Знакомство с действием сложения чисел. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Дидактическая цель: создать условия для формирования умения отличать отрезок натурального ряда чисел от натурального ряда чисел, сравнивать множества, записывать результаты с помощью математических знаков.

Задачи:

  • Образовательные:
    • учить выполнять операцию объединения множеств;
    • формировать навык  отличать отрезок натурального ряда чисел от натурального ряда чисел;
    • учить решать простейшие задачи на сложение (объединение) двух множеств;
  • Развивающие:
    • развивать умение анализировать, сравнивать и делать осознанный выбор;
    • развивать наблюдательность, внимание, грамотную математическую речь, геометрические представления;
    • развивать познавательную активность, потребность в знаниях, формировать мотивацию к дальнейшему изучению математики.
  • Воспитательные:
    • воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения;
    • воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать;
    • воспитывать целеустремлённость.

Тип урока: конструирование способа действий.

Планируемый результат обучения:

  • Развитие универсальных учебных  действий. (УУД).
  • Осознанное применение обучающимися действия сложения сложения.

Познавательные УУД:

  • умение строить  речевое высказывание в  устной  и      письменной  формах;
  • использование  знаково-символических  средств;
  • умение  делать выводы в результате анализа и синтеза  мыслительных операций;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка  процесса и результатов деятельности.
  • анализ объектов с целью выделения признаков  (существенных,   и несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, самостоятельное достраивание, построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
  • прогнозирование – предвосхищение результата;
  • развитие самостоятельной  поисковой деятельности и  творческих возможностей;
  • осуществление пошагового продвижения от наблюдений  к  обобщению;
  • умение анализировать и исправлять ошибки;
  • осуществление контроля по результату.

 Коммуникативные УУД;

  • сотрудничество с учителем и сверстниками – определение  способов взаимодействия;
  • формирование собственного мнения;
  • использование речи для регуляции своего действия;
  • умение аргументировать свою позицию, свой ответ;
  • владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные УУД:

  • способность к самооценке;
  • наличие учебно-познавательной мотивации;
  • ориентация на бережное отношение к окружающему миру;

Используемые технологии: игровая, ИКТ, здоровьесберегающая,  технология проблемного обучения, технология деятельностного метода.

Методы обучения: репродуктивный метод,  частично-поисковый метод.

Место данного урока в системе уроков по избранной теме. Второй урок по теме «Сложение и вычитание».

Формы организации познавательной деятельности: совместная учебная деятельность.

Способы деятельности учащихся: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

Средства обучения: проблемный диалог, наглядность для решения обучающих задач, практическая деятельность.

Оборудование: мультимедийный комплекс, индивидуальные счетные наборы «Кораблик», учебник математики И.И. Аргинской «Математика», счётные палочки.

Технологическая карта изучения темы «Знакомство с  действием сложения чисел»

Технология проведения Деятельность ученика Деятельность учителя Обучающие и развивающие задания каждого этапа Планируемые результаты
1. Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

1. Проговаривание стихотворения:

– Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали:
Хорошо ли мы умеем
И писать и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного

Хором:

– Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

Я рада видеть каждого из вас!
И пусть зима морозом в окна дышит.
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит! 
  Сотрудничество с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия (Коммуникативные УУД)
2. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
– создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
– установить тематические рамки;
– уточнить тип урока;
– наметить шаги учебной деятельности.

 

 

 

– У нас сегодня будет необычный урок.
Мы отправимся в экспедицию  на  остров. Путешествие будет проходить на двухместных яхтах.
Всем участникам экспедиции необходимо занять яхты. Но прежде каждому участнику нужно найти свою пару.
Презентация. Слайд 1. Умение использовать  знаково-символические  средства (Познавательные УУД)

Развитие самостоятельной  поисковой деятельности и  творческих возможностей. (Регулятивные УУД) 

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя компьютер, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Коммуникативные УУД).

