Урок по теме "Разветвляющиеся алгоритмы". 9-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (859 кБ)


Цели  урока:

  • ввести понятия разветвленного алгоритма, ветвления полной и неполной формы;
  • научиться  изображать  разветвляющиеся алгоритмы в виде блок схемы.

Задачи:

  • Обучающие: способствовать изучению разветвляющихся алгоритмов, полного и неполного ветвления, последовательности действий при решении задач, формирование навыка составлять блок-схемы.
  • Развивающие: способствовать развитию логического мышления, внимания; развитие познавательного интереса к предмету.
  • Воспитательные: развитие умения связывать изучение нового материала с уже известными фактами; воспитание самостоятельности и умения работать в группах, в паре и самостоятельно.

Тип урока:  урок получения новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация (Презентация), листы оценок групп (Приложение 1), карточки с заданиями для групп (Приложение 2), опорный конспект урока для учащихся (Приложение 3), задания для самостоятельной работы (Приложение 4), смайлики для рефлексии (желтые и красные)

В начале урока класс делится на три группы:

1 гр. – 1 уровень сложности (базовый уровень),
2 гр. – 2 уровень сложности (повышенный уровень),
3 гр. – 3 уровень сложности (углубленный уровень).

В каждой группе заранее учителем выбирается капитан (помощник), который будет заполнять лист оценок группы.

План урока:

I. Организационный момент (3 мин.)
II. Актуализация опорных знаний (5 мин.)
III. Изучение нового материала (12 мин.)
IV. Закрепление изученного (20 мин.)

  1. Работа в группах
  2. Работа в парах.
  3. Самостоятельная работа.

V. Подведение итогов урока (3 мин).
VI. Рефлексия (1 мин.)
VII. Домашнее задание (1 мин.)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем интересный урок. Вы разбиты на группы и в каждой группе есть капитан, который будет отмечать в листе оценок  количество правильных ответов (+), когда вы будете работать группой и в парах. Капитан также поставит Вам оценку за активное участие в группе. Я тоже Вам поставлю оценку за активность работы группы, а также за самостоятельную работу. Все эти оценки повлияют на итоговую оценку за урок. Во время урока все новые определения Вы будете вписывать в опорные конспекты.

II. Актуализация опорных знаний

 Фронтальный опрос:

  • Дайте определение алгоритму;
  • Перечислите свойства алгоритма;
  • Назовите способы записи алгоритмов;
  • Какие алгоритмические конструкции вы знаете?
  • Какой алгоритм называется линейным?
  • Найдите ошибки в предложенных блок-схемах:

а)

б)

в)

III. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя: Каждый день, совершая определенные действия, мы выполняем какой-либо алгоритм.
Приведите, пожалуйста, примеры, из повседневной жизни, относящиеся к линейным алгоритмам. (Ученики приводят примеры линейных алгоритмов: посадки саженца в саду, приготовление кофе и т.д.) 
К сожалению, в жизни линейные алгоритмы встречаются довольно редко. Всегда появляются какие-нибудь  условия, которые изменяют алгоритм.
Например: вы умываетесь, чистите зубы и вдруг перестала идти вода или закончилась паста. Утром, собираясь в школу, мы обязательно посмотрим в окно: если идет дождь, то берем с собой зонт… (Ребята продолжают приводить примеры). Такие условия  встречаются в нашей жизни довольно часто.
Находясь на развилке двух (и более) дорог, русский богатырь выберет только одну в зависимости от своей цели и некоторого условия, написанного на камне.
Таким образом, появляется новый вид алгоритма.
– Как бы вы его назвали? (Разветвляющимся или «развилкой»).
– Попробуйте дать ему определение. (Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий)
– Ниже приведены формы ветвлений. Чем они отличаются? Как бы вы их назвали?  (Полная и неполная форма ветвления).

– А теперь попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока:

Цель урока:

  • познакомиться с  алгоритмической структурой ветвление;
  • изучить полную и неполную формы команды ветвления;
  • Научиться  изображать  разветвляющиеся алгоритмы в виде блок схем.

