Урок "Атомы химических элементов. Структура Периодической системы Д. И. Менделеева"

Разделы: Химия


Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам, и учителю. Многим кажется, что нужно только заставить слушать ученика и дело тут же пойдет на лад. Однако ученик, как любая личность, наделен свободой воли, с которой нельзя не считаться. Поэтому нарушить этот природный закон и подчинить их себе даже ради благих целей невозможно. Желательного результата на этом пути добиться нельзя.

Отсюда следует, что необходимо сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому учителю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика.

Исследовательская деятельность школьников – это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Учащиеся знакомятся с основными методами исследования в химии, овладевают умениями самостоятельно добывать новые знания, постоянно обращаясь к теории. Исследование включает в себя: проведение теоретического анализа, прогнозирование, составление плана экспериментальной проверки и его выполнение, формулирование вывода.

Исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету.

Научно-исследовательскую работу на уроке я рассматриваю так: создание проблемных ситуаций на уроке, поиск решения как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем выводы и обобщения.. Эту работу можно начинать с первых уроков химии. Например, в теме: «Знаки химических элементов. Структура Периодической системы». Работая с карточками, как с моделями элементов, учащиеся отвечают на проблемные вопросы о цвете элементов на карточках, почему они так расположены в Периодической системе, где с этой закономерностью они встречаются в жизни.

Привлечение опорных знаний (химические сказки и загадки) для решения проблемных ситуаций предполагает формирование и совершенствование как общеучебных, так и специальных умений учащихся (проводить химические опыты, соотносить наблюдаемые явления с изменениями состояния молекул, атомов, ионов, проводить мысленный химический эксперимент, моделировать сущность процессов).

Презентация

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового содержания.

Цели урока:

  • Воспитания: создать условия для воспитания активности и самостоятельности при изучении нового материала.
  • Развития: создать условия для
    • развития приёмов мышления: анализа, синтеза, обобщения;
    • развития умений использовать методы познания: классификация, выполнение исследовательских заданий с использованием учебника и моделей (карточек) химических элементов.
  • Обучения: создать условия для
    • формирование представлений о классификации элементов на металлы, неметаллы и переходные элементы на основании цвета элементов и химической сказки:
    • содействия усвоению способов, средств, которые привели к определенному выводу

Этапы урока

Основные дидактические задачи

Формы организации деятельности учащихся

Методы обучения и приёмы обучения

Средства обучения

Примерное время

Этап 1. Целеполагание – определить результат урока, как выявление классификационного признака, разделение объектов изучения (химических элементов) согласно этому признаку. фронтальная беседа   5 мин.
Этап 2. Актуализация опорных знаний – создать условия для
  • обеспечение мотивации и принятие цели урока;
  • актуализация субъектного опыта (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий)
фронтальная Дидактические игры Модели химических элементов 7 мин.
Этап 3. Изучение нового материала создать условия для формирования экспериментальных умений исследования
– развивать умения фиксировать, анализировать и обобщать экспериментальные данные;
– создать условия для формирования представлений о классификации простых веществ на металлы, неметаллы и переходные элементы.
Индивидуальная работа и работа в парах постоянного состава. Исследовательский, наглядно-практический Модели химических элементов, Периодическая система химических элементов 20 мин.
Этап 4. Закрепление новых знаний и способов действий – создать условия для закрепления понятия о признаках классификации веществ на металлы, неметаллы и переходные элементы;
– обеспечение повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
Групповая выполнение заданий продуктивного характера дидактический материал,
Средства наглядности (видеоролик с использованием телевизора.
8 мин.
Этап 5. Подведение итогов урока – подведение итогов урока, выставление оценок фронтальная     5 мин.

Этап 1. На первом этапе урока определяем результат урока, как выявление классификационного признака химических элементов.

Этап 2. На этапе актуализации опорных знаний ребята показывают карточки химических элементов разных цветов, называют их, используя Периодическую систему Д.И.Менделеева. Но сразу у ребят возникает вопрос: «Почему цвета, обозначающие химические элементы, разного цвета?»