Разделиться на пары.   Слайд 2.Игра «Найди пару»
У мальчиков в руках карточка с числом, у девочек – карточка с рисунком.
По сигналу рынды командам занять свои места.
– Команды занимают яхты согласно своим номерам. – Командам занять яхты согласно  номерам!  
Ученик находит значение  слова экспедиция в большой энциклопедии. (Работа с компьютером). Энциклопедия – слово многозначное т.к. имеет 4 значения. Нас интересует 3 значение. Экспедиция – поездка группы лиц, отряда с каким-нибудь специальным заданием (исследовательским). – Новое слово экспедиция. А что оно обозначает, давайте найдём в толковом словаре большой энциклопедии Кирилла и Мефодия   лексическое значение этого слова.

– Начальником  экспедиции буду я.
– Задание для экспедиции исследовать остров под кодовым названием «Математикус»,  получить новые знания
– Вас заинтересовало задание, которое нам необходимо выполнить,  тогда в путь!
Но прежде узнаем лексическое значение нового слова.

Слайд №3.

– Найдите в толковом словаре большой энциклопедии Кирилла и Мефодия   лексическое значение этого слова.

Слайд №4

3. Актуализация знаний

Цели:
– организовать актуализации умений распознавать натуральный ряд чисел;
– знать признаки натурального ряда чисел;
–знаний конкретного смысла понятия множество;
– организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Ответы показывают цифрами.   Итак: первое задание экипажам: узнать какая рыба водится в водах этого моря. Наловите рыбы. Слайд 5. Игра «Наловите рыбы».
 Оформлять свои мысли в устной и письменной 
форме (Коммуникативные УУД)

Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться
(Коммуникативные УУД).

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)

Один ученик работает у доски. Прошу следовать моим указаниям. Ответы показываем веером цифр. – С какого числа начинается натуральный ряд? (1)
– Какое число следует при счете за 1? (2)
– Какое число стоит между числами 2 и 4? (3)
– Какое число стоит перед числом 5? (4)
– Какое число больше 4 на 1? (5)
– Какое число меньше 8 на 2? (6)
– Назовите число, которое при счёте мы называем перед числом  8? (7)
Вывод. Определение натурального ряда чисел.
(Это натуральный ряд чисел. Первое свойство натурального ряда чисел - каждое последующее число больше предыдущего на один, второе свойство – натуральный ряд чисел начинается с 1, натуральный ряд чисел бесконечен.)
На классной доске в ряд числа: 1 2 3 4 5 6 7 (Слайд 6)
– Сколько потребовалось цифр для записи каждого числа?
Можно ли данную запись назвать натуральным рядом чисел?
– У меня на доске правильная запись? (Нет)
– Почему? (Надо поставить …)
– Что означают …?
– Назовите признаки натурального ряда чисел (Начинается с 1, каждое число больше предыдущего на 1).
– На какую геометрическую фигуру похож натуральный ряд чисел? (На луч)
– Почему? (Есть начало, нет конца)
– Что такое луч? (Отрезок, у которого есть начало, но нет конца)
– Ребята, какую рыбу вы наловили?
 
4. Динамическая пауза Под музыку выполняют физминутку   Слайд 7

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою! (взмахи руками)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (движение руками, выполняемые при плавании) 

 
5. Изучение нового материала

Цели:

– создать условия для получения детьми  самостоятельного вывода о конкретном смысле действия сложения;
– организовать постановку цели урока;
– организовать составление совместного плана действий;

  – Итак, мы благополучно добрались до  острова.  Давайте бросим якорь. Ребята, посмотрите, какая красота! Слайд 8 Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД) 

Умение  делать выводы в результате анализа и синтеза  мыслительных операций
(ПознавательныеУУД)

Развитие самостоятельной  поисковой деятельности и  творческих возможностей
(Регулятивные)

Умение аргументировать свою позицию, свой ответ. (Коммуникативные УУД)

 

Дети срывают цветы в букет. Один красные цветы срывает, другой – жёлтые.

 

Упаковывают букет в коробку.

