Программа содействия воссоединению семьи

Разделы: Общепедагогические технологии, Социальная педагогика


Пояснительная записка.

Настоящая программа разработана в связи с настоятельной необходимостью расширения работы образовательного учреждения по развитию у воспитанников семейных ценностей, воспитания ответственности детей, их родственников за судьбы друг друга.

Настоящая программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой, федеральным законодательством, в том числе Семейным кодексом, ФЗ№120 о профилактике безнадзорности несовершеннолетних и защите их прав, Законом Кемеровской области №35, другими нормативно-правовыми актами.

Работа в рамках данной программы позволяет воспитанникам, их родителям и родственникам реализовывать свое право на восстановление семейных уз.

Стандартом выполнения данной программы и конечной целью являются мероприятия воспитательного, консультативного, контрольно-инспекционного характера, направленные на возврат воспитанников детского дома в семью, на исправление с помощью и в соответствии с рекомендациями педагогических работников учреждения ошибок семейного воспитания.

Настоящая программа включает в себя следующие направления работы:

  • мероприятия воспитательного характера с воспитанниками по привитию и восстановлению семейных ценностей;
  • психолого-педагогическую помощь воспитанникам;
  • психолого-педагогическое консультирование родственников и родителей;
  • социально-педагогическое и правовое консультирование при составлении исковых и других необходимых документов;
  • индивидуальную работу педагога-психолога, социальных педагогов, администрации учреждения с детьми и родственниками.

Данная программа не противоречит общим задачам муниципального казённого образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей “Детский дом №1”, работающего над проблемами реабилитации и социализации воспитанников, в том числе, с девиантным поведением и проблемами здоровья.

Данная программа направлена на решение следующих задач:

  1. формирования коммуникативных умений через реабилитацию, а также социализацию воспитанников и их родственников;
  2. воспитания детей через систему личностных отношений;
  3. развития эмоционально-волевой сферы воспитанников в процессе освоения ими опыта творческой, учебной деятельности и работы по самообслуживанию в ходе социально-бытовой ориентации.

Решение данных задач позволяет достичь цели программы: оказание всесторонней помощи для возвращения детей в семью.

Анализ работы по Программе в 2011, 2012 годах

В течение 2011-2012 годов активно проводилась работа по следующим направлениям:

  1. Психологическая диагностика воспитанников и их родственников, уровня их взаимоотношений, возможности восстановления семьи, реабилитации детей, уровня семейной дезадаптации.
  2. Психолого-педагогическое сопровождение.
  3. Социально-педагогическое сопровождение детей и родственников воспитанников.
  4. Обследование жилищно-бытовых условий жизни семьи.
  5. Оказание правовой помощи родителям и другим родственникам детей при обращениях в Управление опеки и попечительства администрации города Новокузнецка и другие учреждения.
  6. Оказание правовой и юридической помощи для обращения в суд на восстановление родительских прав.
  7. Первичное сопровождение семей после возвращения воспитанника в семью.

Таким образом, система работы учреждения в данном направлении позволила вернуть в семью 15 воспитанников:

  • Ш. Костя, Р. Анатолий, Х. Татьяна, Т. Максим, П. Саша, З. Андрей были переданы под опеку бабушек;
  • К. Наталья была передана под опеку дальней родственницы;
  • И. Александра, Г. Павел, Г. Анна, С. Андрей, Л. Александр решением суда переданы родителям, матери были восстановлены в родительских правах;
  • Г. Александр, М. Галина, Ш. Екатерина решением Управления опеки переданы в семьи матерей, вернувшихся из мест лишения свободы.

В процессе суда по восстановлению в родительских правах матери воспитанников М. Мансура и Али, подростки сами отказались возвращаться домой к матери и жить с ней, мотивируя это тем, что в детском доме им лучше: их хорошо кормят, следят за здоровьем.

Социальная служба детского дома в лице администрации, социальных педагогов и воспитателей систематически поддерживают отношения с детьми и подростками, отчисленными из детского дома в связи с возвращением в семью.

Благополучно сложилась жизнь в семьях бывших воспитанников детского дома №1 Р. Анатолия, Х. Татьяны, Л. Александра, Т. Максима, З. Андрея, М. Галины, Ш. Екатерины, К. Натальи, И. Александры, П. Данилы,

Проблемы с обучением и трудности возникли у бабушки Ш. Константина. Она помещала подростка в реабилитационный центр на 3 месяца. В настоящее время подросток вновь находится в семье бабушки.

Мать Г. Александра вновь была арестована за торговлю наркотиками. В настоящее время подросток (17 лет) находится в реабилитационном центре “Полярная звезда”.

В процессе суда по восстановлению в родительских правах матери воспитанников Г. Павла и Анны администрация и педагогический коллектив выступали категорически против возвращения детей в семью. Однако решение суда было принято в пользу матери. Дети перестали посещать школу. В настоящее время находятся в центре помощи детям. Мать пыталась, но не смогла создать жизненно необходимые условия, не имела возможности контролировать обучение детей.

В настоящее время ведется работа:

  • с семьей П. Александра (бабушка и старшая сестра). Проблема возникает из-за наличия у сестры собственных восьми детей;
  • с матерью братьев П. Алексея и Н. Ильи. Дети очень добрые, адаптированы, социализированы, однако мать пока не может разобраться с мужьями, хотя детей регулярно посещает, всегда разговаривает с воспитателями, любит мальчиков, но в связи с тем, что у неё на руках ещё двое маленьких детей, она пока не имеет возможности начать судебное дело по возвращению сыновей.
  • бабушка С. Артема регулярно посещает внука, начинала оформлять опеку, но в течение 3 месяцев была тяжело больна.

Таким образом, деятельность администрации и педагогического коллектива в данном направлении имела свои положительные результаты.

План работы по Программе в 2013 году

цель мероприятие сроки место проведения ответственные
Поддержка семейных связей и отношений Посещение родных и близких суббота, воскресенье 09.00-20.00 учебная комната,

1 этаж

холл, 1 этаж

воспитатели
Воспитание в духе семейных традиций, базовых семейных ценностей Организация и проведение массовых праздников

Организация и проведение мероприятий в группах

По плану работы детский дом,

учреждения образования, культуры

заместитель директора по УВР,

воспитатели

Восстановление в родительских правах родителей в отношении детей Консультации

Оформление документов

Составление актов обследования жилищных условий

Обеспечение дальнейшего обучения

в течение года - социальный педагог, воспитатели