Традиции в развитии сонета. 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Презентация. 1-2 слайд

Цель:

Знакомство с твердой формой стихосложения – сонетом. Формирование, развитие и влияние традиций сонетной формы в западноевропейской литературе.

Задачи:

  • Развивать умение анализировать поэтический текст.
  • Развивать аналитические способности учащихся.
  • Развивать творческую мыслительную деятельность учащихся.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Национальные литературы развиваются самостоятельно, но как часть мирового литературного процесса. Происходит влияние одной литературы на другую. Западноевропейская словесность в 14–18 веках переживала бурное развитие, в ней шел активный процесс формирования литературных традиций. И одна из важнейших традиций западноевропейской литературы – это описание мирской жизни человека, его переживаний, чувств.

3 слайд

Итак, общественное развитие России в 18 веке было ориентировано на Европу, поэтому мы можем предположить, что именно западноевропейские традиции, а не восточная литература оказали особое влияние на развитие русской литературы.

Для доказательства этого тезиса мы возьмем жанр сонета и последим особенности формирования традиций в структуре и содержании сонета.

Вопрос. Что же такое сонет и каковы его особенности?

4 слайд

НиколоБуало – французский мыслитель, поэт, критик, теоретик классицизмав поэме “Поэтика искусства” сформулировал ряд догм и законов поэзии. Он отдал честь изобретения сонета предводителю муз – Аполлону. Послушаем, как он об этом сказал. Будьте внимательны, в этом стихотворении Буало отметил все особенности сонета. Запомните их.

5 слайд

Читает 1 ученик:

В тот день, когда он был на стихотворцев зол,
Законы строгие Сонета изобрел.
Вначале, молвил он, должны быть два катрена,
Соединяют их две рифмы неизменно,
Двумя терцетами кончатся сонет.
Мысль завершенную хранит любой терцет.
В Сонете Аполлон завел порядок строгий:
Он указал размер и сосчитал все слоги.
В нем повторять слова поэтам запретил в сотни строк.
И бледный вялый стих сурово осудил.
Теперь гордится он работой не напрасной.
Поэму в сотни строк затмил сонет прекрасный.

(Ответы учащихся)

6 слайд

История создания сонета

(Сообщение 2 ученика)

Слово “сонет” происходитот итальянского sontto– песенка и от латинского – sonitus – короткий звук.

Тип поэзии, создаваемой в расчете не на исполнение, а для себя. Это первый поэтический опыт, рождавшийся в процессе напряженной рефлексии, самопогружения в мир “внутреннего молчания”. Поэт в состоянии уединения, а затем и читатель имели возможность управлять им “по своей воле прерывая и возобновляя чтение, сосредотачиваясь на той или иной фразе, перечитывая трудные места”. Ученые-филологи пытались дать определение сонета, но в основном это касалось формы сонета, его структуры. Одними из первых поэтов Италии, обратившихся в своем творчестве к сонету, былиДанте и Петрарка.

7 слайд

Данте и Петрарка – создатели сонетов

(Сообщения учащихся)

8 слайд

Структура сонета

Задание 1. (Работа в группах)

Перед вами два сонета этих авторов. Внимательно вглядитесь в их структуру и попробуйте начертить ее, сравните и сделайте вывод.

***

Столь благородна, столь скромна бывает
Мадонна, отвечая на поклон,
Что близ нее язык молчит, смущен,
И око к ней подняться не дерзает.

Она идет, восторгам не внимая,
И стан её смиреньем обличен,
И кажется: от неба низведен
Сей призрак к нам, да чудо здесь являет.

Такой восторг очам она несет,
Что, встретясь с ней, ты обретаешь радость,
Которой непознавший не поймет,
И словно бы от уст её идёт

Любовный дух, льющий в сердце сладость,
Твердя душе: “Вздохни…” - и воздыхаем.
Данте

***

О вашей красоте в стихах молчу
И. чувствуя глубокое смущенье,
Хочу исправить это упущенье
И к первой встрече памятью лечу.

Но вижу – бремя мне не по плечу,
Тут не поможет все мое уменье,
И знает, что бессильно, вдохновенье,-
И я его напрасно горячу.

Не раз преисполнялся я отваги,
Но звуки из груди не вырывались.
Кто я такой, чтоб взмыть в такую высь?

Не раз перо я подносил к бумаге,
Но и рука, и разум мой сдавались
На первом слоге. И опять сдались.
Ф. Петрарка

(Учащиеся работают в группах, потом выступает один представитель от группы, остальные добавляют, делают выводы)

9 слайд

Вывод: Перед нами сонет, так как состоит из 14 строк. Это первый тип сонета, его классическая форма(петрарковский сонет). Состоит из двух частей: октавы (восьмистишья),делящейся на два катрена (четырехстишья) и сестета (шестистишья), располагающегося на два терцена (трехстишья).

