Борьба Руси с западными завоевателями

Разделы: История и обществознание


Цель урока: раскрыть тему борьбы северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; оценить деятельность и  полководческий талант Александра Невского.

Задачи урока:

  • Обучающие: изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, персонификация Александра Невского.
  • Развивающие: развивать умение приводить оценки значения Ледового побоища, деятельности Александра Невского; соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков
  • Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, сопричастности и ответственности за судьбу своей страны

Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ (мультимедиа-презентации в программе Power Point,  видеофильма)

Оборудование:

  • ПК с акустическими колонками;
  • мультимедиапроектор.

Основные и дополнительные источники: CD-ROM «Энциклопедия «История России. 862-1917», ресурсы сети Интернет.

ХОД УРОКА

1.  Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Игра «Крестики-Нолики»

Учащимся предлагается  9 вопросов по ранее изученному материалу.
Раздать учащимся начерченную схему – лист ответа (Приложение 1) Если ученики дают утвердительный ответ на вопрос, то они ставят в нужной клетке крестик, если ответ отрицательный – ставят нолик. Подобную схему с правильными ответами учитель размещает на слайде презентации и в конце игры использует для проверки правильности выполнения задания учащимися.

Вопросы для игры:

  1. В начале XIII века на курултае Темучин был провозглашен правителем монгольского государства и принял имя Чингизхана – Великого хана? (Да)
  2. Он поставил перед монголами задачу завоевать весь мир? (Да)
  3. 31 мая 1223 года на берегу реки Калки русские рати дрались решительно и храбро и одержали победу над монголо-татарами? (Нет)
  4. Войско Батыя в 1237 году вторглось в Рязанскую землю и через шесть дней, Рязань была взята? (Да)
  5. Москва и Коломна не были захвачены отрядами Батыя? (Нет)
  6. Жители Торжка подожгли склады с зерном, монголы так и не смогли пополнить хлебные запасы? (Да)
  7. Чингизхан назвал Козельск "злым городом”? (Нет)
  8. Монгольская армия совершила поход на Новгород и взяла его? (Нет)
  9. Ожесточенная борьба русского народа ослабила силы захватчиков, и они не смогли выполнить задачу покорения всей Европы? (Да)

Проверка выполненного задания.

– Как вы думаете, почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель?

3. Изучение новой темы.  Демонстрация Презентации, слайд 2

Нашествие Батыя не затронуло северо-западные районы Руси – Новгородскую и Псковскую земли. Но и здесь сложилась крайне опасная обстановка.
В Прибалтике обосновались немецкие рыцари – крестоносцы члены духовно-рыцарских орденов. Демонстрация слайда 3
– Кто такие крестоносцы, и каковы их цели?
– Что такое рыцарский орден?

Выступление ученика с сообщением по теме: «Крестоносцы. Рыцарские ордена».

Предполагалось, что шведы и немецкие рыцарские ордена объединенными усилиями совершат крестовый поход на Русь. Но одновременного выступления не получилось. Первыми начали военные действия против Руси шведы (карта в учебнике стр.101) Демонстрация слайда 4
В июле 1240 г. шведские суда вошли в устье Невы. Возглавил шведов ярл Биргер. Всем участникам похода он обещал большую добычу. По Неве Биргер хотел плыть в Ладожское озеро и отсюда уже  идти к Новгороду. Новгород был предоставлен самому себе. Разгромленная татарами Русь не могла оказать ему никакой поддержки. Уверенный в своей победе предводитель шведов послал сказать новгородскому князю Александру: "Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю". Шведы готовились к походу основательно – 2 года. А у Александра Ярославича была небольшая дружина, новгородские ополченцы и отряды из Ладоги. «Нас не много, а враг силен, но Бог не в силе, а в правде» – сказал Александр (было ему тогда 19 лет).
Шведы высадились на левом берегу в том месте, где Ижора впадает в Неву. Александр напал стремительно и неожиданно. Сражение началось около 6 часов утра 15 июля 1240 г. Конная княжеская дружина громила центр лагеря шведов, ополченцы отрезали отход к кораблям. Мужественно сражались русские воины во главе с Александром (стр.113-114 читать отрывок из «Документа» и выделить имена героев битвы).

Демонстрация слайдов  с  5 по 8.

В итоге битвы на Неве шведы были разгромлены, оставшиеся в живых бежали на кораблях прочь. Русские потери были совсем не велики. Александр возвращался в Новгород с великой победой. С той поры князь навеки получил прозвище Невский.

Закрепление пройденного материала. Демонстрация слайда 9

1. Какое событие произошло 15 июля 1240 года? (Ответ записать в тетрадь, в контурной карте стр.4 отметить место сражения)
2. Как можно охарактеризовать действия Александра во время битвы?

Разгром шведов не остановил немецких крестоносцев. Александр принял решение бой дать на льду Чудского озера.

– Объясните почему? (На карта в учебнике найти Чудское озеро. Текст в учебнике стр.111 прочитать самостоятельно и ответить на вопрос).

Демонстрация видеофильма «Ледовое  побоище».

Закрепление пройденного материала (К.Симонов «Ледовое побоище»).

В субботу, пятого апреля,
Сырой рассветной порой
Передовые рассмотрели
Идущих немцев темный строй.
На шапках перья птиц веселых,
На шлемах конские хвосты.
Над ними на древках тяжелых
Качались черные кресты.

5 апреля кого года описывается в поэме? (записать в тетрадь дату) Кто шел с войной на Русь?

Князь поскакал к прибрежным скалам,
На них вскарабкавшись с трудом,
Высокий выступ отыскал он,
Откуда видно все кругом.
И оглянулся. Где-то сзади,
Среди деревьев и камней,
Его полки стоят в засаде,
Держа на привязи коней.
А впереди, по звонким льдинам
Гремя тяжелой чешуей,
Ливонцы едут грозным клином –
Свиной железной головой.

– Где проходила эта битва?

Под ними лошади тонули,
Под ними дыбом лед вставал,
Их стремена на дно тянули,
Им панцирь выплыть не давал.
И князь, едва остыв от свалки,
Из-под руки уже следил,
Как беглецов остаток жалкий
К ливонским землям уходил

– Каков итог сражения?

Вывод по теме урока:

– Почему русские войска смогли одержать победу над шведами и немецкими рыцарями?
– В чем состоит историческое значение этой победы?

4. Домашнее задание: параграф №13, вопросы №1-5,