Урок русского языка в 5-м классе на тему "Тип текста – рассуждение"

Разделы: Русский язык


Цель урока: рассмотреть отличие рассуждения от повествования и описания; познакомить с планом-схемой рассуждения; научить строить текст-рассуждения по плану; развивать связную речь и коммуникативную активность учащегося.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя (знакомство с темой и целью урока).

III. Повторение об описании и повествовании. Беседа по вопросам.

1. Почему повествование называется именно так?

На какие вопросы отвечают тексты данного типа?

Каков план таких текстов?

Кто сможет изобразить её в виде схемы на доске?

Слов какой части речи много в повествовании?

Если мы не можем различить тип текста, какой прием можно использовать, чтобы определить повествование?

Рассмотрим всё это на примере текста. Возьмите карточку №1.

Мы прочитаем текст и попробуем выявить черту повествования.

(Один ученик с выражением читает текст)

Как мы можем доказать, что это повествование?

(Рассказывается, глаголы, структурные элементы повествования, слайды)

В доказательство того, что данный текст можно представить слайдами, мы рассмотрим иллюстрации, сделанные ученицей Нигматуллиной Марией.

К каким частям рассказа подходит каждая?

2. В чём особенность описания?

Вопросы.

Части речи.

План.

Если повествование мы можем представить в виде киноленты, то как же быть с описанием?

(Одна картина)

Прочитаем текст карточки №2.

(Ученик читает с выражением)

Как мы докажем, что это описание?

(описывают, прилагательные, назван предмет, дается его описание, только одна картинка)

На доску вывешивается матрешка, сделанная ученицей Нигматуллиной Марией.

IV. Объяснение темы.

Рассмотри тип текста рассуждение.

Что значит рассуждать? (Приводить доводы, доказывать)

Если мы будем что-то доказывать, то на какой вопрос мы будем отвечать? (Почему?)

При доказательстве мы будем использовать слова: во-первых, во-вторых, следовательно, таким образом, итак, поэтому, потому что, так как.

План текста будет таким:

1. Тезис (мысль, которую нужно доказать).

2. Доказательства (доводы, примеры):

а)

б)

в)

3. Вывод.

Рассуждение невозможно представить в виде рисунка, а уж тем более в виде кинопленки.

V. Закрепление.

 

Рассмотрим тексты карточки №3.

Ученики читают выразительно текст №1, текст№2, текст №3.

Найдите текст-рассуждение, докажите, что вы правы.

Определите типы остальных текстов. Почему это описание? Повествование?

Какой тип текста вы использовали при объяснении? (Рассуждение)

Обобщение.

Мы с вами рассмотрели тип текста рассуждение.

Кто может рассказать об этом типе текста?

Ученик 1.

Ученик 2.

VI. Подготовка к домашней работе.

Мы с вами рассмотрели два текста про матрешку – описание и повествование.

Нам не хватает еще одного. Какого?

Да, нам нужен текст-рассуждение.

Скажите, пожалуйста, почему именно матрешку просила передать дочь автора?

Матрешка долгое время являлась символом России. Почему матрешка – символ России? Является ли сегодня матрешка символом России?

Какая польза может быть от матрешки?

Надо написать сочинение-рассуждение на одну из тем:

Матрешка – символ России.

Матрешка и сегодня является символом России.

И от матрешки может быть много пользы.

О чем вы будете писать?

VII. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение.

Карточки для урока

Карточка №1

Отрывок из очерка К.Г.Паустовского “Толпа на набережной”.

(Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968), русский писатель)

- Когда ты сойдешь на берег в Неаполе, — сказала мне моя дочь — молодая женщина, склонная к неожиданным поступкам, — то подари эту матрешку первой же итальянской девочке.

Я согласился. Кто знает, может быть, это поручение приведет к какому-нибудь лирическому событию.

Ранним утром наш пароход причалил к молу около замка Кастель-Нуово.Через огромный зал таможни с выложенными на полу мозаиками каравелл мы вышли на мол и ступили на итальянскую землю.

Полицейские в белых тропических шлемах и белых лакированных портупеях смотрели на нас пристально и выжидательно. Иногда их глаз просто умоляли нас о чем-то непонятном. Но вскоре выяснилось, что полицейские жаждали получить московские сувениры (“сувениро ди Моска”), в особенности значки с видами Кремля. Открыто выпрашивать сувениры они не решались.

Я вышел на набережную. Я не забыл об итальянской девочке и нес матрешку, завернутую в папиросную бумагу. Любители сувениров некоторое время молча и укоризненно брели за мной, потом отстали.

И, наконец, я увидел ее.

Когда девочка подошла ближе, я развернул папиросную бумагу и вынул из нее матрешку.

Она увидела матрешку, остановилась и засмеялась, прижав к груди смуглые пальцы. Чему она смеялась, я не знаю. Быть может, красоте неизвестной игрушки, пылавшей под солнцем Неаполя. Так смеются люди, когда сбываются их любимые сны. Я протянул матрешку девочке. Она не взяла ее. Она перестала смеяться, сдвинула темные брови и испуганно метнулась в сторону. Я схватил ее за руку и почти силой заставил взять куклу.

Она потупилась, присела и сказала едва слышно:

- Грацие, синьоро!

Через минуту вокруг нас уже перекрикивалась разноцветная топа продавщиц. Они оставили без надзора свои лотки с апельсинами, дешевыми кораллами, цветами, лентами, американской жевательной резинкой и сигаретами. Они хлопали меня по плечу, обнимали, что-то кричали мне прямо в лицо, и глаза у них смеялись.

Толпа росла. Мчавшиеся по набережной такси останавливались около нас. Шоферы спрашивали, что случилось, после чего поспешно выскакивали вместе с пассажирами из машин и протискивались к девочке. Портовые рабочие напирали сзади. Откуда-то нахлынули школьники. Они аплодировали матрешке, хлопая книгой о книгу.

Девочка вся искрилась от восторга, от всего этого необыкновенного случая в порту.

Внезапно все стихли. Я оглянулся. К толпе медленно шел таможенный надсмотрщик в кепи с золотым галуном и маленьким, как будто игрушечным, пистолетом, висевшим на поясе в белой лакированной кобуре.

Он шел уверенно, раздвигая толпу. Лицо его с короткими усиками было совершенно бесстрастно.

Надсмотрщик подошел к девочке, взял у нее из рук матрешку и начал ее тщательно рассматривать, наморщив брови. Девочка умоляюще смотрела на него. Несколько раз она робко протягивала к матрешке руку, но тотчас отдергивала ее.

Надсмотрщик поднял над головой матрешку, показал ее на все стороны, как это делают фокусники, потом быстрым и совершенно незаметным движением открыл матрешку и выхватил из нее вторую — в яркой зеленой шали.

По толпе прошел тихий восторженный гул. Надсмотрщик снова щелкнул языком, и из зеленой матрешки мгновенно появились желтая, потом синяя, фиолетовая и, наконец (он вынул двумя пальцами и осторожно поднял), последняя — самая маленькая матрешка в золотой шали.

Тогда толпа как бы взорвалась. Вихрь криков пронесся над ней. Люди хлопали в ладоши, свистели, били себя по бедрам, топали ногами и хохотали.

Надсмотрщик так же спокойно собрал все шесть матрешек в одну и отдал девочке.

Карточка №2

До моего отъезда матрёшка в шали пышного алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная.

В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разноцветных шалях : зелёной, желтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота.

Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой – соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза их он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного взмаха должны были разбиваться вдребезги мужские сердца.

Карточка №3

  1. Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже сквозь горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам.
  2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они сильные и красивые! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые острые клыки.
  3. Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика. Может быть, потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится? А как вы думаете?