Интегрированный урок "математика + география" по теме "Путешествие по Волге. Москва – Астрахань". 6-й класс

Разделы: Математика, География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: показать межпредметные связи урока математики и географии

Задачи:

  • Образовательные:
    • повышение мотивации к изучению предметов школьного курса;
    • повторение основополагающих тем 6 класса по географии: “Географические карты”, “Географические координаты”, “Масштаб”; по математике: действия с числами с разными знаками, пропорции, проценты, решение уравнений, действия с обыкновенными и десятичными дробями, округление чисел, логические задачи и др.;
    • применение теоретических знаний на практике – закрепление навыков работы с географическими картами различного масштаба и содержания и решение практических расчетных задач с помощью справочных материалов;
    • применение устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов.
  • Воспитательные:
    • самостоятельная организация учебной деятельности, владения навыками контроля и оценки своей деятельности, поиск и устранение причин возникших трудностей;
    • формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: критичность мышления, интуиция, логическое мышление.
  • Развивающие:
    • развитие мышления и предметной речи, владение монологической и диалогической речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
    • расширение кругозора, формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных межпредметных компетенциях;
    • повышение любознательности детей, стремление к использованию приобретенного на уроке опыта деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, атлас по географии для 6 класса (у каждого учащегося), раздаточный материал, ребус.

План урока:

I. Введение в тему:
      1. Устный счет
      2. Мозговой штурм
II. Основной этап
      1. Решение задач
      2. Нахождение географических координат
      3. Вычисление на  определение расстояния по масштабу
      4. Получение географических сведений
III. Рефлексия
      1. Решение кроссворда

ХОД УРОКА

I. Введение в тему

Учитель математики. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами повторим темы по математике и географии, подведем итоги сразу по двум предметам, убедимся в том, что они тесно связаны между собой, в процессе работы будем помогать друг другу в различных ситуациях.
Начнем урок с устного счета (Приложение 1)
Решая примеры вы получите ответы,которые соответствуют буквам. Из букв вы сложите слово – название города
Какие названия Вы получили? (Москва, Саратов, Казань, Астрахань). (Слайд 2)

Учитель географии. Это все географические объекты-города, название которых присвоено вашим группам.
Как Вы думает, как связаны между собой эти города? (Они все на Волге)
Мы предлагаем на сегодняшнем уроке совершить поездку
на теплоходе по маршруту «Москва-Астрахань» В Путь!

Учитель математики, Учитель географии. Вы сами назвали тему урока. «Математическая география или путешествия по Волге Москва-Астрахань» (Слайд 3)

II. Основной этап

Учитель математики. Мы поплывем на теплоходе «Нижний Новгород». Но для начала нам нужно рассчитать стоимость поездки. (Приложение 2)

Учитель географии. Мы начинаем свой путь с канала им. Москва. По дороге мы увидим удивительные места. Все это – Золотое Кольцо России. (Слайды 6-10)

Учитель математики. Мы продолжаем путешествие решая задачи. (Приложение 3) (Слайд 11)

Учитель географии. География, как известно, начинается с карты. Давайте обратимся к карте и мы На территории какого государства мы живем? (России) Покажите территорию нашей страны. Какие моря омывают берега нашей страны? Используя политическую карту в атласе, назовите страны, соседствующие с Россией (Слайд 12)
В 1147 году Юрий Владимирович Долгорукий основал город, который является столицей нашего государства. (Слайд 13)
Как называется этот город? (Слайд 14)
Давайте определим географические координаты этого города. Но сначала вспомним, что такое географические координаты? (Широта и долгота)
Координаты Москвы (55о с.ш.) (38о в.д.)
Москва, город федерального значения (Слайд 15)
Первое упоминание – 1147 год
Площадь – 1081 км2
Москва – важнейший транспортный, политический, экономический, культурный и научный центр страны.
Город обслуживают международные аэропорты Внуково, Домодедово, Шереметьево, а также аэропорт Быково, 9 железнодорожных вокзалов, 3 речных порта (имеется речное сообщение с морями бассейнов Атлантического и Северного Ледовитого океанов).
С 1935 года в столице работает метрополитен. (Слайд 16)
Москва – крупнейший город России и Европы по количеству жителей, а её агломерация, с численностью постоянного населения около 15 миллионов человек,также является крупнейшей в России и Европе.
По официальным данным текущего статистического учёта, население города на 1 января 2009 года составляет 10 миллионов 509 тысяч человек.

Учитель математики (Приложение 4) (Слайд 17)

Учитель географии. Астрахань – конечный пункт путешествия. Астрахань – административный центр Астраханской области, крупный промышленный и культурный центр, речной и морской порт, стратегически важный транспортный узел, представленный практически всеми видами транспорта, обеспечивающий сообщение с другими регионами страны и зарубежья. Астрахань – это Кремль, от которого, словно веер, раскрываются старинные улицы и кварталы города. Астрахань – удивительный гостеприимный город, жемчужина Нижнего Поволжья, "рыбацкая столица", "ворота в Каспий", "волжская Венеция". Астрахань – это река Волга – "царица рек", являющаяся символом России. (Слайд 18)

Учитель математики (Приложение 5) (Слайд 19)