Учитель:

В богатом литературном наследии, оставленном нам Шекспиром, Сонеты занимают особое место. Он всегда пишется пятистопным ямбом, следует определенной системе построения и рифмовки. Англичане трансформировали сонет.

10 слайд

Задание 2.(Работа в группах)

Сравните шекспировский сонет с сонетами итальянскими. Найдите различия. Начертите схему английского сонета.

(Учащиеся работают в группах, сопоставляют сонет Шекспира с сонетами Данте и Петрарки.Обобщает и делает вывод один представитель группы)

Вывод:  Шекспировскийсонет отличается от итальянского своей структурой: он состоит из трех катренов с перекрестной рифмой и заключительного двустишья с парной рифмой (куплет).

11 слайд

Герои сонетов

Учитель: Посвящались сонеты Даме сердца. О ком писали Данте и Петрарка?

(Сообщения учащихся)

1 – Любовь к флорентианкеБеатриче получала для Данте таинственный смысл, он наполнял ею каждый момент существования. Её идеализированный образ получил воплощение в книге “Новая жизнь” (“LaVitaNuova”), состоящей из сонетов, канцон и прозаического рассказа-комментария о любви к Беатриче. Судя по утверждениям поэта, он разговаривал с нею два раза в жизни. Впервые он говорил с нею в 1274 году, когда ему было 9 лет, а ей – 8.Это было на майском празднике во Флоренции, в её доме. Второй раз она разговаривала с ним спустя 9 лет, когда она шла по улице, одетая в белое, в сопровождении двух пожилых женщин. Она поздоровалась с ним, и это наполнило его невероятной радостью. Он вернулся в свою комнату и увидел сон, который станет темой первого сонета. В этом сне перед ним появилась могучая фигура, которая сказала ему: “Я – Господь твой.” В руках фигуры была Беатриче, спящая и накрытая красным. Фигура разбудила девушку и заставила съесть горящее сердце поэта. Числа 3 и 9 во всех произведениях Данте неизменно предвозвещают появление Беатриче: числом 9 отмечено её младенческое явление отроку Данте и её появление на флорентийском празднике. Беатриче умерла, когда совершенное число 9 повторилось 9 раз, то есть в 1290 году. Для Данте Беатриче воплощала любовь, священную, таинственную. Манера, в которой Данте выражает свою любовь, согласуется со средневековой концепцией куртуазной любви – тайной, безответной форме восхищения.

12 слайд

2 - Свою возлюбленную Ф. Петрарка называл Лаурой (золотая, лавр), что, возможно, означает “любовь и слава”. Впервые он увидел её в церкви Санта-Кьяра 6 апреля 1327 года. “ Книга песен” состоит из двух частей: 1 – “При жизни мадонны Лауры”, 2 – “После смерти мадонны Лауры”. Обе части несут два разных лейтмотива: в первом – тема Лауры-Дафны (нимфы лавра), во второй – Лаура – вожатый поэта по небесным сферам. Здесь Лаура – ангел-хранитель. Поэзия Петрарки – своеобразный дневник переживаний и чувств. Его героиня сравнивается с цветком, жемчужиной, звездой. В своих сонетах он утверждает гуманистический идеал, Поэт мечтает встретить Лауру хотя бы в грезах или снах. Он постоянно колеблется между надеждой и отчаяньем. Это внутреннее противоречие рождает лучшие сонеты, где радость неотделима от муки, а любовь – от поэзии. Не во власти Петрарки что-либо изменить при жизни Лауры. Изменение наступает с её смертью: она перестает быть недоступным земным божеством и превращается в небесную утешительницу.

13 слайд

Задание 3

Обратимся к сонетам Данте и Петрарки. Послушайте их в исполнении учащихся и определите, какой рисуется образ героини их сонетов. В чем сходство и различие?

(Заранее подготовленные учащиеся читают сонеты, затем следует словесное рисование).

Вывод: Художник всегда преображает модель. Он обожествляет, идеализирует женский образ. Личные переживания служат толчком для творчества. Воображение побуждает поэтов поднять факт над действительностью, расцветить его всеми красками художественной фантазии. Очень метко об этом сказал Гете:“…поэзия – как корабль, которому надо оторваться от берега, выйти в открытое море и тогда лишь поставить все паруса”.

14 слайд

Учитель:

А теперь обратимся к сонетам Шекспира. Кому посвящены его сонеты?

(Сообщение учащегося)

Сонеты Шекспира таят в себе много загадок. До сих пор спорят, кто те лица, о которых говорит Шекспир. Героями шекспировских сонетов являются:

1. – юный друг (с 1 по 126 сонет)

2. – “смуглая леди” (со 127 по 154 сонет)

А также можно выделить ещё одного героя: поэта-соперника.

