Путешествие по Южной Америке. 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Задачи:

  • Систематизировать и обобщать знания учащихся по данному  материку,  развивать познавательный интерес, творческие способности учащихся, расширять их кругозор:
  • Совершенствовать навыки работы с различными источниками информации, умение анализировать и доказывать свою точку зрения.
  • Развивать внимание, память, быстроту и логику мышления.

Оборудование:  Настенная карта – физическая карта полушарий, портреты путешественников, фото животных атласы, карточки с заданиями

Фора урока:  КВН.

Учащиеся до начала урока поделены на 3 команды.
На столах таблички с названиями команд.

ХОД УРОКА

Учитель.  Здравствуйте, садитесь.
На прошлом занятии мы закончили изучение  материка Южная Америка. Сегодня нам предстоит  используя свои знания и умения совершить путешествие по данному материку

Благодаря путешественникам и исследователям, которые открыли и изучили данный материк, можно осуществить нашу мечту.

Ведь  каждая точка на карте – это долгие месяцы и годы исследований.
А знаете ли вы этих  людей?

Для выяснения данного вопроса, предлагаю, выполнить задание №1, в котором следует установить соответствие – путешественник и результаты его исследования.

Вам будут показаны портреты путешественников, конкистадоров (они тоже внесли свою лепту в исследование материка), ваша задача – вспомнить этого человека и записать его в таблицу, в соответствии с его открытиями.

Установить соответствие между путешественниками и результатами их исследований.  

Карточка №1___________________________фамилия учащегося:

Исследователь № слайда

Район исследования

Ответ
Фернандо Магеллан (1470-1521) 1 1 Пересек Панамский перешеек, открыл часть Тихоокеанского побережья, участвовал в завоевании Панамы и Перу  
Америго Веспуччи (1469-1524) 2 2 Совершил 1-е плавание по р. Амазонке, 1-й  европеец, пересекший  Южную Америку в самой широкой части материка  
Франциско Писсаро (1450-1500) 3 3 Открыл Атлантическое побережье Южной Америки, о. Огненная Земля, пр. между Тихим и Атлантическим океаном  
Франциско Орельяна (1511-1546) 4 4 Описал лежащие к югу от экватора земли и назвал их Новым Светом  
Александр Гумбольдт (1769-1859) 5 5 Участник кругосветной экспедиции И.Ф.Крузенштерна, возглавил российскую экспедицию во внутренние районы Бразилии  
Георгий Лангсдорф (1774-1852) 6 6 Исследовал природу Центральной и Южной Америки, обосновал идею вертикальной зональности  
Чарльз Дарвин (1809-1892) 7 7 Установил древние очаги формирования культурных растений на территории Средиземноморья, Северной и Южной Америки. Собрал крупнейшую в мире коллекцию семян культурных растений  
Николай  Вавилов (1887-1943) 8 8 Нахо­дясь в Южной Америке,  сравнил останки вымерших ленивцев и броненосцев с ныне живущими видами и установил  их родство.  

(Взаимопроверка). Ключи ответов и критерий оценок на слайде.

Ответы:

1–  3
2 – 4
3 – 1
4 – 2
5 – 6
6 – 5
7 – 8
8 – 7

Критерий оценок:

«5» – 1  ошибка
«4» – 2-3 ошибки
«3» – 4 ошибки

Учитель. Встали, кто выполнил задание на «5», «4», на «3». Без знания карты, трудно представить свое путешествие. А  как знаете  вы карту? (Решайте, кто пойдет отвечать).

(Представители команды записывают рекорды Южной Америки).

Самый …материк  (влажный)
Самый высокий … (вдп. Анхель)
Самая большая …  (Амазонская низменность)
Самая полноводная … (река Амазонка)
Самая большая. хищная. птица( кондор)
Самая полноводная …( река Амазонка)
Самая длинная … (горная цепь Анды)
Самая длинная … (змея Анаконда)
Самая засушливая (пустыня в мире Атакама)
Самая высокогорная столица (Ла-Пас, Перу)
Самое высокогорное ... (озеро Титикака)

Задание №2

Капитаны представляют свою команду название, девиз.

Определить  тип климата по  климатограммы. (Раздаются климатограммы). Каким  природным зонам он соответствует? (Ответы ребят)
Думаю с такой подготовкой можно собираться в путь.

