Внеклассное занятие по технологии на тему "Филейное вязание крючком". 7-й класс

Разделы: Технология, Внеклассная работа

Класс: 7


Цели:

  • Дать понятия о разновидности изделий;
  • Познакомить учащихся с историей создания сувенира и технологией вязания сувенира «Бабочка» других изделий на выбор;
  • Научить учащихся пользоваться литературой при выполнении изделий;
  • Развивать практические навыки учащихся при выполнении изделий;
  • Развивать художественный вкус при оформлении изделий;
  • Прививать любовь к народному творчеству;
  • Развивать активность и самостоятельность.

Оборудование:

  • Крючки (№ 1,5; 1,6; 1,75);
  • Пряжа «Ирис», «Лилия», «Снежинка».

Наглядные пособия:

  • Альбом с образцами готовых изделий;
  • Журналы «Валя-Валентина», «Диана креатив», «Филейное вязание»;
  • Карточки-схемы;
  • Образцы готовых изделий;
  • Плакат по технике безопасности.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный.

Технологии: здоровьесберегающие.

Ход занятия

I. Организационно-подготовительная часть.

Подготовка к началу работы:

А) рабочее место;

Б) инструменты и материалы;

В) рабочие тетради;

Г) инструкционные карты

II. Повторение (фронтальный опрос). Актуализация опорных знаний.

Вопросы:

– Какие условные обозначения применяются в схемах филейного вязания?

Ответы учащихся: Для выполнения схем филейного вязания (кружева) можно использовать готовые схемы вышивки крестом или плетеного филейного кружева.

– Назовите назначение, особенности и основные элементы филейного кружева.

Ответ: Филейные кружева, связанные крючком, по внешнему виду похожи на плетённые филейные кружева. Их используют для отделки и вязания одежды, салфеток, покрывал, скатертей, панно.

Ответ: Кружева вяжут в двух направлениях рядами, состоящими из чередования пустых и заполненных клеток (один столбик с накидом и две воздушные петли – пустые клетки, а заполненные клетки – это три столбика с накидом). Все ячейки должны быть одинаковой квадратной формы. Если столбики с накидом получаются неодинаковой высоты, в каждом столбике дополнительно вывязывают «петлю с ножкой», делают один накид, крючок вводят в петлю начальной цепочки, протягивают через неё нить, провязывают эту петлю отдельно и затем в два приёма провязывают две петли на крючке.

– Какие приёмы увеличения и уменьшения ячеек в ряду вы знаете?

Ответ: При добавлении одной ячейки в начале ряда вяжут восемь воздушных петель и вывязывают столбик из крайнего столбика предыдущего ряда. Если в начале ряда необходимо добавить нескольких ячеек, то для каждой ячейки провязывают три воздушные петли и восемь воздушных петель для крайней ячейки и провязывают две воздушные петли, столбик с накидом из крайнего столбика предыдущего ряда, из которого уже был провязан последующий столбик с одним накидом. (Приложение 1).

При необходимости удлинения ряда на несколько ячеек для каждой ячейки провязывают две воздушные петли и один столбик с тремя накидами.

Как составить схему для филейного кружева?

Ответ: Схемы составляют на бумаге в клетку. При этом полные клетки заштриховывают или ставят в них кружочек, а пустые будут обозначать сетку.

III. Постановка темы. Целеполагание.

Рекреации нашей школы оформлены творческими работами наших учениц в технике филейного вязания крючком. Демонстрация образцов готовых изделий в технике филейного вязания. (Приложение 2; Приложение 3). Заостряю внимание, что в дальнейшей работе мы будем применять технику филейного вязания.

IV. Теоретическая часть.

Объяснение нового материала с одновременной демонстрацией наглядности и практическим показом.

На доске словарные слова:

Сувенир, декоративные изделия, панно, личный и индивидуальный сувенир, общезначимый сувенир.

Беседа об истории создания сувенира.

Демонстрация различных сувениров и репродукций.

– Как вы представляете себе значение слова «Сувенир»?

Ответ: Сувенир – это вещь, связанная с воспоминаниями о каких либо событиях или о каком-то человеке. Учащиеся называют наиболее распространённые виды сувениров (значки, игрушки, матрёшки).

