Подгрупповое логопедическое занятие "Путешествие в мир полярных животных"

Разделы: Логопедия


Цель: Обобщить и систематизировать знания о диких животных полярных районов Земли, их внешнем виде и образе жизни.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные полярных районов Земли» (Антарктида, Арктика, Тундра, Северный полюс, Южный полюс, зверь, животное, пингвин, северный олень, полярная сова, альбатрос, морж, тюлень, песец, полярный волк, белый медведь, дикий , проворный, юркий, пушной, хищный, ласты, стая, бельки, перепонки, Красная книга). Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Совершенствование навыков слогового и звукового анализа слов. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в словах и предложениях, в игровой деятельности.
  • Коррекционно-развивающие: Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикуляционной и общей моторики.
  • Воспитательные: Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, бережного отношения к природе.

Методы и приёмы:

  • Словесный: беседа, рассказ.
  • Наглядный: рассматривание картин, звуковых схем, слоговых схем.
  • Практический: упражнения.
  • Игровой: игры подвижные, артикуляционные, пальчиковые.

Оборудование: Мячи, предметные картинки, автобус, магнитофонные записи, зеркала, шарфы, заготовки пингвина для аппликации, салфетки ,клей, тарелочки, декорации, слоговые схемы слов, фишки для звукового анализа слов.

Предварительная работа: Разучивание стихов о животных, знакомство, поиск по глобусу полярными районами Земли, разучивание подвижной игры, самомассаж, составление предложений по теме.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие, путь наш будет непростой, поэтому к путешествию необходимо подготовиться.

Давайте вспомним правила красивой речи, которое мы всегда с вами соблюдаем:

Говорить всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, чётко говорим,
Потому что не спешим.

II. Самомассаж лица.

Молодцы! А теперь присядьте к столу, выполним массаж для мышц лица, лба, щёк, губ, шеи.

(Звучит магнитофонная музыка любой бодрой музыки)

Ручки растираем
(Дети потирают ладони)
И разогреваем
(хлопают в ладоши)
И лицо теплом своим
Нежно умываем.
(Разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз)
Пальчики сгребают все плохие мысли.
(граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем сверху вниз мы быстро,
(
Растирают пальцами ушные раковины по краю сверху вниз)
Их вперёд сгибаем,
(
Сгибают руками ушные раковины вперёд)
Тянем вниз за мочки.
(
Оттягивают уши вниз за мочки.)
А потом руками трогаем мы щёчки.
(Легко похлопывают щёки ладошками)
Щёчки разминаем, чтобы надувались.
(Указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)
Губки разминаем, чтобы улыбались,
(Те же пальцы разминают сначала нижнюю, потом верхнюю губу)
А потом от носа мы к губам стекаем.
(Спиралевидные движения средних пальцев рук от носа к уголкам рта по носогубным складкам)
Губки пожуём мы, шарики надуем
(Покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)
И губами вправо-влево потанцуем.
(Указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)
Тянем подбородок и его щипаем,
(Разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)
А потом по шейке ручками стекаем
(
Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большими и остальными пальцами).

III. Артикуляционная гимнастика.

А чтобы правильно произносить звуки, выполним зарядку для губ и языка.

Приоткрыл язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся.
(«Улыбка»)
А потом пошёл гулять,
По ступеничкам шагать.
(«Лесенка»)
Затем увидел маляра:
Красить потолок пора.
(«Маляр»)
Вот и банка с краской рядом,
Обновить заборчик надо.
(«Заборчик»)
Язычок наш погулял
Много нового узнал.
Он немного притомился –
К себе в домик воротился.

IV. Беседа по теме. Чтение стихотворений.

Молодцы, ребята! Звучит музыка (завывание ветра).

Вот мы с вами разогрелись, а теперь можно отправляться в путешествие в самые холодные уголки нашей планеты. Где они находятся?

(Тундра, Арктика, Антарктида).

Давайте повяжем шарфики, чтобы не замёрзнуть, и прошу сесть в этот волшебный автобус, который быстро нас туда домчит. Готовы?

Вот мы и приехали!

Ребята как вы думаете, какие дикие животные и птицы могут встретиться в этих холодных местах? Как они приспособились жить в суровом климате?

Сейчас Никита прочитает нам стихотворение об этом и немного расскажет:

Ветер, снег и лёд –
Не мечтай о тепле,
Кто же там живёт.
На холодной земле?
Морж, песец и тюлень
Любят ветреный край,
Белый мишка, олень –
Для них Север, как рай.

Почему животные полярных районов не замерзают в таком суровом климате?

(Потому что их организм защищён от морозов тёплым слоем жира, а многие из них ещё и тёплым мехом.)

Ваня:

Над снежной равниной белые птицы
Могут подолгу в небе кружиться.
Над океаном парит альбатрос,
Он рыбку морскую в клюве понёс.
Белые чайки спустились к воде –
Нужно заботиться им о еде.
От человека живут в стороне
Белые птицы в холодной стране.