Называли разные имена, приводили различные доказательства, но важно другое – “смуглая леди” – это собирательный образ. И он отличен от дантовской Беатриче и Лауры Петрарки. Сонеты Шекспира отличает яркая образность, метафоричность, много сравнений (нельзя было просто назвать предмет.Событие нужно выразить посредством сравнения.)

Задание 4. (Работа в группах)

Прочитайте сонеты № 130 и № 131, приведите примеры образности и составьте портрет “смуглой леди”. (Обобщает и делает вывод один представитель группы).

Описывая возлюбленную, Шекспир нарушает трехвековую традицию европейской лирики: “Прекрасным не считался черный цвет, когда на свете красоту ценили”(сонет № 127). В знаменитом 130 сонете перечислены все отличия “смуглой леди” от женщин, воспетых другими. Элемент литературной пародии настолько значителен в этом сонете, что заставляет некоторых критиков считать не слишком достоверным этот портрет.

Вывод: Штампованным образцам красоты Шекспир противопоставляет реальную живую женщину. Не то плохо, что она не похожа на идеальных красавиц, а то, что по-человечески она далека от идеала. (Сонет № 131)

15 слайд

История любви лирического героя и “смуглой леди”

Задание. (Написание эссе)

Прочитайте сонеты № 144, № 147. Проанализируйте содержание сонетов и расскажите историю любви лирического героя и его возлюбленной.

(Ответы учащихся обобщает учитель, учащиеся пишут небольшое эссе в тетрадях).

Ненадолго влюбившись в поэта, “смуглая леди” изменяет ему с его другом, чей образ был воспет в первой части сонетов. Чувства поэта сложны и противоречивы. Такая любовь становится болезнью: слепит, дурманит. Происходит трагическое столкновение любви и дружбы. Поэт уступает другу свою возлюбленную, хотя и страдает. В сонете говорится о двойственности и противоречивости чувств.

Учитель: Итак, как вы заметили, в сонете важна не только форма, но и содержание. Ещё немецкий ученый И. Бехер в статье “Философия сонета” в книге “Поэтический принцип” отмечал, что необходимо стремиться выделить основные признаки структуры сонета прежде всего по его содержанию.

16 слайд

Задание

Вспомните стихотворение Н. Буало, собственные наблюдения и определите основные принципы построения сонета по его содержанию.

(Ответы обобщает один представитель группы)

1 катрен – определяет тему сонета (тезис); 2 катрен – развитие темы (антитезис); 3 катрен – развязка; заключительное двустишье в афористичной лаконичной форме выражает итог. Иногда это вывод из сказанного в сонете, иногда – резкое противопоставление всему. О чем говорилось раньше. Мысль затихает, напряжение чувств получает развязку.

17 слайд

Развитие сонета в русской литературе

Учитель: “В сонетах перед нами одна-единственная человеческая душа, переживающая радости и горе. Поразительны те огромные душевные способности, которые открываются нам в лирических переживаниях поэта…”, - сказал о сонетах Шекспира А. Аникст, русский ученый-филолог. И недаром в русской литературной традиции сонет получил своё дальнейшее воплощение. К нему обращались многие поэты. В 1830 году А.С. Пушкин написал стихотворение, которое так и назвал “Сонет”:

Суровый Данте не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал;
Игру его любви творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

И в наши дни пленяет он поэта:
Вордсворт его орудием избрал,
Когда вдали от суетного света
Природы он рисует идеал.

Под сенью гор Тавриды отдаленной
Певец Литвы в размер его степенный
Свои мечты мгновенно заключал,

У нас его ещё не знали девы,
Как для него уж Дельвиг забывал
Гекзаметра священные напевы.

Вопрос. Определите, к какому виду сонета относится это стихотворение?

(Ответы учащихся)

Данный сонет написан согласно канонам классической формы

18 слайд

Сонеты 20 века (Знакомство с авторами сонетов)

Учитель:

Поэзия начала 20 века дала новые образцы сонета. Много было экспериментов в этой форме. Познакомьтесь с некоторыми из них. Например, сонет И.ЛП. Сельвинского:

Дол
Сед
Шел
Дед
След
Вёл –
Брел
Вслед.

Вдруг
Лук
Ввысь:

Трах!
Рысь
В прах.

Итак, подведем итог урока. (Учащиеся самостоятельно делают обобщения, выводы)

Домашнее задание (по выбору учащегося)

  1. Найти примеры сонетов 20 века в русской поэзии. Что нового внесли русские поэты в структуру и содержание сонета?
  2. Анализ одного сонета (по выбору учащегося)