Занятие элективного курса. Устная деловая коммуникация. 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10


Цели:

  • Образовательные: познакомить со структурными элементами деловой беседы, познакомить с функциями делового стиля, с лингвистическими и экстралингвистическими (краткость, логичность, аргументированность) особенностями деловой коммуникации, дать понятие этикета делового общения.
  • Воспитательные: создать предпосылки для самообразования, для целостного восприятия окружающего мира, воспитывать языковую культуру личности, помочь осознать учащимся, что усвоенные правила проведения деловых бесед способствуют принятию определенных решений в различных жизненных ситуациях.
  • Развивающие: формировать потребность получения и использования полученных знаний в новых условиях, в повседневной практической деятельности, стимулировать познавательную активность учащихся, развивать общеучебные, интеллектуальные, информационные умения и навыки.

Ход урока

Есть люди, которые хорошо говорят, но плохо разговаривают.
В.О.Ключевский

I. Вступительное слово учителя. Работа с эпиграфом.

Целеполагание.

Любой человек, владеющий русским литературным языком, варьирует свою речь в зависимости от того, где, с кем, когда и о чем он говорит. Речь делового человека – это прежде всего культурная речь, т.е. всегда нормированная. Сегодня мы будем говорить об особенностях делового общения.

Что такое, по-вашему, деловое общение? Отличается ли оно от общения дружеского? Каковы цели делового общения? Каковы формы делового общения?

Обозначьте, пожалуйста, цели и задачи нашего занятия.

– Учиться соблюдать нормы и правила делового общения, знать структурные элементы деловой беседы, учиться вести деловую беседу.

II. Усвоение теоретической части.

1. Формы делового общения: устная форма делового общения, письменная форма делового общения.

2. Виды устного делового общения: деловая беседа, разговор по телефону, деловые переговоры.

3. Принцип построения беседы: сознательная настройка на уровень собеседника, простота, логичность, нормативность языка, рациональная организация беседы.

4. Структурные элементы беседы:

а) подготовительный этап (как будет начат разговор, какие могут быть заданы вопросы;
б) начало беседы (указание цели, установление контакта с собеседником);
в) информирование собеседника («Кто правильно задает вопросы, тот получает правильный ответ»)
г) аргументирование;
д) заключительная часть беседы;
е) принятие решения.

III. Практическая часть.

1. Деловая игра. Работа в группах и в парах.

Любой человек, владеющий русским литературным языком, варьирует свою речь в зависимости от того, где, с кем, когда и о чем он говорит. Речь делового человека – это прежде всего культурная речь, т.е. всегда нормированная. Вы, будущие предприниматели, инструкторы, бухгалтеры, инженеры, директора, авторы научных работ, профессора, политики, помните об этом и не допускайте грамматических и других ошибок в своей речи. Берегите наш язык в любой речевой ситуации!

Вспомним правила групповой работы:

  • слушать, не перебивая;
  • демонстрировать понимание роли другого;
  • четко сформулировать предмет обсуждения;
  • выяснить, что вас разъединяет;
  • попытаться совместно найти решение.

Работа первой группы.

Какие диалоги могут состояться в следующих ситуациях:

а) в технической библиотеке, в библиотеке иностранной литературы, в справочном отделе об интересующих вас журналах, книгах;
б) по телефону, данному в объявлении о курсах иностранного языка, скорочтения;
в) по телефону справочной службы выставочного комплекса о дне закрытия выставки;
г) в личной беседе с секретарем приемной комиссии о возможности подачи аппеляции.

Работа второй группы.

– Часто случается, что, прежде чем идти куда-то в официальное учреждение, надо договориться о месте, времени и других условиях встречи.

Как спросить у собеседника о согласии или возможности принять вас?

Восстановите реплики диалогов.

1. – ...?

– Да, приходите в пятницу в 12 часов дня, бригадир электриков будет на месте.

2. – ?

– Председатель приемной комиссии по русскому языку и литературе освободится во второй половине дня.

3. – ?

– К сожалению, эта неделя у меня будет занята.

4.– ?

– Преподаватель Михайлова в отпуске. Ее не будет до 24 августа.

Работа 3 группы.

Как сказать собеседнику о своем согласии, несогласии или отказе?

Ответьте согласием на просьбы.

– Необходимо принести медицинскую справку о состоянии здоровья.

– Статья должна быть написана ко вторнику.

– Не могли бы вы передать эти письма вашему учителю истории?

