Урок истории по теме "Дружба". 5-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Ожидаемые результаты.

  • Знания
    • формировать у обучаемых целостное представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности;
    • знать основные черты и главные правила дружбы;
    • знать понятия: дружба, бескорыстность, избирательность дружбы, взаимная симпатия, взаимное доверие, общность интересов.
  • Умения и навыки
    • способствовать развитию Универсальных Учебных  Действий у обучаемых;
    • работать с иллюстрациями, текстами стихов, песен;
    • работать в группе;
    • выступать публично;
    • уметь объяснять значение термина «Дружба»;
    • уметь аргументировать свой ответ, объяснять свои суждения;
    • способствовать развитию коммуникативных компетенций у обучаемых;
    • способствовать развитию мышления и грамотной речи обучаемых.
  • Отношения, ценности, внутренние установки:
    • учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других;
    • способствовать воспитанию у учащихся дружеских взаимоотношений, доброжелательности, уважения друг к другу;
    • учить понимать значение дружбы в жизни человека.

Оборудование:

1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
4.Экран.
5. Колонки.
6. Музыкальное компьютерное сопровождение (песни).
8. Авторская мультимедийная презентация учителей.

Ресурсы:

  • плакат «Правила работы в группе»;
  • электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» 4-5 кл. – М. Просвещение, 2010 г.;
  • http://hiblogger.net/img/articles_img/c/a/f/5528e188f40bfc8330331f9fc5ba7952-71aj9.jpg
  • http://lunix.ucoz.ru/_nw/3/80137.jpg
  • запись песни «Вот что значит настоящий, верный друг». Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского;
  • запись песни «Когда мои друзья со мной». Музыка В. Шаинского, слова М. Танича.

Использованная литература:

1. А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. – М. Просвещение, 2010 г.
2. А.Я.Данилюк. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы. – М. Просвещение, 2011 г.
3. Д.Н. Жадаев, Р.А. Брехач. Обществознание.  Компетентностно-риентированные задания. – Ростов-на Дону, Легион, 2011 г.
4. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 кл. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2010 г.
5. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий.  Под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой.
Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б. Воронцовой. Часть 1. – М. Просвещение, 2011 г.
6. Словарь русского языка С.И. Ожегова (6 штук).

Ключевые слова (черты дружбы) :

  • Дружба
  • Бескорыстность
  • Избирательность
  • Общие интересы
  • Симпатия взаимная

Опережающее задание:

– вместе с родителями найти и выписать поговорки о дружбе.
– на уроках музыки выучить песни «Когда мои друзья со мной», «Вот что значит настоящий, верный друг».

План занятия

I. Оргмомент

1. Мотивация. Эмоциональный настрой

Учитель приветствует учащихся. Приём «Эмоциональный настрой».Слайд № 4.
Звучит первый куплет песни «Когда мои друзья со мной», дети поют. Через мультимедийный проектор проецируются фотографии «Дружба», «Герои любимых мультиков».

Вопрос: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Какая тема нашего урока?

2. Объявление темы, учебных результатов и хода занятия

Учитель предлагает сформулировать тему урока. Объявляется тема урока. Формулируются задачи урока, а также компетенции и УУД, которыми к концу занятия должны овладеть обучаемые. Класс (25 человек) разделён на пять групп.

II. Изучение нового материала

1. Обсуждение понятия дружба, создание ассоциативного ряда к слову дружба.

– Как вы понимаете, что такое дружба?
– Какими качествами должен обладать друг?
– Что объединяет друзей?
– А теперь давайте сверим ваши ответы с общепринятым научным объяснением этого термина.

2. Работа в группах.

Для выполнения задания организуется работа в группах, т.е. учитель осуществляет деятельностный подход в обучении учащихся. Каждая группа получает задание найти объяснение понятию «дружба». Для его выполнения необходима  работа с дополнительными ресурсами: Словарём русского языка С.И. Ожегова.

– Мы сейчас обсудили понятия дружба, взаимное доверие,  привязанность (симпатия), общность интересов.         

3. Работа со стихотворением Агнии Барто «Друг напомнил мне вчера»

– Какими словами вы закончили бы это стихотворение?
– Какие чувства вызвали у вас поступки такого друга?
– Хотели бы вы иметь такого друга?
– Какое качество осуждается в стихотворении  Агнии Барто  «Друг напомнил мне вчера»?
– Назовите антоним слова корысть. Это понятие – БЕСКОРЫСТНОСТЬ.

4. Работа в группах

Для выполнения задания организуется работа в группах. Каждая группа получает задание найти объяснение понятию «бескорыстность». Для его выполнения необходима  работа с дополнительными ресурсами: Словарём русского языка С.И. Ожегова.

5. Работа со звуковым слайдом

Электронное приложение к учебному пособию модуля «Основы светской этики». Сергей Погореловский «Друзья».

– Какие качества проявили друзья в момент ссоры?
– Как вы думаете, правильно они поступили?
– Постарайтесь придумать новое название рассказу.

6. Работа с пословицами в группах

Каждой группе предстоит закончить и объяснить пословицы, а затем аргументировать свою точку зрения. Особое внимание уделяется понятию «избирательность». Каждая группа получает задание найти объяснение понятию «избирательность».  Для его выполнения необходима  работа со Словарём русского языка С.И. Ожегова.

7. Работа в группах

Cоставить и записать в тетради предложения с понятиями:

– дружба
– бескорыстность
– избирательность
– общие интересы
– симпатия

8. Систематизация материала (слайды №18-19)

– Назовите основные черты дружбы.
– Назовите  главные правила дружбы.

9. Контроль по заданиям к электронному приложению к учебному пособию модуля «Основы светской этики». Тестовые задания № 1-4.

III. Подведение итогов

1. Обобщение материала.Слайды № 21-24.

Звучит первый куплет песни «Вот что значит настоящий, верный друг», дети поют.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Может ли человек прожить без друзей?
– Зачем нужны друзья?
– Какие качества необходимы для настоящей дружбы?
– Можно ли сказать, что дружба одна из важнейших нравственных ценностей? Почему вы так считаете?

2. Закрепление материала позаданиям № 1-4 из электронного приложения к учебному пособию модуля «Основы светской этики».

3. Домашнее задание.Слайд № 26.

Разъясняется и записывается домашнее задание.

– Расспроси родителей об их друзьях. Какие качества они особенно ценят в дружбе? Это поможет тебе подготовить рассказ на тему «МОЙ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ»