Конспект занятия по региональному компоненту: "Мои родители - железнодорожники"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Знакомить с прошлым и настоящим железной дороги
  • Воспитывать интерес к профессии железнодорожника, чувство гордости за своих родителей, работающих на железной дороге
  • Продолжать знакомить детей с правилами поведения на железной дороге
  • Продолжать формировать связную, грамматически правильную речь и правильное звукопроизношение

Демонстрационный материал:

  • Иллюстрации с изображениями паровоза, тепловоза, электропоезда
  • Картинки о правилах поведения на железной дороге
  • Фотографии родителей- железнодорожников
  • Предметы спецодежды железнодорожников (жилет сигнальный, каска, фуражка железнодорожника, защитные перчатки, защитные очки)
  • Портреты изобретателей паровоза в России: отца и сына Черепановых

Раздаточный материал:

Светофорики из картона с зеленым и красным цветом

Ход занятия

Звучит музыка “Гимн РЖД” (аудиозапись)

Под музыку дети проходят на свои места.

Орг. момент

Игра “Что было раньше на жд и что сейчас”.

Дети называют и показывают паровозы и т.д. (тепловоз, электропоезд).

Воспитатель: Знаете ли вы. дети, кто был первым изобретателем паровоза в России?

Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы - русские изобретатели и промышленные инженеры, отец и сын. Паровозы Черепановых — первые паровозы, построенные в России. Использовался для перевозки медной руды от места её добычи до завода.

1 часть

Воспитатель:

Игра “назови железнодорожную профессию”:

(дети называют профессии)

  • Поезд водит ... .(машинист)
  • Формирует состав .....( составитель)
  • Связь обеспечивает ... (связист)

Загадки детей

1 загадка Егор:

Кто ведет локомотив,
Сигналов слушая мотив?
(машинист)

2 загадка Никита

Кто пропускает поезда
И знает все кому – куда?
Приму поезд и отправлю,
Зря на месте не оставлю
(Дежурный по станции)

3 загадка Арсений

Найти для поезда свободные пути
могу я , не сходя со стула,
Мне на табло со схемами пути
Светящаяся кнопка подмигнула
(Диспетчер)

4 загадка Рома

Кто в желтых жилетах
всегда на путях,
И в холод и в зной
С инструментом в руках
(Путеец)

 Дети рассказывают о профессиях родителей и членов семьи

Арсений:

- Мой дед Николай Петрович- монтер пути. Он чинит пути: меняет шпалы, участки рельсов. Работа тяжелая и ответственная.

Степа:

- Мой папа Александр Иванович работает в ПЧ-27 монтером пути и ремонтирует железнодорожные пути, для безопасности движения поездов.

Артем

- Мой папа Валерий Иванович работает машинистом. Он управляет тепловозом. Это очень сложная и ответственная работа.

Егор:

- Моего папу зовут Иван Петрович. Он работает мастером в локомотивном депо. Папа занимается ремонтом тормозов у тепловозов. Работа трудная и ответственная.

Никита

- Моя мама работает приемосдатчиком груза. Груз должен быть правильно закреплен, чтобы доехать целым и не упасть с вагона.

Физкультминутка “Посидели где придется”

Посидели, где придется (приседание),
Притащили на вокзал
Очень толстый чемодан.
Очень быстро мы бежали (бег на месте),
К поезду не опоздали (руки на поясе, поворот головой),
Всем билеты показали (вытягивать поочередно сначала правую, потом левую руку),
Грузить вещи помогали (потянуться на носках, руки вверх),
Заняли места в купе (сесть на стулья),
А уж поезд вдалеке (повернуться назад, помахать рукой)

2 часть

Воспитатель:

Дети, нельзя забывать о том, что железная дорога – зона повышенной опасности. Давайте вспомним правила безопасного поведения на железной дороге.

  • Ходить по железнодорожным путям категорически запрещается!
  • Нельзя заходить за линию безопасности у края пассажирской платформы!
  • Переходить железнодорожные пути можно только в установленных местах.
  • He использовать наушники и мобильные телефоны при переходе через железнодорожные пути!

Правила поведения в поезде:

  • не высовываться из окон вагонов и дверей тамбуров на ходу поезда.
  • не кричать;
  • не бегать по вагону;
  • не мешать попутчикам;
  • не бросать мусор в окна;
  • не стоять на подножках;
  • не прислоняться к дверям;
  • не открывать наружные двери;
  • при движении по вагону нужно держаться за поручни
  • без надобности нельзя срывать ручку стоп-крана.

Воспитатель:

Железная дорога – не место для игры,
Вы правильно усвоили, как себя вести

3 часть

Игра “Опасно – безопасно”

Воспитатель описывает ситуацию.

Дети дают оценку с помощью светофоров из картона (красный цвет – опасно, зеленый цвет – безопасно)

Ситуации:

Ребята играют на платформе

Мальчик прыгает по рельсам.

Щенок сидит на рельсах.

Дети играют в прятки. Оля спряталась под вагон, чтобы ее не нашли.

В вагоне поезда жарко, Петя открыл окно и высунул голову.

Ваня в зале ожидания ждет поезд.

Сережа переходит железнодорожные пути по надземному переходу.

Бабушка очень спешила, решила сократить путь, и пошла через рельсы.

Воспитатель предлагает детям надеть предметы спецодежды и объяснить, зачем нужен каждый предмет (Для безопасного производства работ на ж.д. транспорте)

4 часть

Воспитатель:

- Некоторые ребята уже знают какой профессией хотят овладеть. и сейчас они расскажут об этом

Дети читают стихи

Артем:

У меня растут года,
Будет и 17,
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
Летчику хорошо,
Машинисту лучше.
В машинисты б я пошел,
Пусть меня научат.

Рома:

Летят года, недели стремительной стрелою,
Железная дорога – мечта для нас с тобою,
Преодолеть преграды мы сможем без труда,
Стать железнодорожниками – вот наша мечта.

Степа:

Профессий много на земле –
Кузнец, шахтер, художник,
Но мы решили – лучше всех,
(хором) Конечно, железнодорожник!

Арсений:

Много дел у машинистов, возит он из края в край
Мед душистый, мех пушистый,
Книжки, овощи и чай.
Он везет людей в вагоне, за вагоном ветер мчит.
"Не догонишь, не догонишь",
Электровоз ему кричит.

Итог занятия:

  • О чем говорили?
  • Что узнали нового?
  • Что запомнилось?

Литература

  1. К. П. Нефедова “Транспорт. Какой он?” М.:ГНОМ и Д. 2008 г.64 с.
  2. Нуждина Т. "Чудо-всюду. Мир вещей и машин” Академия Развития 1998
  3. Большая энциклопедия дошкольника. - М. : Махаон, 2002. - 336 с
  4. Материалы сети Интернет сайт “http://railway.kanaries.ru”