Учитель географии (слайд 21) Казань – столица Татарстана – город-миллионник, с гордостью именующий себя «столицей всех татар мира». Основан город 1177 булгарами. Название города («казан» – «котел») соответствует бурлящему ритму жизни этого удивительно красивого города. 40% жителей города – это молодежь не старше 30 лет. Исторически через Казань проходили торговые Великий Волжский путь и Северный пушной путь. Поэтому неудивительно, что и по сей день Казань – крупный железнодорожный, автодорожный и авиационный узел, крупнейший на Волге речной порт.
(слайд 22) По историко-культурной ценности и сохранности наследия Казань, как Москва и Санкт-Петербург, относится к классу «А». На территории города расположены 759 памятников истории. Самые древние из них относятся к XVI веку. В их числе ансамбль Казанского кремля, который в 2000 году вошел в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Самая красивая Мечеть в Европе – Мечеть «Кул Шариф", Казань (Слайд 23)
Саратов– крупный город на юго-востоке европейской части России, административный центр Саратовской области. Находится на правом берегу Волгоградского водохранилища, примерно на равном расстоянии от Волгограда и Самары. (Слайд 24)

Учитель математики (Приложение 6) (Слайды 25, 26)

Учитель географии (Слайд 27) Саратов расположен в 858 км к юго-востоку от Москвы, на правом высоком берегу Волги (Волгоградское водохранилище). Крупный транспортный узел (железных и автомобильных дорог), речной порт, международный аэропорт. Население 858,0 тыс. жителей (2005).
(слайд 28) Город протянулся вдоль Волги на 34 км, расположен в котловине, окружённой с трёх сторон невысокими (до 250 м) горами (Соколовая гора –сейчас здесь музей победы, Лысая гора, Лопатина, Алтынная, Увек). Центральная и южная часть города находится на отметках 50-80 м н.у.м, северные районы 100-140 м, западные районы 120-200 м
(Слайд 29) Визитная карточка Саратова – автомобильный мост через Волгу, соединяющий правый берег реки, на котором стоит Саратов, и левый берег, на котором расположен Энгельс. Саратовский мост длиной 2800 с копейками метров на момент постройки в 1965 году был самым длинным мостом в Европе.
(Слайд 30) Волга в Саратове – красавица. Ширина Волги – от 2,6 км у того самого моста и до 8 км у поселка Зоналка. На самом деле это, конечно, не ширина реки, а ширина водохранилища, образованного рекой. Водохранилище называется Волгоградское.
(слайд 31 ) Одна из особенностей Саратова – большое количество естественно образовавшихся смотровых площадок. Город, вытянувшийся вдоль Волги на 34 км, расположен в котловине, окружённой с трёх сторон невысокими (до 250 м) горами, с которых открывается прекрасный вид на город и Волгу.

Учитель математики (Приложение 7) (слайды 32, 33)

Учитель географии. (Слайд 34) Саратов – город-ностальгия. Город-воспоминание. Не в том смысле, что кто-то из нас здесь был. Саратов – это Москва лет … дцать назад. На улицах продают потрясающе вкусный квас за 7 рублей. А еще – о далекое детство! – газировку. С сиропом. Или без сиропа. Вкуууусную!! Огромный кусок торта в пекарне – с творогом, сливками и свежей клубникой – опустошит кошелек на 30 рублей. А еще можно освежить воспоминания, прокатившись в достаточно старом трамвайчике. При этом если он идет в район, считающийся «неблагополучным», то в нем еще и будут деревянные сидения. Не в смысле, что фабрично-деревянные, а эдакие деревяшки взамен раскуроченных мягких сидений.
(Слайд 35) Долететь из Астрахани до Москвы (Внуково или Домодедово) на самолете Боинг-737 или ТУ-154 можно за 2 часа. Рейсы в аэропорт Шереметьево на самолете ТУ-154 осуществляются за 2 часа 30 минут. Из Астрахани в Москву можно доехать и на автобусе. Если автобус следует через Енотаевку время в пути – 26 часов 50 минут, при следовании через Ахтубинск – 28 часов 45 минут.
Расстояние до Москвы по железной дороге – 1532 км, это расстояние фирменный поезд № 005 Москва-Астрахань преодолевает за 28 ч. 18 мин.
(Слайд 36) Астрахань – город в России, административный центр Астраханской области, в 1500 км к юго-востоку от Москвы. Город расположен на 11 островах Прикаспийской низменности, в верхней части дельты Волги. Город находится на высоте 23 м над уровнем моря.
Астрахань тянется вдоль двух рукавов Волги– Трусовского и Городского (3039-3053 км Волги). Она расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, в Прикаспийской низменности, в зоне полупустынь. Население 504.1 тыс. чел. (на 1.1.2009).Жители города называются "астраханцы».

Учитель математики (Приложение 8) (Слайд 38)

(Слайд 39) Нельзя не упомянуть о своеобразии природы Астраханской области. Степи, полупустыни, поймы – в этом тоже заключен необычный колорит края... Удивительно хороша дельта "царицы рек" – Волги, особенно там, где Волга встречается с седым Каспием – это так называемые "раскаты". Живописная природа, разнообразный растительный и животный мир, необычайный простор, где хочется дышать полной грудью, завораживающий, ни с чем несравнимый тончайший аромат "каспийской розы" – лотоса, увлекательнейшая трофейная рыбалка – в любое время года, азартная охота – все это Астраханский край...

III. Рефлексия

Учитель математики (Слайды 39, 40, 41)

Отгадайте кроссворд (Приложение 9)

По горизонтали:

1. Столица нашей родины
4. Конечный пункт путешествия
6. Учебное время

По вертикали:

1. Отношение длины отрезка на карте к ее реальной величине на местности
2. Крупная европейская река, по которой мы путешествовали
3. Название равенства двух отношений
5. Город с высокой падающей башней и красивой мечетью

Учитель математики и Учитель географии (слайд 41): Берегите природу! Берегите нашу страну! Не так уж много есть на Земле таких красот, как наша Волга-матушка