Посмотрите, ребята! Чьи это следы? Медвежьи! Что вы о белом медведе можете рассказать?

(Олег К. : У белого медведя густая шерсть и толстый слой жира под кожей. Белый цвет делает этого хищника незаметным на снегу. В самые холодные и голодные месяцы медведи больше спят)

В Арктике нет ни берёз, ни осинок –
На льдине большой белый мишка дремал.
От холода шерсть бережёт его спину.
Полярною ночью он солнышка ждал.
Цвет шерсти у мишки такой, как у снега,
Чтоб не заметил никто на снегу.
Полгода над мишкою тёмное небо,
И солнечных дней очень мало в году.
Боятся медведя моржи и тюлени,
Медведь ловит рыбу в холодной воде,
На холоде зимнем ему не до лени –
Заботиться нужно о вкусной еде.

V. Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

А вот и он сам пожаловал! Медведь очень любит играть. Покажем ему, как мы играем в игру «Чей? Чья? Чьё?»

  • Ухо медведя
  • Ласты тюленя
  • Рога оленя
  • Лапы пингвина
  • Глаза совы
  • Хвост волка

VI. Игра «Раздели на слоги».

Пошли дальше! А это чьи следы? Оленя! Что вы о нём можете рассказать? Что это? (карточки со схемой слогов).

Чтобы найти дорогу дальше, нужно подобрать названия диких животных, обитающих в холодном климате, состоящие из одного слога!? Из двух слогов!?

О-лень, тю-лень, мед-ведь, пин-гвин, со-ва, морж, волк.

Молодцы! Путь свободен!

VII. Подвижная игра « Пингвинья стая».

А сейчас Саша Л. загадает вам загадку:

В Антарктиде среди льдин
Ходит важный господин.
В чёрный он одет сюртук,
Крылья машут вместо рук.
Хоть на шее белый галстук,
На ногах одеты ласты.
Вы узнали господина.
Птицу важную …(Пингвина)

Где-то здесь оставил свои следы пингвин. Давайте их отыщем!

Давайте мы сейчас превратимся пингвинов и поиграем в игру подвижную, которая называется «Пингвинья стая».

Шагает вразвалочку, крылья расставив,
По льду вся пингвинья огромная стая.
Ныряя в море между льдин,
За рыбкой плавает пингвин.
В море ловкий, словно кошка, он питается рыбёшкой.
Пингвинные папы яичко с птенцом носят сверху на лапах,
От холода спрятав под складками жира,
Там хватит тепла для его «пассажира».
Пингвина видеть захотите – его ищите в Антарктиде.
Среди снегов живёт пингвин,
Он в Антарктиде не один.

У какой ещё птицы лапки с перепонками? У альбатроса, у чайки! Найдите их на льдине! Максим подготовил стихотворение про альбатроса:

Над гладью морскою кружит альбатрос.
Он медленно реет, садясь на утёс.
Красивый размах длинных крыльев у птицы,
Её берегут Красной книги страницы.
Таких птиц на земле только двести,
И их сохранить для людей дело чести.

VIII. Составление звуковой схемы слова.

Двигаемся дальше! А чьи следы как вы думаете возле этой высокой ледяной глыбы!? (Полярной совы). Что вы о ней можете рассказать? Как вы думаете, она хищница? Почему? (У неё крепкий клюв и когти. Она белого цвета! Это ей помогает быть незамеченной. Охотится она на мелких грызунов.)

Здесь на льдине рассыпаны звуки. Вот вам сейчас нужно будет составить звуковую схему слова сова.

Молодцы!

IX. Рассказ стихов, отгадывание загадок.

Ребята, животных на полярном круге очень много. Выберите сейчас тех из них, о ком вы приготовили стихи и загадки.

Никита:

Ловкий маленький зверёк
Живёт на севере суровом.
Шерсть его блестит как шёлк.
Как цвет блестящего покрова.
И пусть охотятся за ним,
За драгоценной его шкуркой.
Он осторожен, не ленив,
Песец проворный, хитрый, юркий.

Артём:

Скажите, ребята, из вас кто не знает
Моржа, что живёт у холодной воды?
Красная книга его охраняет.
Дом его там, где господствуют льды.
Клыки иногда при движенье подмога.
Тело тяжёлое ласты несут
Когда лёд оттает хотя бы немного
Моржи из воды к берегам подплывут.

Алёша:

Головка и хвост, вместо лап – плавники,
Ленив он на льду и проворен в водице,
Детишек его называют «Бельки»
Скажите, что за зверь возле льдины резвится?

X. Аппликация « Пингвин на льду».

Путешествие наше подходит к концу. Я предлагаю вам сесть за стол и выполнить на память открытку, на которой изображён пингвин на льдине.

XI. Итог.

О чем будет напоминать вам эта открытка? О каких моментах нашего путешествия?