Конспект занятия по обучению грамоте "Звук [о]. Путешествие к бабушке Оле"

Разделы: Логопедия


Цели занятия:

Коррекционно-образовательная: познакомить детей со звуком [о] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
  • развивать голос и дыхание;
  • развивать фонематические процессы;
  • развивать умение выделять звук [о] в слове.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать речевое внимание детей.

Материал: бабушка (воспитатель группы), картинки (дом, озеро, облако, осень, солнце, кот, укроп, овощи и фрукты, рыбы), игрушки: ведро, удочка, кочки, озеро.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Психогимнастика.

Л: Дети, представьте, что мы оказались на необитаемом острове. Сначала удивились: О! Потом огорчились: О-о-о! Увидели корабль и радостно воскликнули: О-о-о!

Дети мимикой выражают разное эмоциональное состояние.

2. Сообщение темы занятия.

Л: Откуда мы только что вернулись? (С необитаемого острова). Прислушайтесь к слову остров. Какой первый звук вы услышали? (Звук [о]). Сегодня мы познакомимся со звуком [о], будем слушать и произносить слова со звуком [о].

3. Характеристика звука [о].

Л: Что происходит с губами, когда вы произносите звук О? (Губы вытягиваются в трубочку, округляются). Спойте звук [о]. Что-нибудь мешает воздуху убежать изо рта? (Нет). Если ничего не мешает, значит это звук гласный или согласный. (Гласный). Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным).

4. Развитие голоса и дыхания.  

«Звуковая дорожка». Пропевание звука [о] по звуковой дорожке.

5. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Игра «Поймай звук». Хлопните в ладоши, если услышите звук [о].

Л: А, О, И, П, О, У, О, К, О.

ОП, МА, КО, ОС, ЗИ, ФО, ОЛ.

6. Произношение звука [о] в словах. Определение места звука [о] в слове.

Л: Нам пришло письмо от бабушки Оли. Повторите ее имя. Какой первый звук в этом слове? (Звук [о]). Бабушка Оля прислала фотографию своего дома. Есть ли звук [о] в слове дом? Где слышится звук [о]? (В середине слова). Дом бабушки Оли стоит у озера. Где стоит дом бабушки Оли? (У озера). Какое сейчас время года? (Осень). Какой первый звук в слове осень? (Звук [о]). Бабушка Оля пригласила нас к себе в гости.

Включается музыка и дети идут к дому бабушки Оли.

7. Закрепление знаний об овощах и фруктах.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Хотела я вам приготовить угощение, но кот-проказник перемешал все фрукты и овощи. Помогите мне их разобрать. Скажите, а вы знаете, где растут овощи? (На грядке, в огороде). А где растут фрукты? (На дереве, в саду).

Дети расставляют картинки с изображением овощей и фруктов под изображениями сада и огорода.

Молодцы. Хорошо справились с заданием.

8. Физкультминутка. Выполнение движений с проговариванием чистоговорки.

Ох-ох-ох, лучше всех горох (большой и указательный пальцы ритмично соединяются).

Ха-ха-ха, это чепуха (хлопают ритмично в ладоши).

Ор-ор-ор, всех вкуснее помидор (стучат ритмично по коленям кулаками).

Овь-овь-овь, сладкая морковь (хлопают ритмично ладонями по коленям).

Ла-ла-ла, вкусная свекла (сжимают пальцы в кулаки).

Оп-оп-оп, душистый укроп (руки вверх, сжимают ритмично в кулаки).

9. Выделение звука [о] в словах.

Я знаю, что вы ищете предметы в названии которых есть звук [о]. Я вам помогу. Посмотрите на наши фрукты и овощи. В названии каких овощей и фруктов есть звук [о].

Дети по очереди подходят к доске, на которой расставлены картинки с изображением фруктов и овощей. Берут картинку, называют и складывают в корзинку.

Ребята, у нас есть небольшое озеро в котором водится рыба. Вы хотите пойти на рыбалку? Для этого мы возьмем удочку и ведро. В слове удочка есть звук [о]? А в слове — ведро? (Дети произносят слова, выделяя голосом звук [о]).

Дети идут за бабушкой по тропинке.

Осторожно, ребята, не намочите ноги. Наступайте на кочки. На что мы должны наступать, чтобы не замочить ноги? (На кочки). В слове кочки есть звук [о].

Дети встают на кочки вокруг озера.

Куда мы пришли? (К озеру). Я вижу рыбу, сейчас мы ее поймаем. Кого мы поймали? (Окуня). В слове окунь есть звук [о]. Вижу еще рыбу. Что это за рыба? (Это сом). В слове сом есть звук [о]? (Есть).

Нам пора возвращаться в детский сад. Идем по дорожке. Посмотрите вверх. Что проплывает над нами? (Облако).

До свидание, ребята! Приходите еще.

10. Итог занятия.

С каким новым звуком вы сегодня познакомились?

Какой это звук?

Каким цветом мы обозначаем его на схемах?

Назовите слова со звуком [о].