Этап 3. На следующем этапе изучении нового материала ребятам раздается инструктивная карточка с дальнейшим ходом работы и химическая сказка «Сказка о двуликом алюминии» (название сказки не дается, так как в инструктивной карточке есть вопрос по названию сказки).

Инструктивная карточка

1. Сформулируйте проблему нашего проекта
2. Поставьте цель вашей работы
3. Прочитайте химическую сказку
4. Разложите элементы так, как они расположены в таблице Д.И.Менделеева
5. Какого цвета элементы стоят в начале горизонтальных рядов? Что это за элементы?
6. Какого цвета элементы стоят в конце горизонтальных рядов? Что это за элементы? Почему Вы так решили?
7. Как можно назвать элементы ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТА?
8. Сделайте выводы по вашему исследованию и запишите их в тетради.
9. Дайте подходящее, на ваш взгляд, название сказки. Ваш выбор обоснуйте.

СКАЗКА О ДВУЛИКОМ АЛЮМИНИИ

Жил да был на свете хитрец-наглец по имени Алюминий. Его владения находились между двумя могущественными королевствами. Одним королевством правил молодой жизнерадостный король Натрий. Все в его королевстве было прекрасным: чистое небо, глубокие прозрачные озера и реки, цветы благоухали на полях. И жили в королевстве голубоглазые веселые и добрые люди. Работалось и жилось в королевстве легко, свободно, радостно. А это вызывало сильную зависть у правительницы другого королевства – Серы. Она вся пожелтела от зависти и злобы, порой даже начинала плавиться от внутреннего жара или гореть лиловым пламенем. Наконец ее терпение лопнуло после одного пышного празднества, устроенного Натрием в честь рождения сына, и Сера объявила войну Натрию.
Натрий, никогда и никому не желавший зла, по характеру мягкий, как воск, хоть ножом его режь, не был готов к войне. Он обратился к Алюминию: «Помоги, ведь мы с тобой из одного семейства – металлов». Алюминий согласился, но решил устроить так, чтобы оба войска перебили друг друга и он завладел бы и тем, и другим королевством.
И грянул бой: Войска Натрия и Серы сражались, не жалея сил, выделяя огромное количество теплоты. А Алюминий со своим войском все выгадывал удобную позицию: если побеждало войско Натрия, он стремился быть в его гуще, если одерживало верх войско Серы, он перекидывался на его сторону. Наконец и Натрий, и Сера поняли хитрость и двойственность замыслов Алюминия. Оба послали самых сильных воинов с приказом уничтожить негодяя и предателя.
Алюминий увидел, что с двух сторон к нему стремительно приближаются два всадника. Вскоре два копья с силой вонзились в его безвольное тело.
Вначале данной работы ребята поставили перед собой проблему исследования и обозначили цель исследования.

Проблема исследования

1. Почему элементы на карточках разного цвета?
2. Что обозначают цвета элементов?

Цель исследования

Узнать ответы на проблемные вопросы через исследование структуры Периодической системы.
Учащиеся начинают работать:
1. Раскладывают карточки, используя Периодическую таблицу Д.И.Менделеева;
2. Думают над вопросами инструктивной карточки;
3. Делают выводы по исследовательской работе:

Этап 4. Выводы

  • В начале горизонтальных рядов – металлы
  • В конце – неметаллы
  • Между ними – переходные элементы.

(Обязательно на уроке отрабатываются не только предметные, но и общеучебные умения.)
Где эта закономерность наблюдается в природе?

– Дайте подходящее, на Ваш взгляд, название сказки. Ваш выбор обоснуйте.

Этап 5. Подведение итога урока. (Теперь я точно знаю, что ребята хорошо запомнили классификацию химических элементов, потому что они сами узнали об этом и дали соответствующие выводы)

Достоинства исследовательского метода:

  • Исследование может проводиться с целью получения новых знаний, обобщения, приобретения умений, применения полученных знаний, изучения конкретных веществ, явлений, процессов;
  • Учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучить новый материал, кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний;
  • Способствует формированию общеучебных умений и навыков, содействует развитию положительной мотивации учащихся и увеличению их познавательной активности.

«Человек есть не то, что он есть, а то, чем он может стать. Ресурс развития человека заложен в нём самом»

К. Роджерс