Задание №3

Собрать вещи  в соответствии вашей  климатической зоной.

1 команда (пустыня)
2 команда (влажные экв. леса)
3 команда (о. Огненная Земля)

Физминутка – способом пантомимы показать, как вы несете свой багаж
Вы на корабле в открытом море и вдруг...Вас атаковали пираты! Их пушки наведены на Ваш корабль.
Соберите быстро лото  из фотографий животных, назвать их и  природную зону, где они обитают, тогда  Вы отобьете нападение.  (Резаны для лото фотографии животных – ягуара, капуцина, ламы)
Атака отбита. Корабль причалил.

На берегу вы нашли бутылку с запиской

Задание №4

В размокшей записке вы обнаружили клочок карты. С трудом вы смогли разобрать несколько слов: «СОКРО (в)... ИЩА В ТОЧ (ке)… ЭТО  САМОЕ ВЫСОКОЕ…ОЕ ИЗ ВЫБР…МЕС.» Попробуйте определить, о какой точке идёт речь. Вам придётся убедить других членов команды в правильности решения
(Используйте атласы)
– Аконкагуа – 6962 м
Путешествие продолжается. о каких природных зонах идет речь?

Задание №5

О каких природных зонах идет речь?
А теперь, друзья, все вместе в лес войдем, там интересно.
Лес как дом многоэтажный, каждый ярус очень важный.
Сверху – ветер, солнце, дождь, снизу – сыро, не пройдешь.
Великаны все вокруг друг за другом встали в круг.
Пенье птиц, мартышек крик, ревуна гортанный рык …

О какой природной зоне и климатическом поясе идет речь? (Влажный экваториальный лес, Сельва, э/п)

Черноземный тут ландшафт с изобильем диких трав.
Злаки здесь царят везде, лучше пастбищ нет нигде.
На полях растят зерно. (Пампа) – житница давно.

Тут природа монотонна и зависит от сезона.
Вот период жарких дней перешел в сезон дождей
То ковер из трав душистых, пальм раскидистых, пушистых,
То в невыносимый зной сохнет, гибнет травостой
(Саванна–кампос – льянос)

Задание №6

Вам было дано опережающее задание – подготовить презентацию о  любом государстве Южной Америки.
Давайте  послушаем  сообщения.

Заслушивание презентаций.

Пора возвращаться домой. Но память о путешествии останется надолго, ведь это родина многих растений. Путешествие закончено, но о данном материке нам будут напоминать растения, родиной которых является Америка.

Учитель. Отгадать растения родиной, которых является этот материк.

Отгадаем загадки.

Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картошку)

Как на нашей грядке выросли загадки:
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют. (Помидоры)

В огороде – жёлтый мяч,
Только не бежит он вскачь, 
Он как полная луна, вкусные в нём семена. (Тыква)

Далеко на юге где-то
Он растет зимой и летом,
Удивит собою нас
Толстокожий ... (ананас)

На улице метель, буран.
Завёл нас папа в ресторан,
Чтоб мы случайно не простыли. 
Да, заодно, перекусили.
Он взял себе грибы в сметане. 
И предложил сестрёнке Тане.
Но эта пища не для нас –   
Съедим мы лучше … (ананас)  

Это что за чудеса?  
На траве лежит звезда!
Может, это дивный сон? 
Нет, ведь это… (патиссон)

В огороде хоть росла,
Знает ноты "соль" и "фа". (Фасоль)

В этих жёлтых пирамидках
Сотни зёрен аппетитных. (Кукуруза)

Красный, детки, но не мак, в огороде – не бурак.
Сочный лакомый синьор. Угадали?   (Помидор)

У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек. (Подсолнух)

Подведение итогов.

Домашнее задание: составить кроссворд по пройденной теме.

Литература:

1. А.И.Алексеев, В.В. Николина, В.А Щенев. География страны и континенты. М.: Просвещение, 2009.
2. О.В.Чичерина, Ю.А.Моргунова. – География в таблицах и диаграммах. – М. АСТ. Астрель. Хранитель, 2007 (Школьная программа).
3. В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград, издательство «Учитель». 2001, с. 31.
4. Н.Н.Кондратюк. Дидактические материалы по географии. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003.