– Давайте привезём с острова Математикус  немного чудесных  цветов в школу. Что для этого сделаем?
– Что у вас в руках? (Букет).
– Чтобы цветы  не помять в дороге, положите их в коробочку.
– Сколько красных тюльпанов положили в букете?
– Сколько жёлтых тюльпанов в букете?
– Сколько цветов в букете?
– Какое действие вы сейчас выполняли? (Сложение)
Слайд 9

На воображаемом острове растут цветы, тюльпаны двух цветов.
Соберите цветы в букет.

 

– Когда что-нибудь объединяют, соединяют, нужно совершить действие сложения

Высказывают свои версии.

Слайд 11

– С помощью какого действия можно ответить на вопрос, сколько цветов в букете?
– Какой знак мы будем использовать для записи нашего действия? В математике есть такой знак, которым мы соединяем числа – это (пишу на доске) «+».
Этот знак  ещё в средние века  придумал учёный немецкой математической школы. Этим знаком пользуются до сих пор.
 
– Запись на доске:

4 + 5 = 9

5 + 4 = 9

– Запишите,   какие числа нужно сложить, чтобы узнать количество цветов в букете?

– Что означает знак = в моей записи? (Знак равенства левой и правой части)

– Можно ли по-другому записать какие числа нужно сложить, чтобы узнать количество цветов в букете?

– Какое новое действие мы выполняли?

 
«Сложение – одна из операций  в разделе математики, позволяющая объединить два объекта» – Что говорится в толковом словаре о значении этого слова?

– В каких случаях в жизни мы выполняем действие сложения?

В толковом словаре найти лексическое значение слова  сложение.
6. Закрепление изученного материала

Учебная цель: закрепить понятия «действие сложения», организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи, умения складывать

Двое обучающихся (девочка  мальчик) собирают ракушки и складывают в коробочку.

Работа в парах.

Остальные ребята выполняют это задание с помощью «Математических корабликов» (Приложение 2)

Работа в парах.

– Мы снова у моря. Предлагаю взять с собой  морские  ракушки. Посмотрите сколько их!

– Сколько ракушек положила в коробочку девочка? Запишите.
– Сколько ракушек положил в коробочку мальчик? Запишите.
– С помощью какого действия можно узнать общее количество ракушек?
Запишите.
– Какое действие вы сейчас выполняли? (сложение)

Дети собирают ракушки, складывают их в коробочку. Сотрудничество с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия;
– формирование собственного мнения. (Коммуникативные УУД).
7. Самостоятельная работа.

Учебная цель:

– организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
– организовать самопроверку;
– организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Ребята выполняют задания с «Математическими корабликами» индивидуально. Записывают выражения.

4 + 3 = 7
3 + 4 = 7

Самооценка.

– Мы возвращаемся в порт. 

– С помощью какого действия можно узнать общее число фишек?
– Соедините множества.
– Какое число получится в результате сложения?
– Запишите все возможные выражения к данному действию.

– Сверим маршруты. Воспользуемся документ камерой.   От маршрута никто не отклонился. Все яхты верно держат курс.

 «Математические кораблики»

Положите слева 4 синих фишки, справа 3 красных фишки.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка  процесса и результатов деятельности.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
8. Итог урока. Рефлексия

 Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;
– организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Дают ответ с помощью «светофорика»  Наша экспедиция подошла к концу. Слайд 12
– Где вы сегодня побывали?
– Какое новое математическое  действие вы выполняли?
– При помощи какого знака мы записываем  это действие?
– Кто чувствовал себя на уроке уверенно, комфортно, поднимите зелёный квадратик.
– Кто чувствовал себя неуверенно, была проблема, кто  ошибался, но ошибки понял и исправил, поднимите  жёлтый квадрат.
– У кого была тревога на уроке, не мог справиться с заданиями? Поднимите красный квадратик.
– Как вы считаете, мы с заданием справились? 
  Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (ПознавательныеУУД)

Картинки к уроку – Приложение 1