Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Кровь. Кровеносная система. Сердце - главный орган кровеносной системы"

Разделы: Начальная школа


Дидактическая цель урока: формирование знаний.

Тип по дидактической цели: изучение нового материала.

Цели по содержанию:

  • расширять знания учащихся о крови и кровеносной системе, о её значении в жизни человека;
  • познакомить с видами кровотечений – капиллярным, венозным, артериальным;
  • обучать навыкам обработки ран различного происхождения, накладывания стерильной повязки и бинта при кровотечении;
  • развивать интерес к познанию «самого себя»; воспитывать в детях заботливое отношение к своему здоровью

Оборудование: слайд с кроссвордом, схема кровеносной системы; схема кровообращения; бинт, повязки, пластырь, жгут; портрет И.И.Мечникова; учебник «Окружающий мир» автор Н.В.Виноградова; тетрадь на печатной основе; карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку, учебник, тетрадь, оформление доски, учебные таблицы, кроссворд, медицинская аптечка, портрет И.И Мечникова, психологический настрой (стихотворение)

Рассвет окрасил штору,
И, значит, время в школу.
И вот теперь давай бегом,
Поддай, приятель, жару,
Чтоб по ступеням стук и гром 
И вихрь по тротуару.
Пусть хочется такой порой
Поспать ещё немножко – 
Не подводи, дружок, класс свой,
Не опоздай, Серёжка!
В учении, если опоздать,
Можно и неучем стать.

II. Проверка домашнего задания

1. Беседа – повторение по вопросам

  • При помощи каких органов человек дышит?
  • Расскажите, какой путь проходит воздух во время вдоха и выдоха.
  • Почему необходимо дышать только через нос?
  • Что происходит с воздухом в лёгких?
  • Что нужно делать, чтобы воздух в помещении был свежим?
  • Как уберечь себя от простудных заболеваний?
  • Как физический труд и занятия физкультурой укрепляют органы дыхания?

2. Разгадывание кроссворда (Приложение 1)

3. Работа по карточкам. (Приложение 2)

III. Актуализация, мотивация,  целеполагание (Презентация, слайд 1) Интеллектуальная разминка

 – Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».
– Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец?
– Что является главным в жизни каждого человека? (Рассуждения детей).

Вывод: Быть здоровым очень важно, только здоровый человек может познать радость жизни. Ему и учиться легко. Здоровье нельзя купить. О здоровье нужно постоянно заботиться, а это значит – знать свой организм.

Объявление темы.

– Что хотели бы узнать на уроке?

IV. Формирование новых знаний

1) Постановка проблемного вопроса.

– Что происходит, когда мы случайно пораним палец, руку, ногу или другую часть тела?  (Больно, идёт кровь)
– Значит, кровь вы видели.
– Какого она цвета? Как вы думаете, для чего кровь нужна организму? (Ответы учащихся)

2) Объяснение по теме урока.

(Слайд 3 объяснение со слайда)