Учитель дополняет ответы учащихся и записывает полную и неполную форму ветвлений на алгоритмическом языке и на языке Паскаль.

Полная Неполная
Если условие то действие 1 иначе действие 2 Если условие то действие 1
if условие then действие 1 else действие 2 if условие then действие 1

Примеры использования разветвляющихся алгоритмов в виде блок-схем:

Если ласточки летают низко, то будет дождь, иначе дождя не будет. Если погода будет хорошая, то перед тем, как делать уроки, покатаюсь на лыжах.

IV. Закрепление изученного

1.  Работа в группах

Каждая группа получает задание – составить блок – схему по одному из известных произведений.

1 группа

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою»

С.Есенин  «Гой ты, Русь, моя родная»

2 группа
Вы отправляетесь в кино. Подойдя к кинотеатру, вы обнаруживаете, что сегодня идут два фильма: новая серия «Гарри Поттера» и новый боевик с Сильвестром Сталлоне. Если есть билеты на первый, то пойдете смотреть его, иначе будете смотреть боевик.

3 группа

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом:
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит,
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…

А.С.Пушкин

Учитель: В качестве условий ветвления действий в алгоритмах могут указываться любые равенства и неравенства над величинами и алгебраическими выражениями.

Выражения, используемые в качестве условий.

A < B A меньше B
A <= B A меньше или равно B
A = B A равно B
A > B A больше B
A >= B A больше или равно B
A<>B A не равно B

Условия такого типа называют простыми условиями. Простое условие состоит из двух операндов, соединенных операциями отношения. Его значение считается истиной, если это отношение соблюдается, или ложью в противоположном случае.

Рассмотрим  пример:

х 5 –2 0
у 30 6 10

Предложить ученикам написать программу на языке Паскаль вместе с учителем.

Program zadacha1;
Var x,y: integer;
begin
writeln(‘Введите x:’);
readln (x);
if x<0 then y:= 8+x;
else y:= 4*x+10;
writeln (‘y= ’,y );
end.

2. Работа в парах

Ребята внутри каждой группы делятся на пары.

Задание: Вычислите алгоритм разветвленной структуры, представленной в виде блок-схемы, при заданном входном потоке исходных данных:

1)

а 0 2 4 6 8
х –5 –1 3 18 22

Выслушиваются ответы всех пар и сравниваются с правильным. Если учащиеся допустили ошибки, то они разбираются.

2) Для более подготовленных учащихся

Ввод  Х 4 148
Вывод  Х 20 220

3. Самостоятельная работа. (Приложение 4). Каждый ученик садиться за компьютер. На рабочем столе открыв файл «Самостоятельная работа», он выбирает одно любое из предложенных  заданий и строит в тетради блок-схему. Тетради в конце урока сдаются учителю на проверку.

V.  Подведение итогов урока

– На уроке мы с вами познакомились с разветвляющими алгоритмами из таких предметных областей как литература и математика.

Учитель: Приведите примеры из  других областей наук, где вы встречались с разветвляющимися алгоритмами. (Физика: если ускорение равно нулю, то движение равномерное, иначе неравномерное. Химия: если на внешнем энергетическом уровне больше 3 электронов, то металл, иначе неметалл;  Русский язык: если вопрос к глаголу содержит « ь», то глагол пишется с «ь» знаком,  иначе без «ь» знака).

Учитель: Вся наша жизнь – это алгоритм сложной «ветвящейся»  структуры и надо стремиться к тому, чтобы каждое наше действие было обдуманным и приводило к  правильному, достойному результату!

VI. Рефлексия

– Каков же результат нашего урока?
Выполните алгоритм:  Если понравился урок, то поднимите желтый смайлик, иначе красный смайлик.

Учитель: Какая это алгоритмическая структура? Какое ветвление вы сейчас выполнили?

VII. Домашнее задание в опорном конспекте (любые два задания)

Литература:

  1. Н.Г.Угрнинович «Информатика и ИКТ», базовый курс – Москва, БИНОМ, 2005.
  2. А.А.Чернов «Конспекты уроков по информатике в 9-11 кл», Волгоград, Учитель, 2006.