Интегрированный урок (русский язык + ИЗО) по теме "Синонимы"

Разделы: Начальная школа


Класс: 3

Форма проведения: проектно-исследовательский урок, работа в группах.

Технические средства: ноутбук, проектор, экран.

Другие дидактические материалы: карточки.

Методическая литература: словарь синонимов.

Цель урока: создание условий для формирования умения получить первоначальные представления о синониме.

Задачи:

  • Учить планировать исследования.
  • Формировать проектное мировоззрение и мышление.
  • Учить способам раскрытия работы в команде, выбирать ситуации.

План урока:

1. Вводная часть.

2. Постановка проблемы.

3. Актуализация знаний.

4. Разрыв между знанием и незнанием.

5. Контроль

6. Поиск ответа на поставленный вопрос.

7. Физкультминутка.

8. Закрепление.

9. Подведение итога.

Вопросы и задания:

  • Исследовательская работа. Создание проекта рассказа.
  • Дифференцированные задания по группам.

Ход урока

I. Вводная часть.

1. Создание необходимой психологической атмосферы. “Передай свою улыбку другу!”.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения.

- Наш урок сегодня будет необычным. Мы будем юными исследователями. А исследователи это кто? (Люди, которые исследуют что-то..)

- Сегодня мы будем работать в группе. Группа – это когда несколько человек решают одну задачу или проблему. Для этого будем сидеть, в группе кто с кем хочет. Это будет у нас команда. А в команде кто должен быть главным, отвечающим за своих друзей, членов команды (Командир). Итак, выбираем командира и вперёд!

2. Вот я написала на доске 3 слова: надо, хотим, можем. Предлагаю вам высказать свои мнения о том, что нам надо делать на сегодняшнем уроке, что мы хотим делать на уроке и что мы можем делать.

(Учитель записывает мнения, высказывания детей).

На доске:

надо хотим можем
хорошо учиться записать
думать победить вычислять
стремиться узнать отгадывать
отлично   отвечать
активно   запоминать
    работать в группе
    дружить

- Эти слова мы написали не просто, это будет нашим договором сегодняшнего урока.

2. Постановка проблемы.

- У меня для вас маленький подарок. Сегодня я принесла рассказ о стране лилипутов. Вы знаете кто такие лилипуты?

(Это маленькие человечки).

- В стране лилипутов было всё маленькое: маленькие дома, маленькие улицы, маленькие деревья, маленькие животные, маленькие машинки...(небольшая пауза) (слайд 1)

Презентация

Приложение.

- Нравиться ли вам мой рассказ? А можно я дальше продолжу: маленькие магазинчики... (нет, много раз повторяете слово “маленькие”).

- Как можно сделать так, чтобы он понравился вам? (изменить).

- А можно ли рассказ как то изменить, чтобы вам или другим понравился? (Да, поменять слово “маленькие” на другое слово).

3. Актуализация знаний.

- Итак, юные исследователи, давайте ставим цель нашей работы (учитель пишет на доске – Цель:   сделать новый рассказ).

- Для того чтобы достичь цели, нам необходимо определить план нашей исследовательской деятельности. Для этого я вам даю такие карточки со словами: искать, наблюдать, думать, экспериментировать, контролировать, наблюдать.

- Эти слова не простые. Это то, что нужно для нашей исследовательской деятельности. Вы должны ставить их в том порядке, каком должен идти наша исследовательская деятельность.

(ученики по группам упорядочивают карточки со словами).

В идеале это должно выглядеть так:

1. Думать

2. Искать

3. Экспериментировать

4. Наблюдать

5. Контролировать

6. Оценивать.

После того, как слова будут стоять в определенном порядке, учитель показывает слайд 2.

1. Думать  
2. Искать  
3. Экспериментировать  
4. Наблюдать  
5. Контролировать  
6. Оценивать.  

- А теперь мы будем выяснять что мы будем думать, искать, экспериментировать, наблюдать, контролировать и оценивать. То есть будем уточнить наши действия.