Дополнение учителя. Кровь – удивительная жидкость. С древних времён ей приписывали могучую силу. Древние жрецы приносили её в жертву своим богам, люди  кровью скрепляли свои клятвы. Кровь есть во всех частях тела. Даже если уколоть иголкой кожу, выступает капелька крови. Всего в организме взрослого человека около 5-6 л крови. У детей её немного меньше. Кровь постоянно движется по телу по специальным трубочкам, которые называются «кровеносные  сосуды».
– Рассмотрите рисунок кровеносной системы (слайд 4) учебник на с.22
– Проследите по рисунку за движением крови в организме.
Сосуды и сердце – органы кровообращения. Сосуды, по которым кровь течёт от сердца, называются – артериями (слайд 5). Артерии имеют толстые, прочные и упругие стенки. Самая крупная артерия называется – аортой  Сосуды,  несущие кровь к сердцу, называются – венами. Их стенки тоньше и мягче, чем стенки артерий.
Мельчайшие кровеносные сосуды называются – капиллярами.
– Почему кровеносную систему называют транспортной? (Она выполняет многие важные функции) (Слайд 6)
– Рассмотрите рисунок на слайде – капелька крови под микроскопом. (Слайд 7) 
– Что вы видите?  Кровь состоит из множества клеток. Каждая клетка выполняет свою «работу». Во-первых, транспортную: обогатившись в лёгких кислородом, а в стенках тонкой кишки – питательными веществами, они доставляют их ко всем органам. От органов же кровь уносит углекислый газ к лёгким, а продукты обмена веществ – к коже, почкам. Кровь также уносит из организма вредные веществ (слайд 8). Если человек теряет много крови, то ему переливают её. Опыты по переливанию крови животным начались ещё в 1638 году, а в 1667 году было проведено первое успешное переливание крови  животного – ягнёнка – юноше, который погибал от многократного кровопускания – модного тогда лечения. Однако после четвёртого переливания больной мальчик умер. Опыты по переливанию крови человеку прекратились почти на целое столетие. Неудачи наводили на мысль о том, что человеку можно переливать  только кровь человека. Впоследствии выяснилось, что для переливания необходимо учитывать и совместимость крови. Различают четыре группы крови: (слайд 9)  0 (I), А (II), В(III), АВ (IV). Учёные доказали также, что следует учитывать и резус-фактор –  особое вещество, которое содержится у большинства людей. Его называют резус – положительный и резус – отрицательный. Но об этом более подробно вы узнаете в старших классах.

3) Работа с учебником

А) Чтение статьи (с. 23)

Б) Обсуждение прочитанного.

– Что нового  интересного узнали?

Ответы учащихся:

– В  крови много различных клеток, которые отвечают за свою «работу».
– Кровь снабжает организм водой, питательными веществами, солями, витаминами.
– Уносит из организма вредные вещества.
– Есть доноры, люди, которые дают свою кровь для переливания.

V. Закрепление изученного материала

1) Работа в рубрике «Этот удивительный мир…» (с. 24 учебника)

Учитель: Посмотрите (слайд 10) портрет Ильи Ильича Мечникова (1845-1916). Это выдающийся русский учёный, внёсший большой вклад в различные области биологии. Почётный член Петербургской академии наук, лауреат Нобелевской премии. Великолепный лектор, мог зажечь сердца студентов. В 1863 году Илья Ильич произнёс знаменитую речь о целебных силах организма, в которой излагалась  теория иммунитета.

– Прочитайте текст в рубрике «Этот удивительный мир..» об открытии И.И.Мечникова.
– Расскажите, что вы узнали об этом открытии. Какое значение оно имеет для нашего здоровья?
– Что люди узнали нового о своём организме благодаря открытию И.И.Мечникову?

2) Выполнение заданий в рабочей тетради.

– Выполнение задания 23 на с. 9 с коллективной проверкой.

  • Что относится к кровеносной системе?
  • Подпишите названия органов кровеносной системы.
  • Какова функция кровеносной системы?
  • Что нужно сделать , чтобы остановить кровотечение при порезе?
  • Выполнение задания 28 на с 11 с самопроверкой (слайд 11)

3) Тест по теме (слайды 12, 13)

VI. Итог урока

– Вы знаете, что дыхательная система снабжает организм кислородом.
– С работой, какой системы вы познакомились сегодня на уроке?
– О какой функции кровеносной системы узнали? (стр. 25 учебника)
– Давайте сделаем вывод:

Кровеносная система обеспечивает движение крови, которая переносит внутри организма различные вещества. При работе всех органов образуется углекислый газ и другие вещества. Они попадают в кровь, а затем удаляются из организма через лёгкие, кожу, почки.

– О каком главном органе говорили на уроке?
– Наш урок я хотела бы закончить стихотворением Эдуардоса Межелайтиса «Сердце».

Что такое сердце? Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе – все земное
Умещается в его пределы!
Потому что нет ему покоя!
Потому что сердце золотое!

– Чтобы сердце оставалось на долгие годы здоровым, его нужно укреплять. (Слайды 15, 16, 17)

VII. Домашнее задание (слайд 18)

VIII. Рефлексия (слайд 19)