Сувенирами могут быть различные изделия, имеющие как декоративное, так и декоративно-утилитарное значение.

Какие изделия выполняют декоративно-утилитарную функцию?

Ответ: Игрушки с карманом для хранения щеток, расчёсок, газет, бытовых мелочей, игрушки-сумки, напольные игрушки, игрушки-подушки карандашницы находят применение в быту.

Декоративные изделия, служащие украшением, – это различные панно (настенные, для украшения интерьера комнаты, помещений, рекреаций школы), глиняные, деревянные, расписные и резные игрушки (к ним можно отнести и самодельные игрушки из ткани).

Французское слово «Сувенир», означающее «Подарок на память», пришло в русский язык в петровские времена. Раньше сувениром считали любой подарок, который напоминал о человеке, сделавшем его. История сувенира своими корнями уходит в глубокую древность, она связана с магическими обрядами. Человек приписывал силам природы сверхъестественный характер, поэтому старался задобрить их. Отсюда почитание идолов, вера в волшебную силу талисманов и амулетов. Созданные руками человека фигурки из глины, дерева, камня играли большую роль в обрядах. Со временем изображения утрачивают смысл, в результате чего идол переходит в разряд игрушки, а талисман в разряд украшений. Эти изображения, сохранившие местные, художественные традиции, стали дарить как сувениры.

Считается, что в производстве сувениров преимущественное право принадлежит, прежде всего, изделиям народных промыслов. Такие изделия, как знаменитые, на весь мир красочные матрёшки, дымковские игрушки, лаковая миниатюра Палеха, расписные шали, кружева, золотая хохлома, стали своего рода эталонами сувениров.

А теперь давайте познакомимся с такими понятиями, как личный и общезначимый сувенир.

Ответ (сообщение): Личным, индивидуальным сувениром может быть любой предмет природного происхождения или сделанный человеком, напоминающий о каком-либо событии, месте, человеке. Такой предмет может быть подарен, куплен или найден где-то и взят на память о чем-то личном. Например, им может быть рисунок, платок, автограф, фотография, интересный камень.

Общезначимый сувенир связан с важными событиями, датами в истории страны, то есть с какой-либо значительной темой, событием. Это различные значки, памятные медали, изделия народных мастеров и художественных промыслов, работающих в традициях своего края, местности.

Создать новый сувенир не просто. Художник, работающий над сувениром, должен учитывать, что сувенир это изделие, несущее в своем художественном решении определенную информацию. Что же это за информация? О чем может рассказать сувенир?

Отечественные художественные изделия и сувениры языком искусства рассказывают о жизни нашей страны и его народа. Они всюду находят своих почитателей – в Токио, Монреале, Париже и Лондоне.

Таким образом, сувенир даёт представление о стране, её истории, художественной культуре народа, его традициях и эстетических идеалах.

Сувениры приобретают чаще всего во время туристических поездок, путешествий, во время посещений выставок, музеев. Поэтому при разработке эскизов сувениров следует думать не только об их высоком художественном уровне, качестве исполнения и отделки, но и о размерах. Не следует увлекаться большими размерами: сувенир должен быть лёгким, малогабаритным, портативным.

Используя раздаточный материал, заостряю внимание на соответствие выбранной модели с отделкой и по назначению.

V. Практическая работа. Вводный инструктаж по выполнению.

Просмотр литературы (наглядные пособия).

Индивидуальный выбор изделий для выполнения.

Повторение техники безопасности работы при вязании крючком. (Приложение 4)

Выполнение творческого проекта. Например, «Изготовление сувенира бабочка». Обобщение учащихся в выборе изделия:

– Для выполнения творческого проекта я выбрала изделие «Бабочка» в технике филейного вязания. Эта бабочка – воспоминание о лете, символ тепла, благополучия. Выполненный своими руками, он будет сохранять в себе чистую энергию любви и добра, станет замечательным подарком родным и близким.

Использование счётной схемы (Приложение 5; Приложение 6)

Во время работы учащиеся отслеживают выполнение начальных рядов вязания, на натяжение нити при вязании, точности выполнения, аккуратности.

Учащиеся успевают связать несколько рядов.

VI. Итог занятия.

VII. Домашнее задание.

Продолжить вязание по схеме. Подготовить изделие к влажно-тепловой обработке.

Приложения.