Классный час "Пишем синквейн о Якутии"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • формировать чувство любви к родному краю;
  • развивать творческие способности  учащихся.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Знакомство с учащимися

II. Вводная беседа учителя с учащимися

– Мы живём в Усть-Майском районе, который расположен на востоке центральной Якутии. Родилась и выросла я среди среднерусской природы, с детства привыкла к спокойным, простым русским пейзажам: полям, лугам, перелескам, холмам. Но вот уже на протяжении 22 лет я живу в Якутии. Якутская земля стала мне родной и близкой. У нас очень красивые места: широкая река Алдан, Лена, густая, щедрая тайга, золотоносные горы. Я очень люблю этот суровый край. А как вы относитесь к своему родному городу, к своей республике?
– Как человек может выразить свою любовь к родине? (писать картины, музыку, стихи)
Я предлагаю вам сегодня написать стихи о нашем с вами родном крае – о Якутии. Да-да, стихи, только не совсем обычные. Мы будем писать синквейн. (Презентация)

III. Осмысление понятия «Синквейн»

– Что же такое синквейн? В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам.

Правила составления синквейна

одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; (мама)
два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; (добрая, родная)
три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; (любит, воспитывает, защищает)
фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, заявленной в первой строчке; (я люблю свою маму)
слово или несколько слов, связанные с первым, отражающие сущность темы. (счастье)

Мама
Добрая, родная,
Любит, воспитывает, защищает
Счастье!

IV. Речевая подготовка с написанию синквейна о Якутии.

(Просмотр видеофильма о Якутии.)

– Итак, тему мы заявляем в слове «Якутия». Какое ещё слово можно использовать в качестве темы нашего синквейна? (Родина)
– Работаем над второй строчкой. Какими прилагательными мы можем охарактеризовать нашу родину – Якутию? (Суровая, морозная, холодная, снежная, алмазная, золотоносная, щедрая, благодатная, богатая)
– С помощью глаголов давайте попробуем осмыслить, какие действия  выполняет родина, Якутия по отношению к нам, людям, живущим на этой суровой, но щедрой ми благодатной земле? (Кормит, согревает, испытывает, защищает)
– Придумайте несколько маленьких предложений, показывающих ваше отношение к теме синквейна – Якутии, родине. (Я люблю свою родину. Родина похожа на заботливую маму. Как здорово жить в Якутии.)
– Какие ассоциации вызывает у вас тема нашего синквейна? Какие синонимы вы можете подобрать к словам Якутия, родина? Это слово или словосочетание станет заключительным в нашей работе. (Счастье. Великолепие. Благодать.)

V. Самостоятельное написание синквейна о Якутии

– Теперь вы готовы самостоятельно сочинить синквейн, в котором можете выразить свои чувства к родному краю. Работать будете в парах. Договаривайтесь, какие слова из подобранных вы будете использовать в каждой из 5 строчек. А может быть, вы придумаете свои прилагательные, глаголы. Возможно, кто-нибудь успеет написать два стихотворения.

VI. Социализация результатов работы

– А теперь мы с вами можем провести мини-фестиваль поэзии, посвящённой родному краю. Представьте ваши работы слушателям – вашим одноклассникам.

V. Итоги работы. Рефлексия