(учитель сразу печатает на слайде ответы детей, т.е. ответы которые наиболее подходят по смыслу).

Слайд 3

1.Думать О рассказе.
2.Искать Подбираем слова, чтобы заменить слова “маленькие”.
3.Экспериментировать Составляем новый рассказ.
4.Наблюдать За рассказом.
5.Контролировать Правильно ли составили рассказ.
6.Оценивать. Нашу работу.

4. Разрыв между знанием и незнанием.

- Итак, так как мы думаем уже о рассказе, наша задача уже искать и экспериментировать.

(Работа в группах. Каждой группе дается лист А4, цветной карандаш, фломастеры).

- Сейчас вы будете искать слова для замены, чтобы получился свой рассказ. А также будете делать пиктограмму. Что такое пиктограмма вы уже знаете (Изображение в виде рисунка или символа).

- Командиры распределяем роли: кто будет писать, а кто рисовать, что удачнее получился проект.

Слайд 4.

5. Контроль.

- Итак, группы закончили свой проект рассказа. Выбираем выступающего и выходим по одному, чтобы защитить свой проект рассказа “страна лилипутов”. А остальные наблюдаем за рассказами, контролируем: правильно ли составлен рассказ.

Образец работы:

В стране лилипутов всё было маленькое: крохотные дома, малюсенькие улице, низенькие деревья, миниатюрные животные...

(группы по одному защищают свой проект).

- Чей рассказ понравился? Давайте, наблюдаем – всё ли маленькое?

(если подобраны другие по смыслу слова уточняются).

6. Поиск ответа на поставленный вопрос.

- Подведем итог. У нас какая проблема была?

(Заменить слово “маленькие” другими словами).

- Что получили?

(Нашли разные слова, которые заменили одно слово “маленькие”).

- То, что мы сказали, будем писать и рисовать в тетрадях в виде схемы.

(Учитель рисует на доске, ученики в тетрадях).

- А в русском языке это явление будет называться синонимами.

Синонимы – это когда несколько слов имеют одно понятие.

7. Физкульминутка.

- Мы решили основную нашу проблему. А теперь будем отдыхать.

Раз – согнуться – разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть - тихо сесть.

8. Закрепление.

- Каждой группе раздаю новое задание – решение ситуации.

(Каждой группе дается карточки, где задания – дифференцированные).

Карточка №1:

С какими признаками соответствуют данные имена существительные? Соотнесите.

пасмурный костюм
серый человек
хмурый день

Карточка №2:

Кате на день рождения подарили много подарков. Напишите словами эмоции, которые выразила девочка.

Карточка №3:

Найдите синонимы к слову “смеется”.

(Тоже по донному выходят и защищают свой вариант ответа).

9. Подведение итога работы.

- О чём сегодня говорили? (О синониме).

- Какую работу выполняют синонимы? (Они позволяют нам не повторяться, нашу речь делаю богаче).

- Принимаем ли исправленные работы, то есть ваши проекты рассказа? (Да).

- Делаем вывод: синонимы нужные вещи.

- Мы соблюдали ли наш договор?

- Вы удовлетворены своей работой, своим проектом рассказа?

(Рефлексия учащихся).

- У меня для вас еще подарочек. На этот раз рассказ о стране великанов. Хотите, расскажу?

- В стране великанов все было большое...

(дети догадываются)

- Вот и моё домашнее задание – составить проект рассказа “Страна великанов”. Теперь уже индивидуально.

- До встречи!

Использованная литература.

1. Н.Г. Калашникова “Личностно-ориентированный подход к формированию младшего школьника, как субъекта учебной деятельности”.

2. Дидактический материал к учебнику “Русский язык”, 3 кл. Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.

3. А. Зак “Развитие умственных способностей младших школьников”, М-1994 г.2012г.

4. Л. Тихомирова “Упражнения на каждый день”. Академия развития 1998 г.

5. В. Шукейло “Русский язык в начальных классах”. Пресс. 1999 г.