.

Литература:

  1. Гумилев Л.Н. От Руси до России. М., 2003.
  2. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 2002.
  3. Стыденко Н.А. История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы: дополнительные материалы к урокам. Волгоград, 2008.