– Не смогли бы вы передать эти книги Сидоровой Ане. Она забыла их здесь еще на прошлой неделе.

2. Рефлексия.

3. Работа в парах.

Как обратиться к официальному лицу?

При желании получить какую-либо информацию принято использовать следующие выражения:

  • я хочу,
  • хотел бы
  • мне хотелось бы (необходимо, нужно)
  • получить информацию, сведения о ...
  • услышать о ... узнать о ...
  • получить информацию, сведения о ... услышать о ... узнать о ...

Скажите, как вы обратитесь:

  • к секретарю приемной комиссии института, в который собираетесь поступать, с просьбой перечислить документы, необходимые для допуска к экзаменам;
  • к водителю автобуса с просьбой продать абонементную книжку;
  • к водителю троллейбуса с вопросом, когда будет остановка «Александровский сад»;
  • к начальнику паспортного стола с просьбой рассказать, что необходимо для получения паспорта;
  • к работнику мастерской с просьбой выполнить заказ срочно;
  • к смотрителю Политехнического музея с просьбой показать зал новых изобретений;
  • к преподавателю курсов с вопросом, какие книги требуются для занятий;
  • к работнику отдела кадров с вопросом, какие документы нужны для поступления на работу;
  • к директору автошколы с вопросом, с какого времени (возраста) можно обучаться в данной школе.

Ответьте отказом на следующие просьбы, предложения.

Объясните причину отказа.

Используйте выражения: если вы не возражаете ...; не могу ли я зайти ...; позвольте прийти ...; разрешите позвонить ...; не согласитесь ли вы принять меня ...

При согласии можно использовать следующие выражения: спасибо; не сомневайтесь', не беспокойтесъ; обязательно сделаю; обязательно принесу; не возражаю; я не против этого.

При несогласии используются слова: к сожалению, я не могу; к несчастью, я не смогу; я должен отказаться; вынужден вам отказать, мне жаль, но меня не устраивает; мне ник не подходит.

В условиях делового общения при отказе жeлательно указать его причину, для этого используют следующие предлоги, союзы и союзные слова: из-за, так как; поскольку; потому что; из-за того что ввиду того что; вследствие того что; в связи с тем что.

– Останьтесь после занятий, мне необходимо с вами

поговорить.

– На это вам потребуется всего два часа.

– Вы не можете уделить мне 15 минут?

– Мне было бы интересно поговорить с вами, ведь вы уже три года занимаетесь делопроизводством в школе.

– Иногда бывает, что необходимо уточнить сообщенную вам информацию.

Как построить уточняющее предложение?

Задайте уточняющие вопросы, учитывая условия общения.

Следует использовать следующие выражения: разрешите уточнить; если я не ошибаюсь; если я вас правильно понял(а); я хотел(а) бы уточнить…

В середине вашего разговора с секретарем приемной комиссии института нарушилась связь, вы не сумели расслышать, какие документы необходимы для допуска к экзаменам.

Вы устраиваетесь на работу. В здании учреждения идет ремонт, и вы не знаете, где располагается отдел кадров. Постучитесь в первую дверь и задайте уточняющие вопросы.

4.Рефлексия.

IV. Итоги занятия.

Деловое общение – это общение в служебной и производственной сфере. Оно предполагает соблюдение этикетных норм, клишированность, точность, лаконизм изложения.

Цель делового общения – организация деятельности.

Особенность деловой речи – строгая регламентированность и формализованность.

V. Домашнее задание.

1. Работа над лексическим значением слов. Обогащение словарного запаса.

Какие из перечисленных качеств помогают найти работу, а какие, напротив, повышают риск лишиться работы?

Энергичность –
Самоуверенность –
Смелость –
Лживость –
скромность –
сила воли –
ум –
жадность –
фантазия –
хитрость –
пассивность
совестливость
готовность к риску
грубость
предприимчивость
лень
образованность
зависть
льстивость
уступчивость

2. Ситуация: на биржу труда обратились два человека. В анкете одного значилось: 23 года, работал шофером 3 года, образование 9 классов, хотел бы работать в коммерческом банке, должность не имеет значения, зарплата – не менее десяти тысяч.

В анкете другого значилось: возраст 40 лет, закончил финансовый техникум, хотел бы работать в коммерческом банке в должности операциониста.

Каковы, на ваш взгляд, шансы обоих претендентов получить работу в коммерческом банке? Письменно аргументируйте ваш выбор.